Конспект урока физики по теме «Физические величины, их измерение» с раздаточным материалом
Всероссийский конкурс методического мастерства на лучшую разработку конспекта урока с раздаточным материалом
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На конкурс представлен информационно-методический комплект, включающий в себя:
– конспект урока физики в 7 классе по теме «Физические величины, их измерение»;
- раздаточные материалы (разноуровневые) к конкурсному уроку;
- приложение к уроку.
Выбор темы конкурсного урока обусловлен высокой практической значимостью знаний, освоенных в результате практической деятельности школьников по измерению физических величин и оценке качества измерения.
Раздаточный материал к уроку - карточки с заданиями различного уровня сложности, их использование обеспечивает охват индивидуальной деятельностью на уроке учащихся с различным уровнем сформированности знаний и практических навыков, различной мотивации к учению.
Пять типов предложенных заданий делают задания интересными для всех учащихся, делают освоение темы личностно-ориентированным.
* Для корректного (без искажений структуры) просмотра конспекта урока дублирую публикацию в PDF-формате.
Организационно – структурная характеристика урока
Общая характеристика урока | |||||
Образовательная организация | МАОУ лицей № 64 г. Краснодара | ||||
Ф И О учителя | Спицына Любовь Ивановна | ||||
Предмет, класс | Физика, 7 класс | ||||
Учебник, автор | Физика. 7 класс (ч. 1) Учебник в 2-х частях/Генденштейн Л.Э., Булатова А.А. и др./ под ред. Орлова В.А.- М., Просвещение, 2021, 160 с. | ||||
Тема урока | Физические величины, их измерение | ||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||
Вид урока | Урок проблемного обучения | ||||
Оборудование урока | Smart-доска, образцы измерительных приборов, дидактические карточки – раздаточный материал | ||||
Формы работы учащихся | Коллективная, работа парами, индивидуальная | ||||
Цель проектируемого урока [1] | |||||
Цель урока | деятельностная | Формирование учебно-познавательных компетенций при выполнении измерений физических величин | |||
содержательная | Освоение обобщенного способа измерения физических величин с помощью измерительных приборов | ||||
предметная | Практическое применение формулировок по теме для оценки качества измерения | ||||
Структура, формируемые УУД, тайминг проектируемого урока (время урока 45 минут) | |||||
структура | время | формируемые универсальные учебные действия | |||
Организационный этап | 2 мин | Регулятивные: организация рабочего места Личностные: осмысление собственной позиции – положительное отношение к уроку | |||
Мотивационный этап | 3 мин | Регулятивные: целеполагание. формулирование образовательной цели урока; | |||
Актуализация знаний | 7 мин | Познавательные: активизация уже известных способов действий и мыслительных операций; Регулятивные: деятельность по предложенному учителем алгоритму, самооценка работы. | |||
Освоение нового материала Основные терми-ны, определения по новой теме Работа с раздаточ-ным материалом | 23 мин, в т. ч. 10 мин 10 мин (+3) | Познавательные: восприятие текстовой и символьной инфор-мации, переработка её в соответствии с обозначенными задачами урока; Коммуникативные: планирование и реализация учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем; Регулятивные: осознание усвоенной на уроке информации, способов деятельности, выделение новой информации, подлежащей усвоению | |||
Первичное закрепление | 7 мин | Личностные: формирование ценностного отношения к уче-нию, самоопределение в получении практических навыков и умений. | |||
Рефлексия | 3 мин | Логические: формулирование проблемы, поиск способа ее решения; | |||
Технологии и проектируемые результаты урока [2] | |||||
Ведущая образовательная технология | Проблемное обучение, обучение в сотрудничестве | ||||
Проектируемые результаты урока | При проектировании урока технология «обучение в сотрудничестве» использована как реализация идеи совместной развивающей деятельности учеников, идущей от ребенка к предмету обучения, от тех познавательно-психологических возможностей, которыми располагает каждый ученик класса. | ||||
Результаты урока | |||||
Познавательные | Создание собственной модели на основе предлагаемого шаблона (заготовки) с выбором знаково-символьных средств | ||||
Регулятивные | Осознание качества усвоения новых знаний и умений при работе с измерительными устройствами | ||||
Коммуникативные | Готовность оказать необходимую помощь однокласснику (соседу по парте) в решении возникших образовательных затруднений, эмоциональная поддержка одноклассников | ||||
Личностные | Умение планировать собственную эффективно-образовательную деятельность на всех этапах урока |
