Конспект урока по РРС и ФП «Автоматизация звука [Б]»

2
5
Материал опубликован 6 December 2017 в группе

ГОКУ «Школа-интернат г. Черемхово»


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Конспект урока

на тему

«Автоматизация звука [Б]. Текст «Осень» (1-ое занятие)»

в 1 «а» классе


 


 


 


 


 


 


 


 

Разработала и провела:

учитель слуховой работы

Абрамчук М.Н.


 


 

2017 год, Черемхово

Учебный предмет – Развитие речевого слуха и формирование произношения

Класс – 1 «а»

Тема урока: Автоматизация звука [Б]. Текст «Осень» (1-ое занятие).

Цель урока:

Формирование фонетически внятной речи обучающегося.

Восприятие на слух и воспроизведение отдельных слов, словосочетаний, предложений по тексту «Осень».

Задачи урока:

- закреплять правильное произношение звука [Б] в прямых слогах и в интервокальной позиции, словах и фразах;

- продолжать работу над речевым дыханием, умением говорить громко-тихо, быстро-медленно - нормально, выделять ударный слог.

- использовать остаточный слух для коррекции произношения посредством слухового (дозированно слухозрительного) восприятия слогов, слов, словосочетаний, предложений и на речевом (неречевом) материале по тексту «Осень»;

- развивать слуховое внимание, формировать навыки самоконтроля произношения.

Оборудование: Зеркало, экран, компьютер, презентации, картинки (осень, собака,

банан, грибы, зубы), таблички, «рассыпной» текст, листья - жетоны.

Тип урока: Автоматизация звука [Б], закрепление приобретённых умений

и навыков.

Ученик – Б. А., 2-х СНГ, КИ слева (2015), ОНР 2-3 уровня

Планируемые результаты

Планируемые результаты на занятии

Виды деятельности обучающегося

Система средств обучения

Предметные

Личностные

Метапредметные

     

Автоматизировать звук Б в прямых слогах и между гласными, словах, фразах. Развивать самоконтроль при произнесении звука [Б] в самостоятельной речи. Развивать умение различать, опознавать на слух и слухозрительно знакомый и незнакомый по звучанию речевой и неречевой материал по теме «Осень», по тексту «Осень»; связанный с организацией учебной деятельности.

Умение слушать педагога; выполнять задания по образцу.

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Познавательные

Формировать умение чётко и внятно произносить звук Б. Формировать умение правильного речевого дыхания, формировать умение слитного произношения, формировать умение правильно пользоваться ударением. Формировать умение опознавать предлагаемый на занятии учебный материал на слух и слухо-зрительно.

Регулятивные

Уметь анализировать и обобщать, отвечать на вопросы. Уметь слушать и выполнять работу по инструкции. Уметь осознавать результат своей деятельности.Уметь контролировать себя.Уметь адекватно оценивать себя.

Коммуникативные

Развивать коммуникативные способности обучающегося (в заданной ситуации). Уметь вести диалог.

Развивать общую моторику (физминутка).

Развивать зрительное и слуховое внимание.

1. Восприятие слогов, слов, фраз на слух.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Дыхательная гимнастика.

4.Чтение слогов, слов, предложений со звуком [Б], выполнение заданий.

5.Работа над темпом, силой голоса.

6. Работа с «рассыпным» текстом.

1.Предметные картинки (Осень, листья –жетоны, собака, грибы, зубы, банан).

2.Презентация: артикуляционная гимнастика.

3.Таблички, «рассыпной» текст.

4. Компьютер.

5. Зеркало

6. Экран

7.Доска

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг.момент (1минута)

- [Поздоровайся.] (экран)

- [Повтори: па-па-па.] (экран)

- [Как тебя зовут?] (экран)

- [Как ты слышишь?] (экран)

- [Какой будет урок?]

- Будем слушать, говорить.

- [Что будем делать?]

- К нам в гости пришла Осень. Он принесла с собой задания. За работу он будет давать тебе листочки. Старайся.

 

- Здравствуйте.

Ученик повторяет.

- А. Б./Т.

- Я слышу хорошо.

- Будет урок развития слуха и

речи.

- Будем слушать, говорить.

II.Формирование произношения.

1.Артикуляционная гимнастика для звука [Б] (3 минуты)

- Давай научим Осень делать гимнастику.

- Я буду делать гимнастику.

- Что будешь делать?

«Улыбка» (3 раза). Растяни губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

«Накажи непослушный язычок». Открыть ротик. Положить язык на губу и пошлёпать губами по нему, произнеся пя-пя-пя.

«Блинчик» (3 раза) Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт

«Шарик»(3 раза).Сжать губы, надуть щёки. Слегка ударить кулачками по щекам.

-Я буду делать гимнастику.

 

 

Дыхательная гимнастика (1 минута)

Пришла осень. Подул ветер.

Будем сдувать листья (вдох через нос, длительный выдох через рот)

Сдувает листья

(картинка с осенним деревом)

 

 

- [Что ты делал?]

- Молодец! Ты правильно выполнял гимнастику и Осень даёт тебе листочек.

- Я делал гимнастику.

(поощрение)

 

2. Автоматизация звука [Б] (15 мин)

Осень предлагает нам поиграть.

- [Будем играть.]

- Что будем делать?

- Говори хорошо звук [Б]. Скажи [Б.]

а) Работа над звуком. Игра «Хлопни-топни».

Я буду говорить звук [б], ты хлопаешь, а если другой звук – ты топаешь.

[Встань.]

- Послушай. [Б], [А], [Б], [Б], [У].

- Сядь.

- Молодец, ты хорошо слушал. Осень даёт тебе листочек.

