Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш с детьми 5 лет с ТНР (3 уровень речевого развития) с применением технологии саморазвития (М. Монтессори)
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации
звуков С-Ш с детьми 5 лет с ТНР (3 уровень речевого развития)
с применением технологии саморазвития (М. Монтессори)
Тема: Дифференциация звуков С и Ш на уровне слов.
Цель: учить детей дифференцировать звуки и буквы С – Ш в словах.
Коррекционно-образовательные:
- закрепление представления о правильной артикуляции С и Ш;
- закрепление представление о графическом образе букв С и Ш;
Коррекционно-развивающие:
- развивать навык тактильного узнавания буквы «с» и буквы «ш»;
- развивать фонематические представления и языковой анализ на уровне слова;
- развивать высшие психические процессы (зрительную память, словесно-логическое мышление);
- развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
- воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Программно-методическое обеспечение:
Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. —— М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
Оборудование: клубок ниток, тактильные дорожки, коробки с предметами, волшебный мешочек, тактильные буквы, кружочки с буквами С и Ш, прищепки с картинками, природные материалы (горох, фасоль и т.д.), аудиосюжет «Звуки природы».
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Примечания |
Приветствие (По М. Монтессори) (Организационный этап и введение в тему) | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у меня есть клубок с нитками. Давайте будем передавать его друг другу, оставляя нитку в руке, и поздороваемся друг с другом, называя друг друга ласково. (Я передам Маше) Здравствуй, Машенька! Какие все молодцы, поздоровались друг с другом! Ребята, посмотрите, пока мы передавали клубок с нитками, нитка запуталась, а это значит, что мы с вами связаны дружбой, и мы все здесь друзья. А теперь давайте внимательно послушаем стихотворения, и определим какой звук повторяется чаще всего: Пишет школьник Паша Шапка, шайба, каша Мышка, мошка, шутка, Шахматы, мишутка. Какой звук встретился чаще всего? А теперь послушаем другое стихотворение: Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. А в этом стихотворении? -Правильно! Сегодня, мы с вами будем учиться не путать звуки С и Ш.
Давайте вспомним правильное положение губ, зубов и языка при произношении звуков [С] и [Ш]. | Здравствуйте! Дети здороваются друг с другом, передавая клубок с нитками Дети слушают логопеда Звук Ш Звук С Дети повторяют за логопедом | При этом педагог демонстрирует правильную артикуляцию. Звук С: зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Звук Ш: губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. |
Ходьба по линии (по М.Монтессори) | Ребята, давайте пройдемся по волшебной дорожке. Когда вы пойдете по дорожке, вам на пути встретятся коробочки. Их нужно открыть и назвать что там лежит. Если в названии предмета вам встретиться звук С, то нужно хлопнуть в ладоши. Если звук Ш, то присесть. – шапка, сумка, лягушка, карандаш – шишка, самолет, автобус, бусы Молодцы! | Дети наступают на плитку тактильного коврика, открывают коробочку, в которой находится предмет. Называют его и совершают действие в зависимости от того какой звук есть в названии этого предмета. | Через каждую плитку тактильного коврика стоят коробочки, в которых лежат предметы (шапка, сумка, лягушка, карандаш, шишка, самолет, автобус, бусы) |
Круг (Основной этап) | Развитие тактильного восприятия и фонематического преставления, воображения. Ребята, давайте сядем в круг и посмотрим, что лежит в волшебном мешочке? Попробуйте на ощупь угадать, что лежит в мешочке. Доставайте и проверяйте, правильно ли вы назвали. А теперь давайте придумаем слово с этим звуком Молодцы, все справились с заданием! Развитие мелкой моторики и фонематического представления, звукового анализа на уровне слова. Посмотрите, у меня есть ромашки с буквами С и Ш, но у меня потерялись лепестки (прищепки) с картинками к ним. Поможете мне их найти? По комнате спрятаны лепестки (прищепки) с картинками, в названии которых есть необходимый звук, и вам их нужно найти для своей ромашки. Какие вы молодцы, отлично справились, и насобирали целое поле ромашек! Развитие словесно-логического мышления. Давайте вернемся в круг и посмотрим, что стоит на столе. Верно! Слон, капуста, шишка, автобус Как вы думаете, что лишнее? Почему? Верно, лишняя шишка. Развитие зрительной памяти. А теперь я добавлю лягушку и попробуем их всех запомнить. Дается несколько минут на запоминание. Закрываем глаза. Логопед прячет один предмет и спрашивает: «что пропало?» Молодцы, пропал слон. | Да, давайте Дети достают из мешочка тактильные карточки и придумывают слово с этим звуком Дети собирают походящие прищепки и прикрепляют их к кругу с буквой С или Ш Лишняя шишка. Потому что в остальных словах нет звука Ш. Пропал слон. | В мешочке лежат карточки с тактильными буквами, сделанными из природных материалов (горох, фасоль и т.д.) Детям раздаются кружочки, на каждом из которых написана буква С/ Ш. по комнате лежат прищепки с картинками На звук С: лес, сова, часы, сани, автобус, сыр, стул, слон, ананас, кактус, капуста, бусы На звук Ш: камыш, ландыш, карандаш, душ, вишня, шишка, шапка, шарф, шуба, шар, ромашка, мышка, лягушка |
Минута тишины (физминутка) | Давайте немного отдохнем, закроем глаза и послушаем звуки природы. | Дети закрывают глаза и слушают музыку | https://yandex.ru/video/preview/11798972075246404734 с 8:00- 10:00 |
Свободная работа (закрепление материала) | Ребята, а теперь попробуйте сами найти предметы, в названии которых встречается звук С или Ш, и сложить их в коробочку.
А затем выбранную букву выложите из природных материалов (фасоль, горох, макароны и т.д.) у себя на столе | Дети находят предметы в названии которых есть звук С или Ш и складывают в отдельную коробку Выкладывают выбранную букву с природных материалов | |
Подведение итогов | - Ребята, вы сегодня хорошо потрудились! Но кто мне ответит, что мы сегодня делали? - Какие задания вам понравились больше всего и почему? - Спасибо вам за работу, до свидания! | Мы учились не путать звуки С и Ш Дети отвечают на вопросы и прощаются с логопедом |