Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема занятия: «Путешествие на необитаемый остров»
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Тема занятия: «Путешествие на необитаемый остров»
Цель занятия: закрепить счетную деятельность используя Лего.
Задачи:
Образовательные: закрепить знание цифр, прямой и обратный счет в пределах 10,умение строить цифры из деталей Лего по схеме, умение соотносить количество предметов с цифрой, умение отсчитывать предметы больше или меньше на один, упражнять в количественном и порядковом счете.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение делать выводы, выбирать способ действия; обогащать и расширять словарь детей;
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, учить доводить начатое дело до конца; воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, взаимопомощь в ходе игры, желание прийти на помощь; развивать умение работать вместе, уважать мнение партнера, не перебивать говорящего.
Интеграция образовательных областей: («Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: ноутбук, проэктор, видео послание от Даши-путешественницы, парашют, Лего-квадрат, карточки с изображением цифр от1- до10, схемы цифр 1-9, набор конструктора Лего по количеству детей, карточки с пронумерованными грузовиками, цифрами от 1 до 10, карточки с полями для постройки лесенки, карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 10, кирпичики Лего с цифрами, видео послание от Жулика, сундук с конфетами.
Предварительная работа: Д/и «Веселые цифры», «Принеси и покажи», «Загрузи машину», «Математический лего-поезд», «Счетная лесенка», «Число и цифра», «Сосчитай и положи», «Построим домики».
Продолжительность занятия: 25 минут
Ход и содержание занятия
I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
Дети заходят в зал под музыку
В: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут чудеса, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
2. Сообщение темы
В: - Сегодня я получила по электронной почте видео послание от Даши-путешественницы. Оно меня очень удивило. Вот послушайте:
(на экран выводиться видео послание)
«Дорогие ребята! Вы – мои настоящие друзья! Помогите мне, пожалуйста. Со мной и моими друзьями, Башмачком и Диего, случилась беда! Жулик оставил нас одних на необитаемом острове. И забрал с собой мой рюкзачок. Только вы, дети, можете нам помочь и никто другой! Для того, чтобы нас спасти, вы должны разгадать волшебный Лего-квадрат. Вы найдете его, как только окажетесь на необитаемом острове.
Мы надеемся на вас, ребята!».
3. Мотивация
В:- Ну что, ребята, поможем Даше и ее друзьям?
В:- Чем мы можем им помочь? Что для этого мы должны сделать?
В:- Ребята, вы любите путешествовать?
В:- Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой фантазию, выдумку, хорошее настроение?
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Путешествие на волшебном парашюте.
В:- Теперь нам пора отправляться в путь. На чем мы можем отправиться на необитаемый остров? (ответы детей)
В:- Так как нам нужно отправиться на необитаемый остров, туда мы можем попасть только на чем-то волшебном. Путешествовать мы будем на волшебном парашюте.
В:- Все заняли свои места. Отправляемся в путешествие. Повторяйте за мной:
Раз, два, три,
Парашют наш вверх лети.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Взмах волшебный парашюта
Мир волшебный нам откроет.
Он домчит в одно мгновенье.
Нас на остров неизвестный
Принесет друзьям спасенье.
Парашют наш многоместный
В:- Вот мы и оказались на неизвестном острове. Соберем аккуратно парашют.
В:- Как мы должны вести себя на необитаемом острове, ребята? (не шуметь, не баловаться и т.д.)
В:- Помните, Даша говорила в своем послании, что мы должны найти Лего-квадрат, который поможет нам спасти ее с друзьями. Предлагаю осмотреться. Никто не видит Лего-квадрат?
(дети замечают Лего-квадрат)
В:- Вот же он! Молодцы, ребята! Посмотрим, что же в нем за подсказки.
2.2. Д/и «Цифры встаньте в ряд»
(Воспитатель отрывает первый лист с заданием с Лего-квардата)
В:-Ребята, чтобы спасти Дашу нам необходимо выполнить первое задание. Внимательно послушайте его: «На опушке под цветком карточки лежат тайком. Вы ими дружно поделитесь и по порядку становитесь. Но не все это заданье, не зевайте, а бегом в обратном порядке встаньте. Если справитесь с заданьем, то получите возможность открыть следующий квадрат».
(дети встают, держа в руках карточки с цифрами по порядку, а во второй раз игры встают в обратном порядке)
В:- Молодцы, ребята! Посмотрите, нам пришло еще одно видео послание от Даши.
«Ребята, вы такие молодцы! С первым заданием справились. Мы очень на вас надеемся. Побыстрее открывайте следующее задание.»
2.3. Постройка цифр по схемам
В:- Ребята, второе задание вам очень понравиться. Слушайте: «Знаю я, без всякого сомнения, цифры вам знакомы все друзья. И поэтому заданье усложняю. Схемы приготовил вам не зря. На столах найдете вы конструктор Лего. И по схеме из него циферку вы соберите и сами ее назовите»
В:- Ну что, выполним следующее задание. Ребята, садитесь за столы. Сели прямо, спинки выпрямили. Перед вами картинки-схемы постройки цифры из деталей конструктора. Вам нужно будет выполнить постройку такую же, как на схеме. Смотрите внимательно, запоминайте детали по форме и по цвету, приступайте к выполнению задания.
(дети строят цифры и схемам, воспитатель индивидуально помогает детям в случае затруднений)
В:- Маша, какую цифру ты построила? Герман, а у тебя какая цифра получилась? и т.д.
