Конспект вводного занятия по театральной деятельности «Вот и лето прошло!»
Тема: «Вот и лето прошло!»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
- собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече;
- активизировать знания детей о театре;
- учить передавать при помощи жестов, мимики и голоса образ героя;
- учить разыгрывать знакомую сказку при помощи настольного театра;
- совершенствовать исполнение художественно-образных умений;
- развивать мелкую моторику и артикуляционный аппарат;
- воспитывать интерес к театральной деятельности, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Методы и приемы:
Словесные:
- беседа и рассказ о театре;
- проблемные вопросы, объяснение;
- загадки, художественное слово и скороговорки;
Наглядные:
- демонстрация способа действия, наблюдение;
Практические:
- игра-импровизация;
- разыгрывание сказки при помощи настольного театра;
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- физкультминутка;
Дидактические:
- игровая ситуация.
Предварительная работа: беседа о театре, игры импровизации, разыгрывание этюдов, подготовка к спектаклям, разучивание стихотворений, монологов и чтение художественной литературы.
Индивидуальная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминуток, работа над выразительным произношением слов и реплик сказочных героев.
Демонстрационный материал: небольшой мяч, волшебный мешочек, свиток, фигурка колобка из настольного театра, музыкальное сопровождение, маски персонажей из сказки «Колобок».
Словарная работа: театр, декорации, артисты, зрители, сцена, грим, костюмы, маски, афиша, мимика, жесты, импровизация, комедия, драма, мюзикл.
ХОД НОД:
1. Организационный момент.
Звучит музыка, дети проходят в зал, встают свободно у центральной стены и выполняют движения вслед за воспитателем.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
После игры, дети садятся полукругом на ковре.
П. : Здравствуйте, мои друзья! Так много времени прошло с тех пор, как мы встречались с вами в нашем уютном зале! Я очень рада всех вас увидеть, и теперь, когда жаркое лето позади, мы снова будем играть, импровизировать и показывать спектакли для друзей.
2. Словесная игра «Назови имя ласково».
П. : Давайте вспомним, как кого зовут, и познакомимся с «новенькими» ребятами. (Ребенок, поймавший мяч, проговаривает свое имя, или имя соседа, соблюдая ласковую интонацию.)
3. Беседа о театре.
П. : Ребята, а вы сказки любите читать?
А в них играть?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу?
Или на принца, иль на Бабу Ягу?
(Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.)
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, или в грозу,
Или в бабочку, или в осу?
Что поможет здесь, друзья?
(Жесты и конечно мимика.)
П. : А какое искусство объединяет в себе импровизацию и преображение, помогает при помощи костюма, мимики, жестов и голоса превращаться в разных людей и животных?
(Театр.)
П. : Конечно же, театр! А вы знаете, как и когда появился театр? Это было так давно, что никто и не помнит когда. Первыми актёрами были бродячие актёры, скоморохи. Их ёще по-другому называли, комедиантами. Тогда даже не было самого здания театра. Комедианты выступали прямо на улице под открытым небом. И только через много-много лет, стали строиться здания для театров. Сейчас артисты выступают на сцене. А что, по-вашему, является необходимой составляющей театра? (Сцена, декорации, маски, костюмы, афиша, грим, оркестр, актеры, зрители.)
П. : А какие виды театра вы знаете? (Кукольный, пальчиковый, конусный, театр на палочках, би-ба-бо, перчаточный, варежковый, масочный.)
П. : А что вы можете сказать о жанрах, каких видов могут быть представления? (Комедия, драма, мюзикл.)
П. : Ну а самое главное ребята, мы должны помнить, что театр это волшебный мир, который в одно мгновение может перенести нас в сказку, прошлое или будущее, рассказать о добре и зле, подарить хорошее настроение.
4. Игра-импровизация.
Воспитатель незаметно достает свиток с заданиями.
П. : Давайте с вами, под веселую музыку, не произнося ни одного слова, изобразим, то что, написано в этом свитке:
На паркете «Дружбы вальс»
Мухи танцевали.
Увидали паука – в обморок упали. АХ!
Дети показывают миниатюру, воспитатель помогает по необходимости, отмечает успехи детей.
5. Артикуляционная гимнастика.
