12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нигуль Виолетта Юрьевна767
Россия, Омская обл., Омск
4

Конспект урока по развитию речи в 5 классе по теме «Что такое письмо? Правила создания писем»



Конспект урока по развитию речи в 5 классе (парное занятие)

Тема «Что такое ПИСЬМО? Правила создания писем»

Автор разработки: Нигуль В. Ю., учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ №104»

Цели:

- дать обучающимся понятие о письме, как об одном из жанров письменной речи, о различных видах писем, их стилистических особенностях,о целях написания писем;

- обучить правилам написания писем;

- помочь детям освоить культуру написания писем;

- продолжить работу над расширением лексикона учащихся; над развитием умения свободно выражать свои мысли, умения определять тему, основную мысль текста, делать выводы на основе анализа текста, формулировать правила;

- продолжить работу по развитию умения редактировать тексты с ошибками (умения находить орфографические, пунктуационные, грамматические, этические ошибки и исправлять их);

- продолжить работу по формированию навыков сотрудничества, самооценки и взаимооценивания.

Оборудование:

* Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 (Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.). – М.: Просвещение, 2013;

* Карточки с текстом письма и заданиями для групповой работы;

* Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер, презентация).

Прогнозируемые результаты:

Предметные: знать понятия «письмо», «адресат», «адресант», правила написания писем, виды писем; уметь определять виды писем, цель их написания, находить орфографические (правописание безударной гласной в корне, правописание согласной в корне, правила слитного и раздельного написания), пунктуационные (правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, однородными членами) ошибки и исправлять их.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию, воспитание культуры письменной речи на примере жанра письма.

Метапредметные:

- регулятивные: способность осознавать цели учебной деятельности, пояснять их, проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- познавательные: способность объяснять языковые явления, связи, отношения, выявленные в ходе анализа текстов писем; определять тему, основную мысль текста; формулировать выводы на основе анализа текстов;

- коммуникативные: владение формами монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими нормами языка; формами управления поведением партнёра (коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать); навыками сотрудничества.

Сценарий урока

1. Организационный момент (приветствие, запись в справочнике даты).

2. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.

Мир текстов очень разнообразен. Существует большое количество жанров (видов текстов) в каждом стиле: и в научном, и в деловом, и в художественном, и в разговорном.

Все вы знаете слово «ПИСЬМО». Давайте поразмышляем, а какой текст мы называем письмом?

А какими бывают письма? Для чего люди пишут письма? Ответы детей.

3. Постановка целей и задач

А теперь откройте в учебнике § 43 и внимательно прочитайте материал «под звёздочкой». Проверьте, правы ли вы были, определяя значение слова «ПИСЬМО», виды писем?

Мы с вами выяснили,что письма бывают разные. Как вы думаете, существуют ли общие правила для создания писем?

Исходя из этого, какую главную цель для себя поставим на этот урок? А что необходимо вам сделать, чтобы этой цели достигнуть?

Ответы детей.

Запись темы урока в справочник.

Сегодня вас ожидает непростая, но увлекательная работа – изучить образцы писем, определить и сформулировать правила создания писем, научиться писать письма согласно правилам.

4. Работа над темой урока

1 этап Работа по изучению первых трёх основных правил

 

Сейчас познакомимся с 3 основными правилами создания писем. Для этого обратимся к упражнениям учебника, которые помогут нам в этом.

Каждый ряд будет работать со своим упражнением. Задание выполняется в парах в течение 4-5 минут. Ваша задача ответить на вопросы к упражнению, затем попробовать сформулировать правило написания писем, опираясь на текст упражения и ответы на вопросы к нему.

Алгоритм работы с № 222, 223, 224:

* дети сначала знакомятся с заданием к упражнению;

* обсуждают ответы в паре и пробуют сформулировать правило написания письма;

* фронтальная проверка выполнения заданий.

А)

Итак, начнем с № 222. Прочитаем письмо героя рассказа О. Берггольц «Лучший друг». Как заканчивается и начинается письмо? О чём говорится в письме? Найдите 2 обращения, какими знаками препинания они выделены? (ответы детей)

Какое обязательное правило написания писем мы можем сформулировать? (ответы детей)

На экран выводится слайд с первым правилом или записывается правило под диктовку.

ПРАВИЛО №1:

Письмо должно начинаться с обращения к адресату, а заканчиваться подписью и датой.

 

Б)

Теперь обратимся к № 223 и сформулируем 2 правило.

О каком событии подробно рассказывает мальчик в письме к своей учительнице? О чём он спрашивает, желая получить ответ? Подумаем, каким должно быть письмо с точки зрения содержания, того, о чем пишется? (ответы детей)

Попробуем сформулировать 2 правило.