Технологическая КАРТА урока физики по теме «ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН» [3]
Учитель: Спицына Л.И., МАОУ лицей № 64 г. Краснодара
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Образовательные ресурсы, используемые на этапе урока | ||
Организационный | Проверка собственной готовности к новому уроку | Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих на уроке | |||
Мотивационный | Настрой на образовательную деятельность по освоению данной темы | Создать условия для формирования внутренней потребности к учению – «хочу» | Учащимся для обозрения показываю две фотографии, им предлагается сформулировать проблемный вопрос: в чем причина различных показаний по шкале ростомера? | Приложение 1 | |
Актуализация знаний по теме, реализация практического действия | Восприятие и фиксация знаний, достаточных для построения учебных действий и активизации мыслительной деятельности | Организует осознание учащимися внутрен-ней потребности к построению и применению нового способа действий | Повторение терминов «физическая величина», «система СИ», «эталон», «кратные и дольные единицы» на основе интерактивного материала | Демонстрация выполнения заданий - Smart-доска Приложение 2 | |
Освоение нового материала (теоретическая часть) | Активизация собственных мыслительных действий (анализ, сравнение, аналогия, обобщение), и на их основе – познавательных процессов. Актуальна связка учебных действий «надо» - «хочу» - «могу»! | Формирование познавательного интереса к новым знаниям в области метрологии. Подготовка мышления школьников к построению нового способа действий. | Изложение нового материала - формирование представлений: - о конструктивных особенностях измерительных приборов; - освоение терминов «цена деления», «предел измерения», «погрешность измерения»; - акцент внимания учащихся на записи результатов измерения физической величины; | Демонстрация измерительных приборов: транспортир, амперметр, вольтметр, часы, термометр. Просмотр видеофрагмента https://resh.edu.ru/subject/lesson/2602/main Анализ его образовательного содержания | |
Освоение нового материала (практическая часть) | Самостоятельное выполнение индивидуального задания на применение новых знаний, полученных на данном уроке. При возникновении затруднений при выполнении дифференциро-ванных заданий обратиться за помощью к учителю. | Активизация знаний учащихся по изученной теме, формирование практических навыков деятельности – «могу» | Сопровождение индивидуальной деятельности школьников; Анализ причин возникших (если есть) затруднений, помощь в выборе знаний, которых недостаточно ученику. | Разноуровневые карточки – раздаточный материал к уроку (5 типов заданий: базовый, повышенный, высокий уровень сложности) | |
Выявление затруднений (сложностей) в освоении нового материала–источника проблемы | Анализ (пошаговый) собственной деятельности, определение точки (места) возникновения затруднения и причины | На основе совместного анализа затруднений учеников при выполнении заданий раздаточного материала помогает выбрать недостающие знания | Выборочный анализ решения одного из варианта заданий, Документ-камера для демонстрации карточки задания на экран | ||
Рефлексия - самоанализ собственной деятельности, эмоций и чувств | Самооценка собственной учебной деятельности на уроке, оценка степени соответствия цели и результатов работы на уроке | Фиксация степени соответствия заданий и качества их выполнения; Определение целей дальнейшей деятельности по измерению физи-ческих величин, поиск оптимальных решений проблемы. | Выявляет и фиксирует границы применимости новых знаний | Выполнение тренировочных заданий по изученной теме | |
Домашнее задание | Выбирая уровень домашнего задания для выполнения, определяют перспективы освоения темы | Организует информирование по выполнению домашнего задания, отмечает новый для учащихся способ действий по выполнению измерений, записи результатов. | § 4 стр. 25-31, конспект – основное задание По желанию – стр. 34 (домашняя лаборатория) |
Источники информации:
1. Зинова О.В., Щепотьева Ю.Г., Валиева Э.Г. Статья «Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных принципов» / VII Международная конференция «Педагогика: традиции и инновации»/ https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9461
2. Лобанов А.А. Статья Электронная карта урока-электронный ресурс https://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?blog=vgfilatovagmailcom-blog&id=1818
3. Конструктор современного урока https://lesson-constructor.1c.ru/
Раздаточный материалPDF / 430.98 Кб
Конспект урокаPDF / 368.14 Кб
Легоцкая Вера Сергеевна
Спицына Любовь Ивановна
Кузнецова Виктория Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Евгения Николаевна Касьянова
Спицына Любовь Ивановна
Фоминова Елена Владимировна
Спицына Любовь Ивановна