Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Корень. Однокоренные слова»
Пояснительная записка
DOCX / 18.52 Кб
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель:
Познакомить с понятием «однокоренные слова».
Находить корень в родственных и однокоренных словах.
Развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.
Задачи:
Научиться находить корень слова в группе однокоренных слов;
Видеть и подбирать самостоятельно однокоренные слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учиться различать существенные признаки родственных (однокоренных) слов;
Учиться выделять корень слова, различать родственные слова;
Анализировать лингвистический текст (правило);
Объяснять значение слова через контекст;
Доказывать утверждение;
Понимать смысл многозначных слов.
Личностные УУД:
Формирование интереса к процессу познания русского языка;
Интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
Получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научаться воспринимать другое мнение и позицию;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
Получит возможность научиться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
Учитывать другое мнение и позицию;
Договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: Изучение нового
Средства обучения: учебник русский язык для 2 класса (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина), интерактивная доска, раздаточные листы с заданиями, презентация, разно уровневое домашнее задание.
Ход урока:
Орг. момент.
- Ребята, сейчас урок русского языка. Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится!
А у нас сегодня гость на уроке. Разгадайте загадку и узнаете кто?
Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её…
Минутка чистописания и актуализация знаний
Пчёлка Мая принесла нам цветы, но непростые. Нужно записать слова к себе в тетрадь по схеме СУО (слог, ударение, орфограмма)
Полянка, ромашка, цветок.
Что общего у слов? Какое слово лишнее?
- Вы сами определите, какую букву будем писать. Посмотрите на экран. Эта буква есть во всех словах, ею обозначаем согласный, глухой, твёрдый, парный звук. (К)
Кк
нькоре енькор …
- Определите закономерность в последовательности букв.
-Напишите красиво и аккуратно эти буквосочетания, продолжите, соблюдая закономерность, еще 3 раза.
Что у вас получилось? (слово корень)
Пчёлка Мая летела к нам на урок и увидела …
Запись на доске.
В теплом воздухе парят сам комар да комариха, с ними туча комарят!
Велика комариная семья!
- Спишите предложения, найдите родственные слова.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, оцените на полях.
- Какие родственные слова вы нашли в предложениях?
Как вы определили, что эти слова являются родственные?
Какими двумя признаками должны обладать родственные слова?
Иметь общую часть. 2. Иметь общее лексическое значение.)
Как бы вы назвали общую часть?
А в этом нам поможет ребус.
Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
- О чём будем говорить на сегодняшнем уроке? (о корне и однокоренных словах). Как вы думаете, как можно назвать слова родственные слову корень?
Какие цели поставите перед собой: Познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова» Учиться подбирать однокоренные слова. Учиться выделять корень слова. |
А где мы можем проверить наши предположения?
Откроем учебник на странице 45
Наши предположения оказались верными или нет?
Что такое корень? Какие слова называем однокоренными? Как их еще можно назвать? Какими двумя признаками должны обладать однокоренные слова (родственные) слова? А как графически выделяется корень в слове? Вернемся к однокоренным словам и выделим корень в словах. А как вы думаете, важен ли корень в слове?
Найдите лишнее слово
Нос, носик, носатый, носок.
Лес, леска, лесной, лесочек.
Пар, парилка, парочка, паровой.
Физминутка.
5. Работа в парах.
- Поработайте в паре. Прочтите текст, озаглавьте текст.
Пчела большая труженица. Она может улетать от своего дома на восемь километров и с легкостью находят обратный путь. Чтобы добыть ложечку меда, полосатым насекомым нужно трудиться целый день. Пчёлки питаются нектаром и пыльцой растений. Пчелиная семья очень дружная. Домашние пчёлы живут в ульях, которые зимой человек хранит в пчельнике.
- Какие однокоренные слова вы нашли? Докажите.
- Какой корень выделили в словах?
-Какой заголовок вы бы подобрали к тексту?
6. Упражнение в составлении однокоренных слов.
- Представьте себя маленькими пчелками, которые собирают мед с цветочков.
Каждому ряду нужно подобрать и записать однокоренные слова. (Карточки с корнями на доске)
Первый ряд составляет семью родственных слов с корнем «дом».
Второй ряд составляет семью родственных слов с корнем «мор».
Третий ряд составляет семью родственных слов с корнем «зуб».
Дети работают в тетрадях.
Проверка. Дети каждой группы по очереди называют свои слова.
Работа в группе.
А сейчас нужно помочь подружкам нашей пчелки.
Работать вы будете в группе. Помогите пчёлке найти свой улей.
в) Проверочное задание-тест.
- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики. Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Лист, лиса, лисенок,
Горный, городок, гора,
Пёс, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
8. Рефлексия. Итог урока.
- Чему учились?
Как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Какие слова являются родственными?
(Родственные слова близки по смыслу, и у них общий корень.)
- Как по-другому называются родственные слова? (однокоренные)
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Что было трудно?
9. Домашняя работа.
I уровень: Спишите родственные слова, выделите корень в словах.
Печь, печка, печурка, печной.
II уровень: Вставьте в стихотворение родственные слова, выдели корень. Спишите по правилам стиха.
Жили-были серый…
И его…..
Серый ….был очень тих
И ……тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий……
Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик.
III уровень: Придумай и напиши однокоренные слова в тетрадь с указанным корнем:
1. Барабан.
- тот, кто играет на барабане;
- бить, стучать в барабан;
- маленький барабан.
2. Вар.
- ягоды сваренные в сахаре;
-тот кто готовит пищу.
3. Час.
- мастер по починке часов;
- солдат, стоящий на посту.
б) Выдели корень.
10. Самооценка
А теперь я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке:
Если вы поняли тему урока и можете помочь своему однокласснику, то берете розовый цветок.
Если вы поняли, но все же у вас есть еще какие-то сомнения, то берете жёлтый.
Если вам было трудно, вы еще не усвоили тему, то синий цветок.
- Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!
Приложение
Звук пчелы
MP3 / 310.41 Кб
Физминутка
MP4 / 7.65 Мб
Домашнее задание
DOCX / 738.32 Кб
Задание "Пчела" для парной работы
DOCX / 13.39 Кб
Найдите лишнее слово
DOCX / 17.28 Кб
Фото с урока
Кияйкина Наталья Федоровна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Фокина Лидия Петровна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Хлопонина Наталия Сергеевна