12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ковалева Юлия Александровна258
Учитель начальных классов, доп. образование-логопед. Работаю в специальной коррекционной школе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития более 13 лет.
Россия, Псковская обл., Псков

Конспект урока

Предмет: Математические представления и конструирование

Тема: Число и цифра 8.

Урок второй: Место в числовом ряду.

Комментарий к занятию:

Урок предназначен для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Первый урок этой темы был посвящен знакомству с цифрой 8, ее написанием.

Дети в классе имеют различный уровень развития и усвоения материала, поэтому каждому подбирается индивидуальное задание, соответствующее его уровню. На момент проведения занятия в классе 4 ученицы. Две из них (Д.и А.) могут последовательно сосчитать от 1 до 10, но знают и называют цифры от 1 до 7. Одна девочка (К.) усвоила счет лишь до 5-ти. У девочки В. память кратковременная, фрагментарная, цифр не запоминает, устный счет не сформирован. Последовательный пересчет предметов у всех в стадии формирования (недостатки внимания не дают возможность следить за последовательностью пересчета).

Цель урока: Формирование представления о месте числа 8 в ряду других чисел.

Задачи:

  • Образовательная: повторить название цифры 8, нумерацию от 1 до 8, последовательность чисел в числовом ряду, сформировать умение последовательного пересчета предметов.
  • Развивающая: развивать все виды внимания, математическую речь (счет, называние), зрительную и слуховую память, наглядно-действенное мышление, познавательный интерес учащихся.
  • Воспитательная: прививать интерес к пересчету предметов (предмету математики), воспитывать уважение к мнению одноклассников, формировать умение слушать речь других детей и учителя, расширять кругозор.
  • Коррекционная: активировать слух, мелкую моторику, закрепить умение повторять слова за учителем (для В.), закрепить умение узнавать по беззвучной артикуляции начальный звук (для К. и В.), корригировать правильность построения речевой конструкции в диалоге. Корригировать пространственное восприятие, цветовосприятие.

Оборудование: Числовой ряд в виде «Гусенички» (каждая цифра на кружке определенного цвета) от 1 до 8; прищепки, веревка (длина веревки = 2 длины классной доски, концы соединены резинкой для денег, веревка должна легко одеваться на нижний край доски); резинки для волос разного цвета (по 10 для каждого ученика), крепкие веревочки или шнурки длиной 30-40 см для каждого учащегося; коврик-паззл «Цифры»; кукла Катя.

 

Ход урока:

Оргмомент.

- К нам в гости сегодня пришла кукла Катя. Она хочет с вами подружиться. Давайте поздороваемся и познакомимся с ней. (Дети поочередно здороваются за руку с куклой, четко проговаривая: «Здравствуй, Катя. Меня зовут…". За неговорящих детей говорю сама.) Нравится вам наша новая подружка?

- А почему ж ты, Катенька, грустная? (Учитель делает вид, что кукла что-то шепчет на ушко учителю)

- Так давай ребят попросим тебе помочь! Поможем Катеньке? (обращается к детям).

 

Устный счет.

- Дело в том, ребята, что Катенька еще маленькая и в школу не ходит, и считать совсем не умеет. Давайте научим её, как надо правильно считать.

1) Устный счет от 1 до 10ти. Сначала хором, прохлопывая каждое наименование (хлопаю ручками куклы), затем каждый ученик считает, остальные слушают и исправляют при необходимости после просьбы учителя. Учитель старается подсказать слабым ученикам с помощью беззвучной артикуляции начальных звуков или, в случае с В., сам называет цифры, а В. хлопает в ладоши в процессе называния.

P.S. Слово «раз», при счете сразу отвергаю. Только «один»!

2) Считаем пальчики. Я показываю определенное количество пальцев, дети называют их количество. При этом они должны построить такую же фигуру из пальцев, как у меня. Затем я проверяю результат, соединяя каждый свой палец с пальцами ребенка, называем еще раз количество.

 

Комментарий ко 2 этапу урока: При изучении цифр до 5ти я учу детей выполнять устный счет в пределах 5-ти и только в прямом порядке. Устный счет до 5ти должен быть доведен до автоматизма у говорящих детей и быть на слуху у неговорящих, независимо от того, какая цифра изучается на уроке. После изучения цифры 5, я продлеваю устный счет до 10ти, до тех пор, пока не будет пройдена цифра 10. При этом ввожу обратный счет по мере изучения цифр и только по опорному числовому ряду.

Понятие «состав числа» этим детям недоступен, поэтому изучаем его подсознательно на пальцах при игре «Сосчитай пальчики». При создании фигур используется как одна, так и обе руки.

 

Актуализация знаний, полученных ранее.

- Катенька увидала у нас на доске цифру и не знает, что это такое. Это цифра 8, Катенька. Обращаясь к каждому ребенку: Какая цифра, К.?

- Катенька, угадай, на что похожа эта цифра. На мальчика, предложила Катя (рисую мальчика из восьмерки на доске.)

-Еще на что похожа цифра 8, А.? (на девочку, на матрешку, на очки) Дети следят за моими действиями, придумывают (или вспоминают с прошлого урока) варианты ответов.