2.4.Физкультминутка
В: - Вы справились с заданием, все правильно сделали. Предлагаю отдохнуть.
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.
2.5. Д/и «Загрузи машину»
В: - Ребята пора приступать к следующему заданию. Открываем следующий квадрат.
В: - «Под Лего-краном посмотрите и заданье отыщите»
В: - Ребята, поищите задание. Вот же оно. Прочтем его.
«Загрузите каждый грузовик кирпичиками Лего, только помните, что грузовик может довести только то количество кирпичиков, которое указано на нем.»
В: - Ребята, садитесь за столы. Возьмите грузовики и выполняйте задание.
(дети загружают грузовики кирпичиками, воспитатель индивидуально помогает детям в случае затруднений)
В: - Денис, сколько в твоем грузовике кирпичиков? Почему? и т.д. с каждым ребенком.
В: - Молодцы, ребята! Вы справились еще с одним заданием. Предлагаю открыть следующий квадрат и узнать какое задание нас ждет.
(дети открывают следующий квадрат, воспитатель читает задание)
2.6. Д/и «Счетная лесенка»
В: - «Вы умело справились с заданием, но посмотрим, как вы преодолеете следующее. На ферму вы идете и внимательно глядите. Там конвертик есть для вас, в нем задание. Его быстро вы берите и выполнять поспешите.»
В: - Ребята, вы поняли задание? Отправляемся на ферму. Смотрите внимательно.
В: - Вот и наше задание. Прочтем его.
«Постройте лесенку из кирпичиков и поставьте на каждую ступеньку соответствующего человечка»
(дети садятся за столы и выполняют задания)
В: - Молодцы! Вот еще одно задание мы выполнили. Что же еще придумал для нас Жулик? Надо побыстрее спасти Дашу и ее друзей, согласны? Тогда открываем следующий конверт.
(дети открывают следующий конверт, воспитатель читает задание)
2.7. Д/и «Сосчитай и положи»
В: - Ребята, тут необычное задание. Вот конверт, откроем его. Посмотрите в нем карточки, а вот и задание «Побыстрее за столы садитесь и считать готовьтесь. Будьте внимательны! Кирпичиков столько перед собой положите, сколько в ответе вы решите»
(дети садятся за столы, воспитатель показывает по очереди карточки с примерами на единицу больше или меньше, дети решают пример и выкладывают ответ перед собой)
В: - Ребята, вы такие молодцы! Почти все задания выполнили. Открываем последний квадрат.
2.8 Д/и «Построим домики»
(Воспитатель открывает задание и читает его)
В: - «Я знаю, что вы очень любите строить. Поэтому последним моим заданием для вас будет строительство домов для меня и моих друзей. На столах вы найдете детали для строительства и карточки, на которых указано, сколько этажей должно быть в каждом доме. Приступайте к строительству!»
В: - Ребята, садитесь за столы. Чтобы узнать какой дом мы построим первым, достаньте карточку. Какая цифра указана на карточке? (цифра 5). Значит, какой дом мы построим первым? (пятиэтажный дом)
В:- Отсчитайте себе нужное количество кирпичиков для дома, но помните, что каждый кирпичик пронумерован. Называйте номера кирпичиков, которые берете (дети называют).
В:- Андрей, сколько кирпичиков ты использовал для этого дома? (5)
В:- Теперь возьмите кирпичики другого цвета. Нам нужно построить дом на этаж выше. Сколько кирпичиков нужно отсчитать?(6 кирпичиков.)
В:- Теперь возьми кирпичики желтого цвета. Нам нужно построить дом на этаж ниже. Сколько кирпичиков нужно отсчитать?(4 кирпичика.)
В:- Сколько домов у тебя получилось, Алиса? (3 дома) Назови дома по порядку (первый, второй, третий).
В: - Вот мы и построили дома для Жулика и его друзей. И тем самым выполнили все задания.
На экране появляется Жулик.
«Вы ребята справились со всеми моими заданиями, построили такие замечательные дома. Теперь я доволен и могу отпустить своих пленников. А вам я желаю удачи и оставаться такими же умными. Учите математику она вам всегда пригодиться. До новых встреч!»
На экране появляется Даша с друзьями, они благодарят детей.
В: - Молодцы, все задания выполнили. Дашу - путешественницу спасли. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Беритесь за парашют и повторяйте за мной.
Раз, два, три,
Парашют наш вверх лети.
В детский сад родной
Нас в миг перенеси.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1.Итог занятия
В: - Вот мы в детском саду.
В: - Ребята, где мы сегодня побывали, что делали? Вам понравилось наше путешествие? Ответы детей. Сегодня вы все очень постарались, и я убедилась, что вы не только смелые, но еще много знаете и умеете. А что больше всего вам понравилось? Страшно ли вам было в путешествии? (ответы детей) Конечно, нет, ведь вы такие дружные, отважные. Рады ли вы, что помогли Даше? Почему? Какое задание вам было выполнять легко, что показалось трудным? Ответы детей.
В:- Мы с вами сделали много добрых дел, и если вам понравилось наше путешествие, и вам было интересно, то возьмите у меня из тарелочки и поднимите красный квадратик, а если не понравилось, и вам было трудно выполнять задания и не интересно, тогда поднимете синий квадратик.
В: - Ребята, Даша и ее друзья благодарны вам за помощь, они передали сундучок. Откроем его (в сундучке сладкие гостинцы).
В: - Молодцы, я рада, что всем понравилось путешествие!