Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме «Земноводные»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Лопьяла
Уржумского района Кировской области
Технологическая карта урока окружающего мира
по теме "Земноводные"
Составила: Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
1. Предмет - Окружающий мир
2. Класс - 2
3. Тема раздела: «Животные»
4. Тема урока: «Земноводные»
5. Общедидактическая цель: Организовать и сопровождать учащихся с целью обеспечения осознания и осмысления разнообразия земноводных и их отличительных признаков.
6. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
7. Цели:
образовательные: формировать умение находить, выделять, анализировать необходимую информацию из различных источников в разных формах (текста, рисунка, условного знака, видеофрагмента);
воспитательные: формировать ценностное отношение к природному миру;
развивающие: формировать умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, причинно-следственных связей; строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника, умение работать в паре.
8. Методы обучения – наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, постановка проблемного вопроса, мультимедиа, технология ТРКМ (приём «Верные и неверные утверждения», кластер).
9. ФОПД – фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная.
10. Средства обучения:
УМК «Перспективная начальная школа»:
1) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник Ч. 2. – М.: Академкнига/Учебник,2021.
2) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы Ч.2. –Академкнига/Учебник, 2021.
3) Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2021.
4)Мультимедийная презентация в программе MicrosoftPowerPoint «Земноводные», проектор, ноутбук, экран.
11. Используемые источники информации:
Интернет-сайты:
http://psy.tom.ru/photo/amphibious.html
http://www.fфloranimal.ru/classes/2207.html
http://schools.keldysh.ru/co1678/Project/Sokolova1678/zemnovodnie.htm
http://zooclub.ru/fotogal/anima/amfib3.shtml
http://festival.1september.ru/articles/549778/
Электронные учебные издания:
Мультимедия: CD «Большая детская энциклопедия»: «Dorling Kindersley» 2004;
CD к «Педсовет комплекту» №8/2011. - Презентация в программе MicrosoftPowerPoint «Зелёный альманах».
Печатные издания:
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир.
2 класс: Учебник Ч. 2. – М.: Академкнига/Учебник,2021.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир.
2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы Ч.2. – М.: Академкнига/Учебник, 2021.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Окружающий мир.
2 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2021.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Окружающий мир.
2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник,
2021.
12. Описание целесообразности используемой презентации на уроке:
Активизация мотивации познавательной деятельности на всех этапах урока.
Опора на непроизвольное внимание и память на протяжении всего урока.
Учёт индивидуального стиля учебной деятельности учащихся: подготовка и подача информационного материала с учётом ведущих типов восприятия визуального, аудиального, кинестетического.
Одновременное включение разных сенсорных каналов восприятия.
Наличие чёткой структуры урока и плотности.
Смена видов деятельности (чтение, просмотр, рассказ).
Даёт возможность своевременной проверки самостоятельной работы.
Использование различных источников и типов информации создаёт условия для формирования информационной грамотности в более полной мере.
Помогает учащимся ориентироваться в поиске объектов информации при работе с несколькими печатными источниками (учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы).
В учебнике и хрестоматии даны только нарисованные чёрно-белые изображения земноводных. Презентация позволяет демонстрировать фото и видео материалы о представителях группы «Земноводных», что создаёт у детей более полное представление о разнообразии данной группы животных и их характерных отличительных признаках.
Презентация делает более удобным, эффективным использование приёмов технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения», «Кластер».
