Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Написание строчной буквы р»
Технологическая карта урока
Класс |
1 (с интеллектуальной недостаточностью) |
Предмет |
Русский язык |
Тема |
Написание строчной буквы р. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Цель урока |
Создание условий для формирования умения правильно писать строчную букву р. |
Задачи урока формирование БУД |
Коррекционно-образовательные (познавательные): 1. Формировать графический навык письма буквы. 2. Формирование умений работать по образцу. 3. Формирование умения находить отличия нового от уже известного с помощью учителя на основе анализа рисунка – схемы делать выводы. 5. Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коррекционно-развивающие (регулятивные и коммуникативные): Регулятивные: 1. Корригировать и развивать пространственную ориентировку. 2. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя. Коммуникативные: 1.Формирование умения слушать и понимать других. 2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику. 4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе. 5. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении. Коррекционно-воспитательные (личностные): 1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. 2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения. 3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению. |
Оборудование |
Ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация, 2 аквариума, 6 рыбок на магнитах с буквами, 8 рыбок на магнитах, элементы буквы из бархатной бумаги. |
Планируемые результаты |
Знать: букву р. Уметь: писать строчную букву р. |
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный этап (1- 2 минуты) |
Психологический настрой - Здравствуйте, ребята! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся, ( 3-4 минуты) |
(слайд 1) -Кто это? -К нам на урок Вова пришел не с пустыми руками, а принес для нас рыбок. А где живут рыбки, вы узнаете, отгадав загадку. На столе стеклянный дом. В нём живёт усатый сом, Золотые рыбки И серые улитки. (На доску вывешиваются два аквариума: красный и зеленый (слайд 2). - Посмотрите, перед вами два аквариума: красный и зеленый. Нам с вами нужно поселить рыбок с буквой «р» в красный аквариум, а рыбок с другими буквами в зеленый. (На рыбках написаны буквы: Р, С, В, К, Р, Р.) - Произнесем, еще раз, слово рыбки. - На какой звук начинается слово? - Какой буквой обозначается звук [р]? - Как вы думаете, какую букву нам предлагает научиться писать Вова? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Целью нашей работы будет являться…? |
Вова
аквариум
звук [р]
буквой р
букву р пытаются определить тему «Написание строчной буквы р». научиться писать строчную букву р. |
3. Изучение нового материала (5-8 минут) |
Рассматривание образца строчной буквы р - Мы уже знаем, как выглядит печатная буква «р». А сегодня на уроке мы познакомимся со строчной буквой р. - Посмотрите, на образец строчной буквы р. (слайд 3) - Первый элемент буквы наклонная прямая, второй элемент буквы наклонная прямая с закруглением вверху влево и внизу вправо. - Перед вами на партах лежат элементы строчной буквы «р». (на карточках наклеена строчная буква «р» из бархатной бумаги (слайд 4) - Обведите образец строчной буквы «р». - Как называется первый элемент строчной буквы «р»? - Как называется второй элемент строчной буквы «р»? Конструирование строчной «р» - Выложите на парте строчную букву р из элементов. Обведите пальчиком полученную букву. |
Рассматривают образец
обводят пальчиком букву р наклонная прямая наклонная прямая с закруглением вверху влево и внизу вправо выкладывание строчной буквы из элементов |
Физминутка |
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! |
(Руки сложить домиком, и поднять над головой) (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") |
4. Первичное усвоение новых знаний (6-8минут) |
Показ и изучение строчной буквы р. - А сейчас откройте прописи и вспомните правила посадки при письме. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою- Карандаш вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Сядьте правильно, приготовьтесь к написанию строчной буквы р. - Перед тем как мы начнем писать строчную букву р, скажите где живут рыбы? - Вот и у вас на столах есть река с волной. Сейчас вы, не отрывая ручку от листа бумаги, обведете волну. - Назовите, какие рыбы плавают в реке. - Теперь вы заштрихуете рыбку на ваших листочках, не забываем о том, что за контур выходить нельзя. (слайд 5) - Ребята, сначала мы пропишем первый элемент буквы. Давайте еще раз назовем его. Посмотрите, как пишу его я. (Прописываю элемент на доске). Теперь вы пропишите его в тетрадях. - Теперь назовем второй элемент строчной буквы р. Посмотрите, как пишу его я. (Прописываю элемент на доске). Теперь вы пропишите его в тетрадях. - Соединив эти два элемента, мы получим строчную букву р. - Посмотрите, как мы будем её писать: (объяснение учителем) - Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до середины междустрочного пространства, не отрывая руки ведем вверх по написанному, доводим до середины рабочей строки и пишем второй элемент – ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз наклонную линию с закруглением внизу вправо. Пишите, аккуратно, не спешите. |
проговаривание правил посадки при письме
в реке, море, океане, пруду, озере работа по карточке карась, щука…. штрихуют рыбку наклонная прямая пишут элемент строчной буквы р строчную букву р наклонная прямая с закруглением вверху влево и внизу вправо |
5. Первичная проверка понимания (8-10 минут) |
Пальчиковая гимнастика - Запишите в прописи строчную букву р самостоятельно. Написание слогов со строчной буквой р. - Ребята, Вова для вас написал на доске слоги. Давайте, прочитаем их: ар, ор, ур. (слайд 6) - А теперь запишите и вы их в свои прописи, не забудьте при письме проговаривать соединение букв. - Прочитаем следующие слоги: ра, ро, ру. Пропишем их. |
работа в прописях читают слоги прописывают слоги в прописях |
6. Первичное закрепление (6-8 минут) |
Написание слов со строчной буквой р. - Прочитайте слова в прописях, которые для вас приготовил Вова: рис, рак, шар, сыр. (слайд 7) - Назовите слово, которое обозначает речного обитателя. - Пропишите в прописях слово рак два раза. - Составьте предложение со словом рак (устно). - Выложим на партах из карточек условно – графическую запись предложения. - Сколько слов в предложении? - Назовите первое слово, второе, третье. - Назовите первый звук в третьем слове рак. - Какой буквой обозначается звук [р]? |
читают слова рак прописывают слово в прописи Вова поймал рака. . три Вова, поймал, рака. звук [р] буквой р |
7. Рефлексия, подведение итогов занятия (4-5 минут) |
- Какую букву мы сегодня учились писать? - Из скольких элементов она состоит? - Молодцы, вы хорошо сегодня работали на уроке. У вас на партах лежат рыбки зеленого и красного цвета. Если урок вам понравился и было всё понятно – прикрепите зеленую рыбку к зеленому аквариуму, если на уроке было трудно и ничего не понятно – прикрепите красную рыбку к красному аквариуму. (слайд 8) – Я рада, что большинству из вас понравилось на уроке, и вы остались довольны своей работой. |
ответы детей |
Приложение 1