Конспект урока по теме: Согласные звуки [с], [с'], буквы с, С.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Исламова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
Тема: согласные звуки [с], [с'], буквы с, С.
Цель: познакомить обучающихся со звуками [с], [с'] и их буквенными обозначениями, научить читать слоги и слова с этими звуками, учить различать звук и букву.
Задачи:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятия;
- развивать интерес к чтению, развивать устную речь;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку.
1. Орг. момент:
Прозвенел звонок, и вот
Начинается урок.
Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь.
Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать нужно научиться!
2. Побуждение к деятельности:
- Дети, вы любите гулять?
- Я предлагаю вам совершить путешествие-прогулку, а куда - вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в чудесный дом,
Чудеса увидишь в нем.
- О каком доме идет речь? (о лесе)
- Как вы понимаете фразу: Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. (в лес можно зайти с любой стороны, а резная крыша – это резные листья деревьев).
- Какие чудеса можно встретить в лесу?
- Подумайте, почему в лесу надо быть осторожным?
- Итак, мы отправляемся в лес. Лес - это дом для разных животных. Отгадайте загадку, о каком животном идет речь:
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (лось)
- Давайте сравним эти два слова ЛЕС и ЛОСЬ. Чем они похожи? (1 слог, 3 звука, 1 звук Л звонкий, 3 звук С глухой).
- Назовите последние звуки в этих словах [с], [с'], что можно сказать о них? (согласные, глухие, твердый и мягкий).
- В каком положении находится язык, зубы и губы, когда произносим звук с? (язык упирается в нижние зубы, зубы сближены, губы в улыбке, воздушная струя узкая, холодная).
- произнесите правильно эти звуки в скороговорке:
СА-са-са- в лесу бегает лиса,
Сы-сы-сы- много на траве росы,
Су-су-су- было холодно в лесу.
- Какой буквой-значком обозначаются звуки с, сь? (буква «ЭС»).
- На что похожа буква «ЭС»?
- Почему этих букв 2?
- Как правильно прочитать буквы «ЭС»? (назвать ее звуки)
- Прочитайте слоги на доске:
СА СО СЫ СИ СУ
- В каком слоге слышится звук СЬ? Почему?
- В каком слоге слышится звук С? Почему?
3. Физкультминутка
- В лесу много красивых деревьев, сейчас мы превратимся в их листики, выполняем руками действия.
Мы листики осенние, на ветках мы сидим. (Пальчики на плечах)
Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели (руки вытягиваем вперед и шевелим пальчиками)
И на землю тихо сели. (Руки кладем на парту)
Ветер снова набежал, снова листья все поднял, (руки поднимаем вверх, вытягиваем вперед и шевелим пальчиками)
Закружились, полетели и на место тихо сели. (Руки кладем на парту)
Повторяем 2 раза, во второй раз дети встают из-за парты. И мы садимся тихо за парту и продолжаем работу.
4.Работа с учебником:
- Откройте учебники на стр.45
Прочитайте слова вверху.
- О каких деревьях прочитали? Что заметили? (одно-много, ед.число и мн.ч.)
- Среди деревьев есть одно, в котором звуки слышатся одни, а пишутся буквы другие ОСИНА, это слово нельзя проверить – подобрать к нему проверочные слова, его написание надо запомнить, или посмотреть его написание в орфографическом словаре, поэтому его еще называют словарным.
- Посмотрите на иллюстрацию на стр.44.
- Куда пришли девочки? Для чего они пришли?
- Что с ними случилось? Почему вы так решили?
- Какое время суток? По каким признакам вы догадались?
- Прочитайте текст на стр.45
- Относится ли он к иллюстрации? Как зовут девочек?
- Наша прогулка по осеннему лесу продолжается, о красоте осеннего леса писали многие русские поэты и писатели. Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения И.Бунина (стр.45).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Какие слова со звуками [с], [с'] вы нашли в этом отрывке?
(лес, расписной, весёлой, пестрою, стеной, стоит, светлою)
- К какому времени года относится картина, описанная поэтом в стихах? Сравните ее с иллюстрацией на стр.44, чем они похожи? (осенний лес).
- С чем сравнивает И.Бунин осенний лес? (с теремом)
Знакомим учащихся со словарем ОЖЕГОВА. В этом словаре можно узнать правильное написание словарных слов, а также узнать значение слов.
ТЕРЕМ – дом из дерева в виде башни.
- Лес какой?
ЛИЛОВЫЙ – цвет сирени, фиалки.
ЗОЛОТОЙ – желтый.
БАГРЯНЫЙ – красный.
- Да, осенью в лесу очень красиво. Деревья в разноцветных нарядах. В лесу можно гулять и отдыхать, дышать чистым воздухом, поэтому лес надо беречь и охранять. А нам пора возвращаться с прогулки.
5. Итог урока
- Какие слова запомнили со звуками [с], [с']?
- Какой буквой, значком они обозначаются на письме?
- Что на уроке узнали нового?
- Что больше всего запомнилось? Что показалось трудным?
6. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке смайликами.
- Молодцы! Спасибо за работу на уроке!