На экран выводится слайд со вторым правилом или записывается правило под диктовку.

ПРАВИЛО №2:

Письмо должно быть содержательным, интересным для адресата.

В)

Прочитаем письмо, данное в № 224. По вашему мнению, выражает ли обращение отношение Лены к бабушке? Как можно было бы теплее, душевнее закончить письмо? Можно ли по этому письму сказать, что девочка откровенна с бабушкой, хочет поделиться с ней чем-то важным, дорогим, своими мыслями, чувствами? (ответы детей)

Какое это письмо: деловое или личное? Какое правило можно вывести для личных писем после разбора письма Лены? (ответы детей)

На экран выводится слайд с третьим правилом или записывается правило под диктовку.

ПРАВИЛО №3:

Личное письмо должно быть эмоциональным, выражать чувства и мысли пишущего.

2 этап Словарная работа

Сейчас нам нужно вспомнить, как пишутся слова, которые часто используются при написании писем и в которых нередко делаются ошибки не только детьми, но и взрослыми.

На экран выводится слайд со следующими предложениями и словами (или учитель записывает предложения на доске при отсутствии необходимого оборудования):

Здравствуйте, уважаемый Василий Петрович! (обратим внимание на написание первого слова: почему оно пишется через букву В?; чем является словосочетание «уважаемый Василий Петрович»? что вы знаете об использовании обращений в письменной речи, что необходимо делать?; почему во 2 слове в корне пишется А; почему 2 слова не в начале предложения написаны с большой буквы?)

Спасибо. Извините за ошибки. (написание каких выделенных букв можно объяснить, а каких нужно запомнить?)

До свидания. До встречи.(как можно объяснить раздельное написание данных слов?)

Заранее благодарю. (в слове «заранее» нужно запомнить слитное написание; объясните написание выделенных букв во втором слове)

3 этап Игра «Почтовый человечек»

(название игры, тексты для её проведения взяты из книги Рик Т.Г. «Игры на уроках русского языка. 5 класс»)

Сейчас мы переходим к самой сложной, но в то же время самой интересной части нашего занятия – игре в «почтового человечка». Данная игра поможет вам освоить культуру написания писем, научиться писать такие письма, которые не обидят адресата, а, наоборот, будут ему приятны, и о вас будет складываться положительное впечатление.

Для начала послушайте сказку о почтовом человечке:

Почтовый человечек

На почте живёт маленький – маленький почтовый человечек. Его крохотный домик находится под полками с письмами. Почтовый человечек ведёт себя так тихо, что о нём никто не знает. Только очень старые и опытные почтальоны иногда замечают его, если задерживаются на работе до поздней ночи. Человечек этот добрый и очень милый. Ему всегда грустно, если какое-то письмо не забирает адресат или если письмо отправляется назад, потому что адресат переехал в другое место. Почтовый человечек всегда следит, чтобы письма не терялись. Если письмо завалится под полку, он вытащит его и положит прямо на стол почтальону. А ещё он всегда помогает исправлять ошибки в безграмотных письмах.

(Примечание: на доске перед чтением текста можно разместить плакат (или вырезанную фигурку) с изображением почтового человечка)

 

Порядок игры:

Класс делится на 4-5 групп (заранее).

Каждая группа получает карточки с текстом письма и заданиями к нему.

Совместными усилиями группа выполняет редактирование письма.

В зависимости от оставшегося времени варианты проверки: 1) ответы на каждое задание представляют группы по очереди (1 группа – задание №1 и т.д.), обсуждение ответов, взаимооценивание в устной форме); 2) каждая группа озвучивает одно правило написания писем, которое она сформулировала, выполняя задание №4; обсуждение ответов. Далее учитель собирает карточки с выполненными заданиями, результаты проверки и оценки (с учетом устной работы) сообщает на следующем занятии.

У почтового человечка сегодня очень много работы: на почте оказалось немало писем, в которых есть ошибки. Поэтому почтовому человечку одному не справиться, и он просит вас разобраться с самым сложным письмом. Одна семья, по фамилии Изумрудовы, отправила письмо своей родственнице, но при этом нарушила многие правила: и этические, и грамматические.

Давайте поможем нашему герою: разберемся, какие правила написания писем нарушила семья Изумрудовых, исправим орфографические и пунктуационные ошибки.

Работать вы будете в группах. Каждая группа получает карточки с письмом и заданиями. Ответы записываете в карточке в специальном разделе. Орфографические и пунктуационные ошибки исправляете в самом письме.

