Конспект урока по теме: Согласные звуки [с], [с'], буквы с, С.

5
0
Материал опубликован 29 August в группе

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

Исламова Людмила Викторовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»


Тема: согласные звуки [с], [с'], буквы с, С.

Цель: познакомить обучающихся со звуками [с], [с'] и их буквенными обозначениями, научить читать слоги и слова с этими звуками, учить различать звук и букву.

Задачи:

  1. развивать фонематический слух и фонематическое восприятия;
  2. развивать интерес к чтению, развивать устную речь;
  3. обогащать словарный запас обучающихся;
  4. воспитывать любовь и уважение к родному языку.


1. Орг. момент:

Прозвенел звонок, и вот

Начинается урок.

Быть активными старайтесь,

Отвечайте, не стесняйтесь.

Если хочешь много знать, многого добиться,

Обязательно читать нужно научиться!


2. Побуждение к деятельности:

- Дети, вы любите гулять?

- Я предлагаю вам совершить путешествие-прогулку, а куда - вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в чудесный дом,

Чудеса увидишь в нем.

- О каком доме идет речь? (о лесе)

- Как вы понимаете фразу:  Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт.  (в лес  можно зайти с любой стороны, а резная крыша – это резные листья деревьев).

- Какие чудеса можно встретить в лесу?

- Подумайте, почему в лесу надо быть осторожным?

- Итак, мы отправляемся в лес. Лес - это дом для разных животных. Отгадайте загадку, о каком животном идет речь:

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (лось)

- Давайте сравним эти два слова ЛЕС и ЛОСЬ. Чем они похожи?  (1 слог, 3 звука, 1 звук Л звонкий, 3 звук С глухой).

- Назовите последние звуки в этих словах [с], [с'], что можно сказать о них? (согласные, глухие, твердый и мягкий).

- В каком положении находится язык, зубы и губы, когда произносим звук с? (язык упирается в нижние зубы, зубы сближены, губы в улыбке, воздушная струя узкая, холодная).

- произнесите правильно эти звуки в скороговорке:

СА-са-са- в лесу бегает лиса,

Сы-сы-сы- много на траве росы,

Су-су-су- было холодно в лесу.

- Какой буквой-значком обозначаются звуки с, сь? (буква «ЭС»).

- На что похожа буква «ЭС»?

- Почему этих букв 2?

- Как правильно прочитать буквы «ЭС»? (назвать ее звуки)

- Прочитайте слоги на доске:

  СА  СО СЫ  СИ СУ


- В каком слоге слышится звук СЬ? Почему?

- В каком слоге слышится звук С? Почему?

​​​​​​​3. Физкультминутка

- В лесу много красивых деревьев, сейчас мы превратимся в их листики, выполняем руками действия.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим. (Пальчики на плечах)

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели (руки вытягиваем вперед и шевелим пальчиками)

И на землю тихо сели. (Руки кладем на парту)

Ветер снова набежал, снова листья все поднял, (руки поднимаем вверх, вытягиваем вперед и шевелим пальчиками)

Закружились, полетели и на место тихо сели. (Руки кладем на парту)

Повторяем 2 раза, во второй раз дети встают из-за парты. И мы садимся тихо за парту и продолжаем работу.

4.Работа с учебником:

- Откройте учебники на стр.45

Прочитайте слова вверху.

- О каких деревьях прочитали? Что заметили? (одно-много, ед.число и мн.ч.)

- Среди деревьев есть одно, в котором звуки слышатся одни, а пишутся буквы другие ОСИНА, это слово нельзя проверить – подобрать к нему проверочные слова, его написание надо запомнить, или посмотреть его написание в орфографическом словаре, поэтому его еще называют словарным.

- Посмотрите на иллюстрацию на стр.44.

- Куда пришли девочки?  Для чего они пришли?

- Что с ними случилось? Почему вы так решили?

- Какое время суток? По каким признакам вы догадались?

- Прочитайте текст на стр.45

- Относится ли он к иллюстрации? Как зовут девочек?

- Наша прогулка по осеннему лесу продолжается, о красоте осеннего леса писали многие русские поэты и писатели. Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения И.Бунина (стр.45).

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Какие слова со звуками [с], [с'] вы нашли в этом отрывке?

(лес, расписной, весёлой, пестрою, стеной, стоит, светлою)

- К какому времени года относится картина, описанная поэтом в стихах? Сравните ее с иллюстрацией на стр.44, чем они похожи? (осенний лес).

- С чем сравнивает И.Бунин осенний лес? (с теремом)

Знакомим учащихся со словарем ОЖЕГОВА. В этом словаре можно узнать правильное написание словарных слов, а также узнать значение слов.

ТЕРЕМ – дом из дерева в виде башни.

- Лес какой?

ЛИЛОВЫЙ – цвет сирени, фиалки.

ЗОЛОТОЙ – желтый.

БАГРЯНЫЙ – красный.

- Да, осенью в лесу очень красиво. Деревья в разноцветных нарядах. В лесу можно гулять и отдыхать, дышать чистым воздухом, поэтому лес надо беречь и охранять. А нам пора возвращаться с прогулки.

5. Итог урока

- Какие слова запомнили со звуками [с], [с']?

- Какой буквой, значком они обозначаются на письме?

- Что на уроке узнали нового?

- Что больше всего запомнилось? Что показалось трудным?

6. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке смайликами.

- Молодцы! Спасибо за работу на уроке!


Комментарии
Комментариев пока нет.