13. Ход урока: Этапы урока соответствуют технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Вызов (7 -10 мин.) • актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по данной теме; • пробуждение интереса к изучаемой теме; • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; • побуждение учащихся к активной деятельности. | Слайд 2. Приветствует учащихся. Создаёт позитивный эмоциональный настрой на урок. Слайд 3. Предлагает определить тему урока, отгадав загадки. Слайд 3, щелчок 1. Слайд 3, щелчок 2 Предлагает разгадать ребус. Слайд 3, щелчок 3. Слайд 4. -Чья это жалоба? Слайд 4, щелчок 1. Слайд 5. Просит назвать, к какой группе относятся все изображённые на слайде животные. Слайд 5, щелчок 1. - Почему так называют данную группу животных, что у них общего? Слайд 6. Использует приём ТРКМ «Верные и неверные утверждения». Предлагает проверить, всё ли дети знают о жизни земноводных. Проводит дидактическую игру «Верите ли вы, что…». Слайд 6, щелчок 1. 1.Земноводные и амфибии отличаются друг от друга. Слайд 6, щелчок 2. 2. Есть бесхвостые и безногие земноводные. Слайд 6, щелчок 3. 3. Температура тела земноводных зависит от температуры окружающей среды. Слайд 6, щелчок 4. 4. Жаба может съесть мышь. Слайд 6, щелчок 5. 5. Лягушка «пьёт» кожей своего тела. Слайд 6, щелчок 6. 6. Лягушкам поставлен памятник. Слайд 6, щелчок 7. 7. Лягушки и жабы не отличаются ничем друг от друга. Слайд 6, щелчок 8. 8. Тритону хвост нужен для дыхания. Предлагает детям высказать мнение по поводу правильности данных ответов. Направляет деятельность учащихся на выяснение правильности ответов при | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Хоровое проговаривание: «Всем, всем добрый день! Прочь с дороги нашей лень! Не мешай учиться. Не мешай трудиться». Читают загадку, отгадывают. Проверяют ответ по слайду. Разгадывают ребус. Проверяют ответ по слайду. Отгадывают загадку. Проверяют ответ по слайду. Называют группу животных и определяют тему урока: «Земноводные» Проверяют свой ответ. Отвечают на вопрос, опираясь на знания, полученные ранее. Работают на карточках. (Приложение № 1) Выслушивают вопрос и визуально воспринимают его на слайде. Обсуждают с соседом по парте. Высказывают своё предположение друг другу. Отмечают в индивидуальной карточке во 2-й строке «+» (да) или «-» (нет) под соответствующим номером вопроса в зависимости от согласия или не согласия с утверждением. Работа по всем вопросам проводится аналогичная. Высказывают своё мнение, по возможности аргументируют. |
II. Осмысление (20-25 мин.) • активное получение новой информации; • осмысление новой информации; • соотнесение новой информации с собственными знаниями; • отслеживание процесса познания и собственного понимания. | Слайд 7. Организует самостоятельную коллективную работу учащихся с хрестоматией с целью получения необходимой информации. -Найдите по содержанию в хрестоматии рассказы о земноводных, которые помогут выяснить правильность ваших суждений. Слайд 7, щелчок 1. Организует осмысление новой информации, соотнесение её с имеющейся до чтения. -Чем земноводные отличаются от амфибий? -На какие вопросы вы ещё нашли ответы в тексте? -Какое животное не имеет ни ног, ни хвоста? Найдите его на рисунке с. 77. Слайд 8. Показывает на слайде водяную червягу. -Ее родина — водоемы Южной Америки. Достигает в длину 45 см. Длинное мускулистое тело, лишенное конечностей, напоминает тело угря. Голова маленькая, глаза очень мелкие, но хорошо видны сквозь кожу. Пасть огромная, особенно по сравнению с головой. Хвоста нет. Тело покрыто слизью, из-за чего удержать извивающуюся червягу в руках очень сложно. - О каком ещё представителе земноводных узнали из рассказа? - Что узнали о саламандре? Демонстрирует разновидности саламандр и знакомит с их характерными особенностями. Слайд 9. - Саламандры — это семейство хвостатых земноводных. Они обычно имеют красивые яркие окраски, обусловившие их научные названия (огненная саламандра, мраморная саламандра, тигровая саламандра). На слайде показана пятнистая саламандра. Направляет познавательную деятельность учащихся на формирование умения подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Слайд 10. -Чем похожи и чем различаются