б) Работа над слогом и словом. Игра «Послушай - повтори».

- Следующая игра «Послушай-повтори». Слушай.

БА-БА-БА – БАНАН

АБА-АБА – СОБАКА

БЫ-БЫ-БЫ – ГРИБЫ

УБЫ-УБЫ – ЗУБЫ

- Послушай. Какую строчку я сказала? Повтори.

(АБА-АБА-СОБАКА)

в) Работа над темпом.

- Скажи быстро - бабабаба.

- Скажи медленно ба____ ба____ ба____ ба

- Скажи нормально ба ба ба ба

г) Работа над словом. Игра «Узнай и назови»

Осень приготовила картинки.

- Встань. Иди к доске.

- Послушай, покажи и назови картинку: банан, собака, зубы, грибы.

д) Работа над предложением. Игра «Дополни предложения».

- Следующая игра «Дополни предложения».

- Я буду дополнять. Что будешь делать?

- Собака…….

- Тёма ест ……

- Что ты делал?

е) Работа над голосом

Буду говорить тихо - громко.

- Как будешь говорить?

Собака – СОБАКА

банан – БАНАН

- Как ты говорил?

ё) Работа над дыханием

Послушай. Скажи на одном выдохе.

Собака

Собака спит.

- Молодец! Ты справился со всеми заданиями. Старался. Осень даёт тебе ещё листочек.

 

 

- Будем играть.

- [Б.]

 

-

 

 Я встал.

Выполняет задание.

- Я сел.

(поощрение)

 

Ученик повторяет:

БА-БА-БА – БАНАН

АБА-АБА – СОБАКА

БЫ-БЫ-БЫ – ГРИБЫ

УБЫ-УБЫ – ЗУБЫ

 

АБА-АБА – СОБАКА

(поощрение)

бабабаба

ба____ ба____ ба____ ба

ба ба ба ба

 

Ученик выходит к доске, слушает, показывает и называет слова: банан, собака, зубы, грибы.

(поощрение)

 

 

Я буду дополнять.

спит.

банан.

Я дополнял.

 

Я буду говорить тихо - громко.

 

собака- СОБАКА

зубы - ЗУБЫ

Я говорил тихо-громко.

 

 

Собака

Собака спит.

(поощрение)

3.Итог первой части занятия

- Что ты делал?

- Осень устала. Давай отдохнём вместе с ней.

Встань.

Я делал гимнастику, слушал, называли слов, дополнял, играл.

Я встал.

III. Формирование речевого слуха

Физминутка (1 мин)

Ветер дует, задувает (ученик дует)

Жёлтые листочки с дерева срывает. (машет руками)

И летят листочки (кружится на месте, помахивая руками)

С ветки на дорожки.

И бегут по листьям маленькие ножки.(бегает по кругу)

Мы с тобой гулять (ходит по кругу)

И листочки соберём. ( имитирует сбор листьев)

 

Работа с текстом

- Артём, будешь слушать, говорить, играть.

- Что будем делать?

а) Первичное чтение текста учителем (на слух, 2 раза)

- Будешь слушать текст. Слушай.

- Что ты услышал?

б) Последовательное предъявление предложений, нахождение таблички и соотнесение с картинкой.

- Слушай. Найди предложение: Наступила осень.

- Говори слитно. (Контроль произношения и дактилирования).

- Найди предложение: Солнце светит мало. Читай.

 

- Найди предложение: Идёт дождь. Читай.

- Слушай. Найди предложение: Дует ветер. Читай.

- Найди предложение: Птицы улетели. Читай.

Осень даёт тебе листочек. Молодец! Хорошо слушал.

в) Ответы на вопросы

- Буду отвечать на вопросы.

- Что будешь делать?

- [Какое время года наступило?]

- [Что дует?]

- [Кто улетел?]

- Что ты делал?

- И на вопросы ты отвечал правильно. Возьми листочек.

-Я буду слушать, говорить, играть.

 

-Я буду слушать.

Ученик слушает 2 раза, после каждого прослушивания говорит, что услышал.

Ученик слушает предложения, находит табличку и картинку.

 

 

 

 

 

(поощрение)

 

Я буду отвечать на вопросы.

- Осень.

- Дует ветер.

- Птицы улетели.

Я отвечал на вопросы.

(поощрение)

Итог занятия

- Что ты делал на уроке?

 

 

- Посчитай листья.

- Артём, ты занимался хорошо. Молодец!

- Осень приготовила тебе задание. Дома раскрась картинку.

- Иди в класс.

- Попрощайся.

Я отвечал на вопросы, делал гимнастику, играл, слушал, говорил, составлял текст.

Ученик считает листья.

 

 

Я пойду в класс.

До свидания.



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Марина Николаевна, конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционного занятия. Вы представили конспект урока по предмету.

23 January 2018

Ответ #60826 был удален 7 February 2018

Марина Николаевна, никто не спорит о качестве Вашего конспекта урока! Но конкурс на лучший конспект коррекционного занятия, а не урока. Нужно было выбирать конкурс на лучший конспект урока.

7 February 2018

Мы проводим индивидуальные занятия. А так как у нас урочная система пишем урок. Ну ладно, ничего страшного. Впредь буду внимательна. Спасибо, что обратили внимание на такой момент. Мне теперь можно будет оформить только сертификат за публикацию?

7 February 2018

Хороший, рабочий конспект, но согласна с Ириной Михайловной.

23 January 2018

Здравствуйте, Лариса Александровна! Форма организации урока - индивидуальная. Это индивидуальное коррекционное занятие по развитию речевого слуха и формированию произношения.

8 February 2018