П. : Молодцы, справились с заданием. Но впереди, для вас я подготовила еще одно задание, оно сложное, поэтому для начала, необходимо провести артикуляционную гимнастику. Для того чтобы у вас все получилось, повторяйте за мной:
Наш Дениска – озорник,
Тянет губки к ушкам,
Посмотрите, — говорит,
Я теперь — лягушка!
(Удержание губ в улыбке, зубы не видны.)
Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.
(Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.)
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз,
На санках катится Денис.
(Рот открыт. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.)
У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка, попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.)
Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо
Весело Дениске!
(Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.)
Недавно бабушка Анфиса,
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.
(Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д.)
Вот Денискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы»!
(Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы», как гудит пароход).
6. Упражнение на развитие дикции (Скороговорка).
П. : А теперь, как и обещала, для вас сложное задание, но после наших специальных упражнений, вы обязательно справитесь. Нужно пропеть скороговорку на одном звуке.
Наварила щука щей.
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
«Щи у щуки хороши!»
(Педагог помогает детям во время выполнения упражнения.)
П. : Замечательно справились с заданием.
7. Пальчиковая гимнастика.
П. : Ой, что-то мы засиделись, давайте немного разомнемся:
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко.
Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка, которая «шьет» и задевает пальчик.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
Делают вид, как будто, надевают на палец наперсток.
Говорит иголке: шей,
А колоться ты не смей! Грозят пальцем иголке.
8. Физкультминутка.
Зайки, где ж вы пропадали?
(Дети показывают руками ушки зайчиков)
Мы в капусте отдыхали.
(дрожат от страха)
А зачем капусту съели?
(руки ставят на пояс, качаются)
Мы лишь носиком задели.
(пальцем дотрагиваются к носу)
Ох, вас надо наказать.
(грозят пальцем)
Что ж, попробуйте догнать.
(быстро прыгают на месте).
9. Игра-спектакль по сказке «Колобок».
(Педагог достает волшебный мешочек и загадывает загадку.)
Прямо с полки, за порог.
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?. (Колобок)
(Достает фигурку колобка.)
П. : Правильно вы ребята угадали, а давайте обыграем эту сказку, у нас есть декорации, и маски. Я буду сказочницей, а вас, ребята, попрошу распределиться по ролям и занять свои места (Раздают детям маски персонажей).
Звучит русско-народная мелодия. У домика сидят дед и бабка. Дед что-то строгает, бабка вяжет.
Сказочница:
В деревушке, рядом с речкой,
В теплом доме с русской печкой,
Жили - были, много лет,
Бабка старая и дед.
Дед: Испеки, бабка, колобок.
Бабка: Из чего печь-то? Муки нет.
Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.
Бабка перестает вязать, заходит в дом.
Сказочница: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.
Бабка ставит на подоконник игрушечного колобка.
Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке.
Вместо игрушки, на сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая.
Колобок:
Я по сусекам скребен,
По амбару метен,
В печку сажен,
На окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
От Бабушки ушел!
(Из-за елки справа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).
Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.
Я по сусекам скребен,
По амбару метен,
В печку сажен,
На окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
От Бабушки ушел!
А от тебя, Заяц, и подавно уйду!
Сказочница: И покатился себе дальше Колобок; только Заяц его и видел!
Колобок быстро «катится» мимо зайца, и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону. Играет музыка.
Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Волк.
Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.
Я по сусекам скребен,
По амбару метен,
В печку сажен,
На окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
От Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!
Сказочница: И покатился себе дальше Колобок; только Волк его и видел!
Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону. Играет музык. Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Медведь.
Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.
Я по сусекам скребен,
По амбару метен,
В печку сажен,
На окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
От Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!
Сказочница: И покатился себе дальше Колобок; только Медведь его и видел!
Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.
Играет музыка.
Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.
Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
Я по сусекам скребен,
По амбару метен,
В печку сажен,
На окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
От Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!
Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!
Сказочница: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.
Колобок:
Я по сусекам скребен,
По амбару метен,
В печку сажен,
На окошке стужен!
Сказочница: А лисичка, его – Ам! – и съела.
Хотя нет. Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.
Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!
10. Подведение итогов.
П. : Наша встреча подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей.)
П. : Мне очень понравилось, как вы изображаете мимикой, жестами и голосом все своих героев, как смело выполняли все задания. Молодцы! Артистами сегодня побывали, И сказку вы, ребята, показали. Артисты все были хороши, поаплодируем друг другу от души!