Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков П-Т-К».

0
0
Материал опубликован 11 November

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков П-Т-К».


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- научить детей различать звуки  П – Т - К по акустическим и артикуляционным признакам; - упражнять детей в делении слов на слоги;

- упражнять в договаривании слов, употреблении предлогов  НА и ПОД;

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в выделении звуков из слов;

- закреплять умение проводить анализ обратных и прямых слогов.

- формировать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Оборудование:   Предметные картинки: туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфеты, венок, мак; тополь, тахта, подоконник.

Наборы для составления схем. 2 панно.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Психогимнастика:  

Изобразите домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.

Развитие  мимических мышц:

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка», «Лопатка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»,  «Индюк», «Накажем непослушный язычок».

2.Сообщение темы.

Логопед: Мы будем учиться различать сегодня на занятии звуки  П, Т, К.

3.Характеристика звуков П, Т, К по артикуляционным и акустическим признакам.

Дети дают характеристику звукам П, Т, К - каждому в отдельности.

 Затем говорят, чем они похожи(согласные, твердые), чем отличаются.

 Отгадывание звуков П, Т, К по артикуляционной позе.

 Повторение звуков П, Т, К: произнесение, сопоставление, характеристика.

4.Развитие мелкой моторики.

ГУСЬ.

Где ладошка? Тут?

Тут.

На ладошке пруд?

Пруд.

Палец большой

Это гусь молодой.

Указательный - поймал,

Средний - гуся ощипал.

Этот палец - суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда - в живот! Вот!

5.Развитие фонематического слуха.

Д/игра «Хлопай  - топай, не зевай».

На звук П дети хлопают в ладоши, а на звук Т- топают ногами, а на звук К – молчат.

(Поляна, кот, курица, торт, кукла, щенок, телефон, полка, плита, корабль, книга, туфли, куртка и т.д.)

6.Дифференциация звуков в слогах.

  Воспроизведение слоговых рядов:

ПА-ТА-КА                     ТА-ПА-КА

ПА-КА-ТА                     КА-ПА-ТА

ТА-КА-ПА                     КА-ТА-ПА

то же с гласнымиО, У, Ы.

Д/игра «Живые звуки» .

(по результатам звукового анализа обратных и прямых слогов)

АТ         АП         ОК         ОТ         УП        УК   КУ        ТА         ПО

7.Физкультминутка.

(Изображаем утят: шагаем вперевалочку, спотыкаемся, показываем, как им больно. Мама-утка успокаивает утят.)

Уточка с утятами

Шагали вперевалочку.

Вдруг один утеночек

Наступил на палочку.

Ножку поцарапал

И горько заплакал.

8.Дифференциация звука в словах.

Из картинок, выставленных на доске, дети отбирают сначала те, в которых первый звук П, затем – первый звук  Т, затем – первый звук К.

Различение звуков П—Т—К в произношении по картинкам (картинки дети уносят на столы).

Д/Игра «Эхо» - припоминание картинок, слов на звуки  П, Т, К.

К - конь ... Т  - торт... П -  попугай ...

9.Развитие грамматического строя речи. Д/игра «Назови  ласково». Гусенок – гусеночек. Цыпленок – цыпленочек. Петух – петушок. Гусыня – гусочка. Утка – уточка. Курица – курочка. Пестрый – пестренький.

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ Д/и «Составь новое слово из двух».

Птица, ферма – птицеферма.

Птица, фабрика – птицефабрика.

Вода, плавать – водоплавающие.

Д/игра «Закончи слово»— договаривание слов звуками П, Т, К.

Со(к)                      су(к)                       бы(к)

сту(к)                     то(к)                       ба(к)

та(к)                       ко(т)

компо(т)                като(к)                   лиф(т)

тулу(п)                   вено(к)                   биле(т)

топо(т)                   хло(п)                     кло(п)

мос(т)                    лис(т)                     кусо(к)

10.Работа с предложением.

Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам с использованием предлогов НА, ПОД.

На панно у логопеда:                                     У детей на столах:

подоконник                                           туфли, кот, конь, попугай, павлин,

тахта                                                     тыква, панамы, батон, книга,

тополь                                                   венок, конфеты, мак

а) дети по очереди подбирают к своей картинке подходящую по смыслу картинку на панно;

б) затем выставляют их рядом;

в) составляют предложение с предлогом НА или ПОД;

г) задают вопросы к составленному предложению

11.Итог.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.