Методическая разработка интегрированного занятия «Дети войны» по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка к презентации
МБДОУ «Детский сад № 6 «Светлячок»
Методическая разработка интегрированного занятия «Дети войны»
по развитию эмоционального интеллекта
детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
педагог-психолог
Князева О.А.
Рыльск
Цель: Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через воспитание нравственных ценностей старших дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: расширять знания детей о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Коррекционно - развивающие: развивать у детей способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим, умение распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. Тренировать подвижность нервных процессов, умение различать пиктограммы эмоций, цвета и оттенки. Развивать координацию движений, чувство ритма, вестибулярный аппарат, формировать правильную осанку.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать нравственно-патриотические чувства, сопереживания и благодарности, упорство, ответственность и уверенность в себе. Вызвать интерес к аппликации салюта в сотворчестве с педагогом. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений в творчестве доступными изобразительно-выразительными средствами.
Планируемые результаты:
- дети умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
- проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
- проявляют любовь к своей Родине, гордятся подвигом русского народа в Великой Отечественной войне;
- самостоятельно проявляют инициативу, рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, проявляют творчество в работе.
Методы: наглядный (демонстрация видеороликов; показ изображений с применением компьютеров), игровой (подвижная игра с флажками на определение эмоционального состояния), словесный по технологии ТРИЗ(проблемные вопросы, художественное слово), практический (изготовление коллективной аппликации «Салют»).
Приемы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа (после просмотра видеоролика).
Технологии: здоровьесберегающие (подвижная игра, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика), информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.
Оборудование:
Флажки разных цветов с пиктограммами эмоций по числу детей, презентация «Жизнь детей в военное время», фрагмент видеоролика «День Победы», вырезанные из цветной бумаги ладошки, клей, ватман.
Активизация словаря:
Отечество, Родина, уверенность в себе, эмоции, мимика.
Предварительная работа:
- Поисковая работа.
- Создание презентации по теме интегрированного занятия.
- Подготовка оборудования.
- Подборка музыкального сопровождения и фрагментов из фильмов.
- Беседа «Знакомство с праздником».
- Организация различных видов детской деятельности с включением по теме проекта музыкальных композиций «Мы идем с флажками», «Наша Родина сильна» А. Филиппенко, «День Победы», «Прадедушка», «Россия – в этом слове огонь и сила».
- Чтение стихотворений на тему «Великая Отечественная Война. День Победы»:
- Если скажут слово Родина
- Что за праздник? (Н. Иванова)
- Победа (М. Познанская)
- Проведение динамических пауз «Солдатик стойкий», «Мы военные», «Как солдаты» и пальчиковой гимнастики «Салют».
- Просмотр патриотической мультипликации «Василек», «Россия. Курская область».
- Ежедневные чтения с детьми «Рассказы о детях-героях Великой Отечественной войны», автор Шорыгина Т.А.
Ход занятия
I этап. Организационный. Ритуал приветствия.
- Ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Давайте для начала поделимся положительным зарядом друг с другом и расскажем гостям наш напутственный девиз. (Дети стоят в кругу, держась за руки).
Мы – ребята дошколята,
В каждый день идем с добром.
Родиной своей гордимся,
Сердцем любим родной дом!
Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и вы, ребята, узнаете о том, как жили дети во время войны, кому в те военные годы было совсем ещё немного лет. (Дети занимают места за столами.)
II этап. Мотивационный. Разминка.
- Когда празднуется День Победы? (9 мая)
- Что это была за Победа? (победа в войне)
- Над кем была победа? (над фашистами)
- Как называют эту войну? (Великая Отечественная Война)
- А что такое Отечество? (отечество – это страна, в которой мы родились и живём, страна наших родителей – отцов матерей и наших предков).
- Каким словом можно еще назвать родную страну? (Родина, Отчизна).
- Великая Отечественная – называют войну потому, что весь народ встал на защиту своей страны. Война продолжалась долгие четыре года, погибли миллионы людей. Не было не одной семьи в нашей стране, которая бы не пострадала от войны. Все люди от мала до велика встали на защиту своей Родины. 4 года воевал с фашистами наш народ.
III этап. Практический. Основное содержание занятия.
Беседа по теме занятия.
Педагог-психолог читает стихотворение:
Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война – не место для детей!
Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье.
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье.
