Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию «Чудесное дерево» в первой младшей группе
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга
Отделение дошкольного образования детей
КОНСПЕКТ
Совместной деятельности в первой младшей группе (2 – 3 года)
по познавательному развитию
«ЧУДЕСНОЕ ДЕРЕВО»
Автор:
воспитатель Фуртуна Екатерина Сергеевна
Тема: Чудесное дерево
Цель: Продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах и формах, создавая положительные эмоции в процессе совместной деятельности детей с воспитателем.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
- Учить детей распознавать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) на ощупь.
- Продолжать учить называть правильно предметы и их внешнее описание.
- Учить детей плоскостному конструированию из геометрических фигур и счетных палочек.
- Вовлекать детей в речевую активность, называя предметы, цвета, формы.
Развивающие:
- Развивать умения детей составлять геометрические фигуры из счетных палочек.
- Тренировать умения детей узнавать животных по голосам.
- Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
-Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе сверстников, не толкаться, там, где может быть тесно.
Материалы:
Макет дерева, четыре цветных мешочка основных цветов, счетные палочки, фигурки животных (мишка, белка, кошка, воробей), геометрические фигуры из картона, объемные геометрические фигуры и ячейки для них, игрушка-перчатка на руку кошка, маски-ободки воробьев, аудиозапись.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель предлагает детям познакомиться со сказочным деревом. Читает стихотворение и приглашает их к столу, где стоит макет дерева с цветными мешочками.
Произвольные высказывания детей согласно предложению воспитателя.
А у наших, у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
А мешочки на нём.
Словно яблоки!
Воспитатель: Вот оно, какое у нас чудесное дерево! Что же на нём выросло?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мешочки. А какого они цвета?
Ответы детей (красного, желтого, зеленого, синего).
Воспитатель: Молодцы, да и красного, и желтого, и зеленого, и синего. А мешочки-то эти не простые, в них что-то есть. Давайте посмотрим.
Воспитатель снимает с дерева и развязывает первый красный мешочек и достает из него медвежонка.
Произвольные высказывания детей.
Воспитатель: Ой, смотрите, тут медвежонок.
Высказывания детей.
Воспитатель: Ребята, да он тут не один, смотрите, что у мишки в мешочке еще есть.
Воспитатель достает из мешочка геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) четырех цветов (красного, желтого, зеленого, синего). Дети произвольно высказываются.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что тут есть.
Идёт процесс рассматривания геометрических фигур, сопровождающийся словом воспитателя по примерной схеме описания фигур: что это, какого цвета, что у него есть (углы, стороны). Ребятам предлагается взять фигуры в руки и обследовать их.
Воспитатель: Берите, что вам больше нравиться. Вот у меня смотрите, квадрат зеленого цвета, у него есть стороны и углы.
Далее побуждение детей к высказываниям, обращаясь практически к каждому ребенку с вопросами: «У тебя, Рома, что? Какого цвета?..». «А у Вари что в руках?»
Воспитатель: Вот это всё называется геометрические фигуры. Из них можно что-то построить на столе: дом, ёлку, светофор. Попробуйте себе что-нибудь построить.
Идет процесс плоскостного конструирования из картонных геометрических фигур.
Воспитатель: Молодцы. А давайте вспомним стихотворение про косолапого Мишу и покажем его в движениях:
Инсценировка стихотворения «Мишка косолапый…»:
Мишка косолапый (дети, подражая походки медведя, свободно двигаются по центру группы)
По лесу идет,
Шишки собирает - (имитация сбора шишек - наклоны вперед-вниз, руками подъем шишек)
Песенки поет.
Вдруг упала шишка (выпрямиться, одной рукой показать примерное попадание по лбу)
Прямо Мишке в лоб!
Мишка рассердился (погрозить рукой, порычать)
И ногою топ! (топнуть ногой)
Воспитатель: Молодцы. Давайте снимем еще один мешочек с чудесного дерева и посмотрим, что там?
Воспитатель снимает с дерева второй синий меш9очек, развязывает и достает оттуда белку.
