Конспект урока по РРС и ФП «Автоматизация звука [Б]»
ГОКУ «Школа-интернат г. Черемхово»
Конспект урока
на тему
«Автоматизация звука [Б]. Текст «Осень» (1-ое занятие)»
в 1 «а» классе
Разработала и провела:
учитель слуховой работы
Абрамчук М.Н.
2017 год, Черемхово
Учебный предмет – Развитие речевого слуха и формирование произношения Класс – 1 «а» Тема урока: Автоматизация звука [Б]. Текст «Осень» (1-ое занятие). Цель урока: Формирование фонетически внятной речи обучающегося. Восприятие на слух и воспроизведение отдельных слов, словосочетаний, предложений по тексту «Осень». Задачи урока: - закреплять правильное произношение звука [Б] в прямых слогах и в интервокальной позиции, словах и фразах; - продолжать работу над речевым дыханием, умением говорить громко-тихо, быстро-медленно - нормально, выделять ударный слог. - использовать остаточный слух для коррекции произношения посредством слухового (дозированно слухозрительного) восприятия слогов, слов, словосочетаний, предложений и на речевом (неречевом) материале по тексту «Осень»; - развивать слуховое внимание, формировать навыки самоконтроля произношения. |
Оборудование: Зеркало, экран, компьютер, презентации, картинки (осень, собака, банан, грибы, зубы), таблички, «рассыпной» текст, листья - жетоны. Тип урока: Автоматизация звука [Б], закрепление приобретённых умений и навыков. Ученик – Б. А., 2-х СНГ, КИ слева (2015), ОНР 2-3 уровня |
Планируемые результаты |
Планируемые результаты на занятии |
Виды деятельности обучающегося |
Система средств обучения |
|||||||||||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||||||||
Автоматизировать звук Б в прямых слогах и между гласными, словах, фразах. Развивать самоконтроль при произнесении звука [Б] в самостоятельной речи. Развивать умение различать, опознавать на слух и слухозрительно знакомый и незнакомый по звучанию речевой и неречевой материал по теме «Осень», по тексту «Осень»; связанный с организацией учебной деятельности. |
Умение слушать педагога; выполнять задания по образцу. Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя. |
Познавательные Формировать умение чётко и внятно произносить звук Б. Формировать умение правильного речевого дыхания, формировать умение слитного произношения, формировать умение правильно пользоваться ударением. Формировать умение опознавать предлагаемый на занятии учебный материал на слух и слухо-зрительно. Регулятивные Уметь анализировать и обобщать, отвечать на вопросы. Уметь слушать и выполнять работу по инструкции. Уметь осознавать результат своей деятельности.Уметь контролировать себя.Уметь адекватно оценивать себя. Коммуникативные Развивать коммуникативные способности обучающегося (в заданной ситуации). Уметь вести диалог. |
Развивать общую моторику (физминутка). Развивать зрительное и слуховое внимание. |
1. Восприятие слогов, слов, фраз на слух. 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Дыхательная гимнастика. 4.Чтение слогов, слов, предложений со звуком [Б], выполнение заданий. 5.Работа над темпом, силой голоса. 6. Работа с «рассыпным» текстом. |
1.Предметные картинки (Осень, листья –жетоны, собака, грибы, зубы, банан). 2.Презентация: артикуляционная гимнастика. 3.Таблички, «рассыпной» текст. 4. Компьютер. 5. Зеркало 6. Экран 7.Доска |
|||||||||
Ход занятия: |
||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|||||||||||||
Орг.момент (1минута) |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
II.Формирование произношения. |
||||||||||||||
1.Артикуляционная гимнастика для звука [Б] (3 минуты) |
||||||||||||||
- Давай научим Осень делать гимнастику. - Я буду делать гимнастику. - Что будешь делать? «Улыбка» (3 раза). Растяни губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой. «Накажи непослушный язычок». Открыть ротик. Положить язык на губу и пошлёпать губами по нему, произнеся пя-пя-пя. «Блинчик» (3 раза) Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт «Шарик»(3 раза).Сжать губы, надуть щёки. Слегка ударить кулачками по щекам. |
-Я буду делать гимнастику.
