Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков П-Т-К».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков П-Т-К».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- научить детей различать звуки П – Т - К по акустическим и артикуляционным признакам; - упражнять детей в делении слов на слоги;
- упражнять в договаривании слов, употреблении предлогов НА и ПОД;
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в выделении звуков из слов;
- закреплять умение проводить анализ обратных и прямых слогов.
- формировать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
Оборудование: Предметные картинки: туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфеты, венок, мак; тополь, тахта, подоконник.
Наборы для составления схем. 2 панно.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Психогимнастика:
Изобразите домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.
Развитие мимических мышц:
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка», «Лопатка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр», «Индюк», «Накажем непослушный язычок».
2.Сообщение темы.
Логопед: Мы будем учиться различать сегодня на занятии звуки П, Т, К.
3.Характеристика звуков П, Т, К по артикуляционным и акустическим признакам.
Дети дают характеристику звукам П, Т, К - каждому в отдельности.
Затем говорят, чем они похожи(согласные, твердые), чем отличаются.
Отгадывание звуков П, Т, К по артикуляционной позе.
Повторение звуков П, Т, К: произнесение, сопоставление, характеристика.
4.Развитие мелкой моторики.
ГУСЬ.
Где ладошка? Тут?
Тут.
На ладошке пруд?
Пруд.
Палец большой
Это гусь молодой.
Указательный - поймал,
Средний - гуся ощипал.
Этот палец - суп варил,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда - в живот! Вот!
5.Развитие фонематического слуха.
Д/игра «Хлопай - топай, не зевай».
На звук П дети хлопают в ладоши, а на звук Т- топают ногами, а на звук К – молчат.
(Поляна, кот, курица, торт, кукла, щенок, телефон, полка, плита, корабль, книга, туфли, куртка и т.д.)
6.Дифференциация звуков в слогах.
Воспроизведение слоговых рядов:
ПА-ТА-КА ТА-ПА-КА
ПА-КА-ТА КА-ПА-ТА
ТА-КА-ПА КА-ТА-ПА
то же с гласнымиО, У, Ы.
Д/игра «Живые звуки» .
(по результатам звукового анализа обратных и прямых слогов)
АТ АП ОК ОТ УП УК КУ ТА ПО
7.Физкультминутка.
(Изображаем утят: шагаем вперевалочку, спотыкаемся, показываем, как им больно. Мама-утка успокаивает утят.)
Уточка с утятами
Шагали вперевалочку.
Вдруг один утеночек
Наступил на палочку.
Ножку поцарапал
И горько заплакал.
8.Дифференциация звука в словах.
Из картинок, выставленных на доске, дети отбирают сначала те, в которых первый звук П, затем – первый звук Т, затем – первый звук К.
Различение звуков П—Т—К в произношении по картинкам (картинки дети уносят на столы).
Д/Игра «Эхо» - припоминание картинок, слов на звуки П, Т, К.
К - конь ... Т - торт... П - попугай ...
9.Развитие грамматического строя речи. Д/игра «Назови ласково». Гусенок – гусеночек. Цыпленок – цыпленочек. Петух – петушок. Гусыня – гусочка. Утка – уточка. Курица – курочка. Пестрый – пестренький.
ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ Д/и «Составь новое слово из двух».
Птица, ферма – птицеферма.
Птица, фабрика – птицефабрика.
Вода, плавать – водоплавающие.
Д/игра «Закончи слово»— договаривание слов звуками П, Т, К.
Со(к) су(к) бы(к)
сту(к) то(к) ба(к)
та(к) ко(т)
компо(т) като(к) лиф(т)
тулу(п) вено(к) биле(т)
топо(т) хло(п) кло(п)
мос(т) лис(т) кусо(к)
10.Работа с предложением.
Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам с использованием предлогов НА, ПОД.
На панно у логопеда: У детей на столах:
подоконник туфли, кот, конь, попугай, павлин,
тахта тыква, панамы, батон, книга,
тополь венок, конфеты, мак
а) дети по очереди подбирают к своей картинке подходящую по смыслу картинку на панно;
б) затем выставляют их рядом;
в) составляют предложение с предлогом НА или ПОД;
г) задают вопросы к составленному предложению
11.Итог.