Высказывания детей.
Воспитатель: Какого цвета мешочек?
Ответы детей (синего).
Воспитатель: Верно, ой смотрите, а в нем белка! Ребята, как вы думаете, что любит белка кушать?
Ответы детей (орешки).
Воспитатель: Да, правильно – орешки, а когда у нее их много, она может поделиться. Послушайте потешку, с кем белка делится орешками.
Чтение первой части потешки «Сидит белка на тележке…»:
Сидит белка на тележке, (Дети хлопают в ладошки и попеременно ударяют кулак о кулак)
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке, (Дети загибают пальчики по очереди, начиная с большого)
Воробью, синичке,
Мишке тостопятому,
Заиньке усатому.
Воспитатель берет мешочек, где была белка, и вытаскивает оттуда цветные счетные палочки.
Воспитатель: Ребята и белка не одна в мешочке была, смотрите, что там еще есть. Берите себе по несколько палочек и смотрите, что из них можно сделать.
Воспитатель показывает детям как из счетных палочек на столе можно построить квадрат, треугольник и затем домик.
Идет процесс плоскостного конструирования геометрических фигур из счетных палочек. Воспитатель включает аудио запись «мяуканье кошки». Дети оживляются.
Воспитатель: Ой, кто это?
Ответы детей (кошка).
Воспитатель: Как выдумаете, оттуда слышно мяуканье?
Ответы детей.
Воспитатель: Точно! Наверное, из мешочка. А вот из какого? Ведь на дереве осталось два мешочка висеть.
Ответы детей.
Воспитатель: Наверное, из желтого. Давайте посмотрим. Где желтый мешочек?
Дети показывают на него. Воспитатель снимает его с дерева, развязывает и достает из него кошку.
Произвольные высказывания детей.
Воспитатель: Но и кошечка в мешочке была не одна. Теперь я не буду доставать из мешочка ничего. А мы с вами поиграем. Вы будете доставать фигурки из него и рассказывать всем про нее. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто хочет? Давайте подходите по одному, опускайте руку в мешочек, что-нибудь берите, доставайте и смотрите. Говорите всем, что достали, как называется, какого цвета. А потом смотрите на столе лежат ячейки для геометрических фигур, в них надо будет правильно положить вашу фигуру, в нужную ячейку.
Воспитатель кладет на стол ячейки под фигуры (сортер).
Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек» на вытаскивание геометрических форм и сортировка их по соответствующим ячейкам (сортер).
Воспитатель: Молодцы. Ну а теперь снимаем последний мешочек – зеленый, и посмотрим, кто там.
Воспитатель снимает с дерева зеленый мешочек и достает оттуда воробья.
Произвольные высказывания детей.
Воспитатель: А вот воробушек здесь один оказался в мешочке. Наверное. Потому что теперь надо нам поиграть. Давайте поиграем?
Высказывания детей.
Воспитатель раздает детям маски-ободки воробьев, а себе берет игрушку-перчатку кошку. И говорит:
- Вы будете воробьями, а я кошкой и поиграем в игру «Воробушки и кошка».
Проводится подвижная игра «Воробушки и кошка»:
Воробьи встают с одной стороны ковра, а с другой стороны ковра на стульчик садится кошка. Воспитатель объясняет правила игры: «Пока кошка спит, воробьи – летают, скачут, бегают по всему ковру. Когда кошка просыпается, она мяукает и бежит догонять воробушков. А вы – воробьи, должны спрятаться от кошки в свои домики, прибежать обратно на ту сторону ковра. Кого кошка поймает, того отводит к себе домой, к стульчику, где спит». Игра повторяется два-три раза.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как весело у нас. Вот мы с вами сейчас играли, кем вы были? А я кем была?
Ответы детей.
Воспитатель: Что было необычного сегодня в группе?
Ответы детей.
Воспитатель: Во что вы еще играли, что делали на столах, из чего?
Маски-ободки воробьев и игрушка-перчатка кошки остаются в игровой зоне детям для самостоятельного использования ими в самостоятельной деятельности.