|
|||||||||||||
Дыхательная гимнастика (1 минута) |
||||||||||||||
Пришла осень. Подул ветер. Будем сдувать листья (вдох через нос, длительный выдох через рот) |
Сдувает листья (картинка с осенним деревом)
|
|||||||||||||
- [Что ты делал?] - Молодец! Ты правильно выполнял гимнастику и Осень даёт тебе листочек. |
- Я делал гимнастику. (поощрение) |
|||||||||||||
2. Автоматизация звука [Б] (15 мин) |
||||||||||||||
Осень предлагает нам поиграть. - [Будем играть.] - Что будем делать? - Говори хорошо звук [Б]. Скажи [Б.] а) Работа над звуком. Игра «Хлопни-топни». Я буду говорить звук [б], ты хлопаешь, а если другой звук – ты топаешь. [Встань.] - Послушай. [Б], [А], [Б], [Б], [У]. - Сядь. - Молодец, ты хорошо слушал. Осень даёт тебе листочек. б) Работа над слогом и словом. Игра «Послушай - повтори». - Следующая игра «Послушай-повтори». Слушай. БА-БА-БА – БАНАН АБА-АБА – СОБАКА БЫ-БЫ-БЫ – ГРИБЫ УБЫ-УБЫ – ЗУБЫ - Послушай. Какую строчку я сказала? Повтори. (АБА-АБА-СОБАКА) в) Работа над темпом. - Скажи быстро - бабабаба. - Скажи медленно ба____ ба____ ба____ ба - Скажи нормально ба ба ба ба г) Работа над словом. Игра «Узнай и назови» Осень приготовила картинки. - Встань. Иди к доске. - Послушай, покажи и назови картинку: банан, собака, зубы, грибы. д) Работа над предложением. Игра «Дополни предложения». - Следующая игра «Дополни предложения». - Я буду дополнять. Что будешь делать? - Собака……. - Тёма ест …… - Что ты делал? е) Работа над голосом Буду говорить тихо - громко. - Как будешь говорить? Собака – СОБАКА банан – БАНАН - Как ты говорил? ё) Работа над дыханием Послушай. Скажи на одном выдохе. Собака Собака спит. - Молодец! Ты справился со всеми заданиями. Старался. Осень даёт тебе ещё листочек. |
- Будем играть. - [Б.]
-
Я встал. Выполняет задание. - Я сел. (поощрение)
Ученик повторяет: БА-БА-БА – БАНАН АБА-АБА – СОБАКА БЫ-БЫ-БЫ – ГРИБЫ УБЫ-УБЫ – ЗУБЫ
АБА-АБА – СОБАКА (поощрение) бабабаба ба____ ба____ ба____ ба ба ба ба ба
Ученик выходит к доске, слушает, показывает и называет слова: банан, собака, зубы, грибы. (поощрение)
Я буду дополнять. спит. банан. Я дополнял.
Я буду говорить тихо - громко.
собака- СОБАКА зубы - ЗУБЫ Я говорил тихо-громко.
Собака Собака спит. (поощрение) |
|||||||||||||
3.Итог первой части занятия |
||||||||||||||
- Что ты делал? - Осень устала. Давай отдохнём вместе с ней. Встань. |
Я делал гимнастику, слушал, называли слов, дополнял, играл. Я встал. |
|||||||||||||
III. Формирование речевого слуха |
||||||||||||||
Физминутка (1 мин) Ветер дует, задувает (ученик дует) Жёлтые листочки с дерева срывает. (машет руками) И летят листочки (кружится на месте, помахивая руками) С ветки на дорожки. И бегут по листьям маленькие ножки.(бегает по кругу) Мы с тобой гулять (ходит по кругу) И листочки соберём. ( имитирует сбор листьев) |
||||||||||||||
Работа с текстом |
||||||||||||||
- Артём, будешь слушать, говорить, играть. - Что будем делать? а) Первичное чтение текста учителем (на слух, 2 раза) - Будешь слушать текст. Слушай. - Что ты услышал? б) Последовательное предъявление предложений, нахождение таблички и соотнесение с картинкой. - Слушай. Найди предложение: Наступила осень. - Говори слитно. (Контроль произношения и дактилирования). - Найди предложение: Солнце светит мало. Читай.
- Найди предложение: Идёт дождь. Читай. - Слушай. Найди предложение: Дует ветер. Читай. - Найди предложение: Птицы улетели. Читай. Осень даёт тебе листочек. Молодец! Хорошо слушал. в) Ответы на вопросы - Буду отвечать на вопросы. - Что будешь делать? - [Какое время года наступило?] - [Что дует?] - [Кто улетел?] - Что ты делал? - И на вопросы ты отвечал правильно. Возьми листочек. |
-Я буду слушать, говорить, играть.
-Я буду слушать. Ученик слушает 2 раза, после каждого прослушивания говорит, что услышал. Ученик слушает предложения, находит табличку и картинку.
(поощрение)
Я буду отвечать на вопросы. - Осень. - Дует ветер. - Птицы улетели. Я отвечал на вопросы. (поощрение) |
|||||||||||||
Итог занятия |
||||||||||||||
- Что ты делал на уроке?
- Посчитай листья. - Артём, ты занимался хорошо. Молодец! - Осень приготовила тебе задание. Дома раскрась картинку. - Иди в класс. - Попрощайся. |
Я отвечал на вопросы, делал гимнастику, играл, слушал, говорил, составлял текст. Ученик считает листья.
Я пойду в класс. До свидания. |
Дементьева Ирина Михайловна
Дементьева Ирина Михайловна
Абрамчук Марина Николаевна
Вершинина Лариса Александровна
Абрамчук Марина Николаевна