червяга и саламандра? -Чем похожи и чем различаются другие представители земноводных, узнаем, поработав с текстом учебника. Слайд 11. Организует самостоятельную работу учащихся с учебником. Обращает внимание учащихся на условные обозначения на с. 15 учебника. Направляет работу учащихся в соответствии с условными знаками для организации самостоятельной работы в парах. Слайд 12. Просит 1-у пару познакомить с получившимся рассказом. Слайд 13. Физкультпауза. (Приложение № 4) Организует динамичную физкультпаузу. Включает запись мелодии песни «В траве сидел кузнечик». Слайд 13, (наводит курсор на условный знак) щелчок 1. Показывает упражнения комплекса физкультпаузы. (Приложением № 4). Слайд 14. Направляет работу на соотнесение новой информации с собственными знаниями. -Как отличить жабу от лягушки? Узнаем из текста на с. 79-80. Слайд 15. Беседа по прочитанному: -Как отличить жабу от лягушки? -Почему надо немедленно вымыть руки, если случайно дотронулся до жабы? -Зачем тритону хвост? Узнаем из текста в хрестоматии на с. 81-82. Слайд 16. Беседа по прочитанному: -Зачем тритону хвост? -Почему тритон может долго просидеть под водой? - Где живёт тритон? Слайд 17. Направляет деятельность детей на соотнесение новой информации с имеющимся запасом знаний при работе с текстом и рисунком учебника на с. 17. -К какой группе по типу питания можно отнести взрослых земноводных? Слайд 18. Демонстрирует видеофрагмент «Охота на сверчка». Слайд 18, (наводит курсор на кадр) щелчок 1. -Язык лягушки действует наподобие хлопушки. Лягушка молниеносно выбрасывает его вперёд на 5 см, «слизывая» добычу. Слайд 19. Ставит проблемный вопрос. - Может ли жаба съесть мышь? Слайд 19, (наводит курсор на кадр) щелчок 1. Демонстрирует видеофрагмент «Охота на мышь». -Что вы узнали из видеофрагмента? -Водится ли жаба-ага в нашей местности? -Самая большая жаба из известных науке — жаба-ага, обитает в тропических лесах. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г. Являясь хищником, она питается и мышами. Может долгое время обходиться без пищи. Формирует ценностное отношение к природе. Направляет работу на соотнесение новой информации с собственными знаниями. Ставит проблемный вопрос. Слайд 20. - Лягушки – хищники, а им поставили памятники в этих городах. -Как вы думаете, почему? Слайд 20,щелчок 1. Обобщает ответы детей. -Лягушки приносят людям огромную пользу. За заслуги перед человечеством скромной и незаметной лягушке поставили эти памятники. | (Приложение № 2 ) Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2021. Работают с содержанием хрестоматии. Находят тексты по теме «Земноводные». Самостоятельно читают текст на с. 77-78 «Чем земноводные отличаются от амфибий?» (По Е. Синькевич, Л. Синькевич). Находят ответ на вопрос. Соотносят новую информацию с собственными знаниями. Отвечают на вопрос, находят рисунок червяги на с.77. Воспринимают информацию визуально и аудиально. Отвечают на вопрос. (Узнали о саламандре). Отвечают на вопрос. Аудиальное и визуальное восприятие информации. Рассматривают на слайде фотографии червяги и саламандры. Сравнивают животных по наличию хвоста, ног. Высказывают своё мнение. Делают выводы. (Приложение № 3) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник Ч. 2. – М.: Академкнига/Учебник,2021. с.15-16. Планируют и организуют свою работу в соответствии с условными знаками. Самостоятельная работа в парах . Находят в толковом словарике (учебник «Окружающий мир» 2 класс) на с. 125, 127 значения слов температура, перепонки, тропический. Используют инструкцию к условному знаку «Работа в парах» на с. 15. Договариваются друг с другом, кто будет рассказывать о внешнем виде земноводного, нарисованного в учебнике слева (зелёная жаба), а кто – о животном, нарисованном справа (гребенчатый тритон). Составляют рассказ с опорой на вопросы, рисунок и текст в учебнике на с.15-16. В ходе беседы ученики выделяют сходства и различия изображённых животных. Слушают отвечающих, в случае необходимости дополняют ответы. Выполняют упражнения из комплекса физкультпаузы. (Приложение № 2 ) Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2021. Чтение по цепочке Ученики 1-ого ряда (каждый по абзацу) читают по цепочке текст «Как отличить жабу от лягушки?» Поисковое чтение Находят и зачитывают строки с описанием отличительных признаков лягушек от жаб. Ученики 2-ого ряда (каждый по абзацу) читают по цепочке текст «Зачем тритону хвост?» Поисковое чтение Находят и зачитывают ответы из прочитанного текста. