Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш с детьми 5 лет с ТНР (3 уровень речевого развития) с применением технологии саморазвития (М. Монтессори)

2
0
Материал опубликован 4 November

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации

звуков С-Ш с детьми 5 лет с ТНР (3 уровень речевого развития)

с применением технологии саморазвития (М. Монтессори)

Тема: Дифференциация звуков С и Ш на уровне слов.

Цель: учить детей дифференцировать звуки и буквы С – Ш в словах.

Коррекционно-образовательные:

- закрепление представления о правильной артикуляции С и Ш;

- закрепление представление о графическом образе букв С и Ш;

Коррекционно-развивающие:

- развивать навык тактильного узнавания буквы «с» и буквы «ш»;

- развивать фонематические представления и языковой анализ на уровне слова;

- развивать высшие психические процессы (зрительную память, словесно-логическое мышление);

- развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

- воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Программно-методическое обеспечение:

Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. —— М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с. 


Оборудование: клубок ниток, тактильные дорожки, коробки с предметами, волшебный мешочек, тактильные буквы, кружочки с буквами С и Ш, прищепки с картинками, природные материалы (горох, фасоль и т.д.), аудиосюжет «Звуки природы».

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечания

Приветствие

(По М. Монтессори)

(Организационный этап и введение в тему)

Здравствуйте, ребята!


Посмотрите, у меня есть клубок с нитками.

Давайте будем передавать его друг другу, оставляя нитку в руке, и поздороваемся друг с другом, называя друг друга ласково.

(Я передам Маше) Здравствуй, Машенька!


Какие все молодцы, поздоровались друг с другом!

Ребята, посмотрите, пока мы передавали клубок с нитками, нитка запуталась, а это значит, что мы с вами связаны дружбой, и мы все здесь друзья.


А теперь давайте внимательно послушаем стихотворения, и определим какой звук повторяется чаще всего:


Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.



Какой звук встретился чаще всего?



А теперь послушаем другое стихотворение:



Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.



А в этом стихотворении?


-Правильно! Сегодня, мы с вами будем учиться не путать звуки С и Ш.

Давайте вспомним правильное положение губ, зубов и языка при произношении звуков [С] и [Ш].

Здравствуйте!


Дети здороваются друг с другом, передавая клубок с нитками




Дети слушают логопеда

















Звук Ш











Звук С


Дети повторяют за логопедом






































При этом педагог демонстрирует правильную артикуляцию.

Звук С: зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.

Звук Ш: губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Ходьба по линии

(по М.Монтессори)

Ребята, давайте пройдемся по волшебной дорожке.

Когда вы пойдете по дорожке, вам на пути встретятся коробочки. Их нужно открыть и назвать что там лежит. Если в названии предмета вам встретиться звук С, то нужно хлопнуть в ладоши. Если звук Ш, то присесть.

шапка, сумка, лягушка, карандаш

шишка, самолет, автобус, бусы


Молодцы!

Дети наступают на плитку тактильного коврика, открывают коробочку, в которой находится предмет. Называют его и совершают действие в зависимости от того какой звук есть в названии этого предмета.

Через каждую плитку тактильного коврика стоят коробочки, в которых лежат предметы (шапка, сумка, лягушка, карандаш, шишка, самолет, автобус, бусы)

Круг


(Основной этап)

Развитие тактильного восприятия и фонематического преставления, воображения.

Ребята, давайте сядем в круг и посмотрим, что лежит в волшебном мешочке?


Попробуйте на ощупь угадать, что лежит в мешочке. Доставайте и проверяйте, правильно ли вы назвали.


А теперь давайте придумаем слово с этим звуком



Молодцы, все справились с заданием!


Развитие мелкой моторики и фонематического представления, звукового анализа на уровне слова.

Посмотрите, у меня есть ромашки с буквами С и Ш, но у меня потерялись лепестки (прищепки) с картинками к ним. Поможете мне их найти?


По комнате спрятаны лепестки (прищепки) с картинками, в названии которых есть необходимый звук, и вам их нужно найти для своей ромашки.


Какие вы молодцы, отлично справились, и насобирали целое поле ромашек!


Развитие словесно-логического мышления.

Давайте вернемся в круг и посмотрим, что стоит на столе.

Верно!

Слон, капуста, шишка, автобус

Как вы думаете, что лишнее? Почему?


Верно, лишняя шишка.


Развитие зрительной памяти.

А теперь я добавлю лягушку и попробуем их всех запомнить.

Дается несколько минут на запоминание.

Закрываем глаза. Логопед прячет один предмет и спрашивает: «что пропало?»


Молодцы, пропал слон.

Да, давайте



Дети достают из мешочка тактильные карточки и придумывают слово с этим звуком







Дети собирают походящие прищепки и прикрепляют их к кругу с буквой С или Ш















Лишняя шишка.

Потому что в остальных словах нет звука Ш.





Пропал слон.

В мешочке лежат карточки с тактильными буквами, сделанными из природных материалов (горох, фасоль и т.д.)









Детям раздаются кружочки, на каждом из которых написана буква С/ Ш. по комнате лежат прищепки с картинками

На звук С: лес, сова, часы, сани, автобус, сыр, стул, слон, ананас, кактус, капуста, бусы

На звук Ш: камыш, ландыш, карандаш, душ, вишня, шишка, шапка, шарф, шуба, шар, ромашка, мышка, лягушка

Минута тишины

(физминутка)

Давайте немного отдохнем, закроем глаза и послушаем звуки природы.

Дети закрывают глаза и слушают музыку

https://yandex.ru/video/preview/11798972075246404734 с 8:00- 10:00

Свободная работа

(закрепление материала)

Ребята, а теперь попробуйте сами найти предметы, в названии которых встречается звук С или Ш, и сложить их в коробочку.





А затем выбранную букву выложите из природных материалов (фасоль, горох, макароны и т.д.) у себя на столе


Дети находят предметы в названии которых есть звук С или Ш и складывают в отдельную коробку


Выкладывают выбранную букву с природных материалов



Подведение итогов

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились! Но кто мне ответит, что мы сегодня делали?

- Какие задания вам понравились больше всего и почему?


- Спасибо вам за работу, до свидания!

Мы учились не путать звуки С и Ш

Дети отвечают на вопросы и прощаются с логопедом




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.