- А теперь возьмите из коробочки все цифры и сложите их в один ряд по порядку.(Для В. задание упрощается, она выкладывает их по образцу (числовой ряд на полоске). Если К. не может справиться, то ей помогают по очереди более сильные ученики.)

-Какая цифра у нас стоит в конце? Дети отвечают: -Цифра 7.

Комментарий к 3 этапу урока: Цифры для индивидуальной работы накапливаются у детей по мере изучения цифр. Все они заламинированы или оклеены скотчем.

 

Усвоение новых знаний.

- Молодцы! Катя спрашивает: А где же цифра 8?куда же мы поставим эту цифру? (Варианты ответов детей) Учитель с куклой подходит к «гусеничке», на которой все цифры перевернуты.

-Какая цифра у нас стоит на красном кружке? Перед ней? Какая после нее? Какая цифра стоит на синем? Какая стоит самой первой? Между цифрами 1 и 3? И т.д.

-Все цифры на своем месте! Куда же ставить цифру 8?

-Правильно, она заняла место за цифрой 7. Какого цвета ее кружок? Приклеиваю цифру на кружок: - Вот здесь ты всегда будешь стоять!

- Давайте проверим, правильно ли мы расставили цифры. Хором считаем, кукла показывает цифры по порядку. Правильно? Молодцы мы с вами! Давайте теперь поиграем.

 

Физминутка

Мы с Катюшей тихо топаем: (топаем)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

И руками громко хлопаем (хлопаем)

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Каблучками звонко цокаем:

Цок-цок-цок, цок-цок-цок. (стучим об пол пяткой одной ноги, затем другой)

Теперь пальчиками щелкаем: (пальцами рук постукиваем об большой палец)

Щелк-щелк-щелк, щелк-щелк-щелк.

А теперь чуть-чуть попляшем мы:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. (кружимся вокруг себя)

Дружно юбками помашем мы

Вправо-влево: тра-ля-ля. (Придерживая края юбки, повороты вправо-влево)

 

Закрепление изученного материала.

-А теперь поиграем в другую игру. Катя постирала свои платья и просит вас повесить их сушить. (Натягивает на доску веревочку) Вот платья, вот прищепки. Только вешать надо по порядку: Вот первое платье (прицепляю к веревке платье с номером 1), теперь какое по счету?... Выходите по очереди. (Вызываю детей в следующем порядке: сначала среднего уровня, затем сильных, когда останется последнее платье – самого слабого ученика (т.о. он тоже участвует, даже не понимая этого)

-Спасибо, помогли Катеньке! 

- А теперь будем учиться нанизывать резиночки на веревочку. Вы же хотите научиться делать красивые прически и украшения? Вам нужно нацепить только восемь резиночек (заставлять пересчитывать их время от времени). В. не считает, но нанизывает резинки, как все. По окончании работы пересчитываем вместе, затем предлагаю надеть получившиеся разноцветные веревочки на шею.

- Вот какие вы красивые! А Катеньке не досталось таких веревочек. Давайте наденем на нее 8 резиночек. Дети надевают кукле на руки, на ноги, на волосы 8 резинок. Отмечаем, что у нас из резинок получились «бусы», а у Кати и «хвостики», и «браслетики».

- Вот вам последнее задание: нужно сложить из паззлов дорожку, по которой наша Катенька дойдет до своего дома. (Используется коврик-паззл «Цифры», складывают по порядку от 0 до 8. Детали разделены поровну между детьми. При этом В. достаются цифры 1 и 2, К. достаются 3 и 8 (с учетом возможностей), остальным поровну оставшиеся.) Итак, у кого цифра 1? В. иди сюда, начинай дорожку. Какая следующая? Два. Опять у В. Прицепляй их друг к другу. Дальше какая цифра должна быть? Подсказываю: один-два-…(Дети догадываются) У кого три? Кто дальше? И т.д. 

 

Подведение итогов

-Ну что ж, Катенька, ты теперь тоже знаешь цифру 8. Знаешь, где она стоит в числовом ряду. Спасибо, что придумала нам такие интересные задания. Вам понравились задания? Что вы делали сегодня на уроке? (Дети комментируют свои действия в течение урока).

- А теперь Кате пора идти. Давайте попрощаемся с ней. (Затем по дорожке провожаю Катю к шкафу и кладу ее в шкаф спать).

 

Релаксация

-Катенька устала и легла спать. Давайте и мы отдохнем.

Садимся в круг на ковре. Включаю тихую музыку.

Мы занимались дружно- (беремся за руки)

Отдохнуть нам нужно.

Ручки наши хороши (гладим ручки),

Потрудились от души.

Ножкам нашим тоже (гладим ножки),

Уставать негоже.

Глазкам нужно отдохнуть-

Прикрываем их чуть-чуть (закрываем глазки)

Тихо опускаемся, (ложимся на ковер)

Рас-слаб-ля-ем-ся!

Опубликовано

Комментарии (2)

Ивлиева Наталия Алексеевна, 18.05.16 в 07:08 0 Ответить Пожаловаться
Мои поздравления с победой!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.