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник Ч. 2. – М.: Академкнига/Учебник,2021 (Приложение № 3) Работа в парах Составляют рассказ «Чем питаются земноводные?» с опорой на по рисунки и текст - с. 17. Высказывают предположение. Воспринимают видеоинформацию. Высказывают предположение. Воспринимают видеоинформацию. Рассказывают, подтвердилось ли их предположение. Высказывают предположение. Высказывают предположение. Доказывают свою точку зрения. |
III. Рефлексия (10-15 мин) •целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; • выработка собственного отношения к изучаемому материалу; • выявление еще непознанного; • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»). | Направляет учащихся на рефлексию деятельности. Слайд 21. Возврат к вопросам игры «Веришь ли ты, что..?» -Вернитесь к тому, что вы знали до этого урока. -Какие знания подтвердились? -Какие не подтвердились? Слайд 21, щелчок 1. 1.Земноводные и амфибии отличаются друг от друга. Слайд 21, щелчок 2. 2. Есть бесхвостые и безногие земноводные. Слайд 21, щелчок 3. 3. Температура тела земноводных зависит от температуры окружающей среды. Слайд21, щелчок 4. 4. Жаба может съесть мышь. Слайд 21, щелчок 5. 5. Лягушка «пьёт» кожей своего тела. Слайд 21, щелчок 6. 6. Лягушкам поставлен памятник. Слайд 21, щелчок 7. 7. Лягушки и жабы не отличаются ничем друг от друга. Слайд 21, щелчок 8. 8. Тритону хвост нужен для дыхания. Организует диагностику реализации поставленных на урок целей. Слайд 22. Слайд 23. Организует проверку выполнения самостоятельной работы в тетради: с. 10 № 14. Слайд 24. Организует проверку выполнения самостоятельной работы в тетради: с. 11 № 15 Слайд 25. Направляет деятельность учащихся на обобщение и структурирование в виде схемы- кластера полученной информации по теме урока. Слайд 25, щелчок 1. -Какое второе название имеют земноводные? Слайд 25, щелчок 2. - На какие три группы можно разделить представителей земноводных по наличию у них ног, хвостов? Слайд 25, щелчок 3. -Назовите представителей безногих земноводных. Слайд 25, щелчок 4. - Назовите представителей бесхвостых земноводных. Слайд 25, щелчок 5. -Назовите представителей хвостатых земноводных. Слайд 26. Даёт инструкцию по выполнению домашнего задания. Предлагает на выбор задания 3-х уровней. 1)Подготовить пересказ по материалам учебника с.15-17, ответить на вопросы. Слайд 26, щелчок 1. 2)Подготовить рассказ-послание людям от лица какого-либо представителя земноводных 5-6 предложений. Слайд 26, щелчок 2. 3) Найти ответы на вопросы: а) «Почему долго не скисает молоко, если в него запустить лягушку»? Слайд 26, щелчок 3. б) «Почему лягушки, обитающие в нашей местности, имеют серую или зеленоватую окраску, а тропические земноводные ярко окрашены? Как объяснить разнообразную окраску земноводных? Слайд 27. Благодарит за работу на уроке. Автоматически запускается звуковой файл «Кваканье лягушек». Слайд 27, щелчок 1. Автоматически запускается звуковой файл «Кваканье лягушки». Слайд 28. Используемые интернет-сайты. | Рефлексия Готовят карточки с ответами. (Приложение № 1) Анализируют работу на карточках. Сравнивают, обобщают полученную информацию, высказывают собственное отношение к изучаемому материалу. Самостоятельная работа с. 10-11 №13, 14, 15 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы Ч.2. –Академкнига/Учебник,2021. (Приложение № 5) Выполняют задания в тетрадях для самостоятельной работы. Самопроверка по слайду правильности выполнения задания на с. 10 № 14 Самопроверка по слайду правильности выполнения задания на с. 11 № 15 Коллективная деятельность – заполняют кластер по вопросам учителя. Отвечают: амфибии-двоякодышащие. Отвечают: безногие, безхвостые, хвостатые. Отвечают: червяга . Отвечают: жаба, лягушка . Отвечают: тритон, саламандра. Выбирают вариант задания. Фиксируют домашнее задание в дневниках. |
14
Колышкина Елена Владимировна
Пермякова Ольга Анатольевна
Евгений Алексеевич