Карточки в 2 вариантах: простой уровень, где выделены ошибки (для слабоуспевающих);

более сложный, где ошибки должны найти сами дети и исправить их.

Письмо семьи Изумрудовых (вариант №1)

Здраствуй дарогая Нат. Иван.!

Хотим передать вам привет от Владимира Ольги, и Зинаиды. Мы скоро приедем к вам всей семьёй и поживём у Вас месяца три или четыре. За ранее рады встрече. Блогодорим за варежки, которые нам свизала баба Даша. Спосибо бабе Насте за сушёные сливы. Спосибо Вам всем.

Досвидания.

С ув., семья Изумрудовых.

 

Письмо семьи Изумрудовых (вариант №2.)

Здраствуй дарогая Нат. Иван.!

Хотим передать вам привет от Владимира Ольги, и Зинаиды. Мы скоро приедем к вам всей семьёй и поживём у Вас месяца три или четыре. За ранее рады встрече. Блогодорим за варежки, которые нам свизала баба Даша. Спосибо бабе Насте за сушёные сливы. Спосибо Вам всем.

Досвидания.

С ув., семья Изумрудовых.

 

Задания для варианта №1.

Запишите фамилии и имена участников группы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1: найдите и исправьте орфографические ошибки в тексте письма.

Задания №2: найдите и исправьте пунктуационные ошибки в тексте письма.

Задание №3: какие этические ошибки допустили Изумрудовы?/ что в письме говорит о том, что Изумрудовы нарушили культуру написания писем, что делать в письмах неприлично, некрасиво? (ответы задания №3 запишите в таблицу)

1

2

3

4

5

 

Задание №4: какие ещё правила создания писем вы можете сформулировать, кроме тех, которые мы уже записали в справочник? (ответы запишите в таблицу)

1

2

3

4

5

 

Подведение итогов:

Критерий №1 - _____________________

Критерий №2 - _____________________

Оценка учителя: _______________________

Задания для варианта №2.

Запишите фамилии и имена участников группы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1: найдите и исправьте орфографические ошибки в тексте письма (слова с ошибками выделены розовым цветом).

Задания №2: найдите и исправьте пунктуационные ошибки в тексте письма (ошибки выделены подчеркиванием).

Задание №3: что в письме говорит о том, что Изумрудовы нарушили культуру написания писем, что делать в письмах неприлично, некрасиво?

(ответы задания №3 запишите в таблицу)

1

2

3

4

5

 

Задание №4: какие ещё правила создания писем вы можете сформулировать, кроме тех, которые мы уже записали в справочник? (ответы запишите в таблицу)

1

2

3

4

5

 

Подведение итогов:

Критерий №1 - _____________________

Критерий №2 - _____________________

Оценка учителя: _______________________

Работа в группах.

Проверка выполнения группового задания по одному из вариантов (см. «Порядок игры», п.4)

5.Подведение итогов. Рефлексия.

А теперь я попрошу каждую группу на своей карточке под таблицей задания №4 выставить себе от 1 до 10 баллов (по 2 критериям), в завимости от того, как вы поняли материал сегодняшнего урока и насколько сплоченными, дружными были ваши действия в команде.

Фронтальный опрос:

- Какой из этапов работы на сегодняшнем занятии вам понравился больше всего? Какой был полезен? Почему? (ответы детей)

6. Домашнее задание.

Чтобы закрепить сегодняшний материал еще лучше, чтобы не повторять ошибок семьи Изумрудовых, вам предлагается 2 задания на выбор:

Напишите письмо родственнице Изумрудовых заново, чтобы в нем не было никаких ошибок, работу нужно сделать на листочке, можно вложить письмо в конверт, при этом не забыть его подписать;

Напишите письмо кому-то из своих близких или друзей, соблюдая все правила написания писем, работу нужно сделать на листочке, можно вложить письмо в конверт, при этом не забыть его подписать;


 

Список использованной литературы:

Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – М.:ВАКО, 2014

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 (Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.). – М.: Просвещение, 2013

Трунцева Т.Н. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. К УМК Т.А. Ладыженской и др. ФГОС. – М.: ВАКО, 2016


 


 

Список интернет – источников:

Яндекс. Картинки // https://yandex.ru/images

Сайт учителя начальных классов Ранько Е.А. // http://elenaranko.ucoz.ru


  1. Презентация к уроку"Что такое письмо?Правила создания писем"
    PPTX / 356.87 Кб


  2.  

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 12:20 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок. И презентация прекрасная.
Сафонова Елена Валерьевна, 06.04.18 в 16:00 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю Вас с заслуженной победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.