- Ребята, как вы думаете, чем страшна война? (ответы детей)
- Кому тяжелее и страшнее всего приходилось на войне?
Много горя, страданий принесла война нашему народу, но особенно тяжело и страшно было детям. (Рассказ психолога сопровождается показом слайдов.)
Они гибли под бомбами, умирали от голода. Многие остались сиротами. У одних отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек. Маленькие дети были в плену у фашистов. (слайд 1)
Но несмотря, ни на что, дети, в те военные тяжелые годы старались помочь взрослым.
- Ребята, как вы думаете, чем могли помочь дети? (ответы детей)
Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. Чтобы бить врага, нужна сильная армия, солдат необходимо накормить. (слайд 2)
Ребята постарше трудились на заводах. Фронту нужны были снаряды, оружие, боевая техника. Ребята работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие. (слайд 3)
Частыми гостями были мальчишки и девчонки в военных госпиталях. (слайд 4)
- Ребята, как вы думаете, какую помощь там могли оказать дети? (ответы детей)
Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили тяжелораненых, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали. (слайды 5-6)
Слушание художественного рассказа.
- Я предлагаю вам послушать еще одну правдивую историю о жизни девочки – героя войны.
(Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера. 2020. – 80 с. Картотека №2)
Богданова Надя
Ах, какая хорошая жизнь была у Надюши до войны! Игры, игрушки, друзья, мечты о будущем. Но грянула Великая Отечественная война. Гитлер приказал вручить солдатам и офицерам памятки, в которых указывалось: «…убивай всякого русского… не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик - убивай! Этим ты спасешь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».
В годы войны Надя оказалась разведчицей в партизанском отряде. Накануне праздника Октября, осенью 1941 года, командование партизанского отряда решило вывесить в Витебске советские флаги. Это могло сделать больше, чем взрыв или ночной налет. Но кого послать в город, в самое логово жестокого зверя? Выбор пал на самых юных бойцов - Надю Богданову и Ваню. Ему тоже 12 лет.
Детей одели в лохмотья, дали нищенские сумки. Дети пошли быстро, за собой они тащили сани, груженные метлами. В метлах были спрятаны красные полотнища флагов. Вот и Витебск. Всюду немецкие вывески, флаги, немецкая речь. Дети подошли к зданию немецкой казармы - оно располагалось в бывшем ремесленном училище. Надя приглядывала места для флагов - полуразрушенная фабрика, вокзал, базар… К рассвету на всех этих зданиях алели русские флаги.
Но чуть не подвели Надю пачки с табаком, которые она набрала на табачной фабрике. По дороге назад их встретили полицаи и, порывшись у Нади в торбе, нашли табак. Ага! Партизаны. На допрос их! После допроса на рассвете повели Надю и Ваню к противотанковому рву, где расстреливали людей. Ваня был убит, а Надя очнулась во рву среди убитых, выкарабкалась наверх и побрела по снежному полю к лесу. Здесь на нее и набрел партизанский пост. Долго девочка приходила в себя, плакала, вспоминая Ванюшу. Но прошло время, и Надя оправилась.
Надюше Богдановой довелось совершить еще немало боевых подвигов. Когда девочка ставила мины возле железной дороги, ее встретили полицаи. Обыскали, нашли в торбочке кусочек тола - взрывчатого вещества. Полицаи догадались, что перед ними партизанка. Пытали ее долго, а потом бросили в ледяной сарай, чтобы утром расстрелять. Но ей чудом удалось выбраться из сарая и добраться до леса. Нашли девочку партизаны. Они оставили ее в селе Заналючек на попечение добрых женщин. Те Надю вылечили, вот только зрение ее ослабло.
После войны Надя несколько лет прожила в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов ей сделал операцию, и к Наде Богдановой вернулось зрение. Боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. И даже памятник ей поставили. И только через 15 лет после войны друзья узнали, что их Надя жива! За свои подвиги Надежда Александровна Богданова награждена орденом Боевого Красного Знамени.
Проблемные вопросы. Обсуждение прочитанного.
- В каком городе жила Надя Богданова? (Витебск)
- Что решило командование партизанского отряда сделать в Витебске? (развесить красные флаги)
- Кому поручили повесить в городе советские флаги накануне праздника Октября в 1941 году? (Наде и Ване)
- Почему выбор пал на детей? (Они меньше привлекали к себе внимание врага, казались безобидными. Дети ловкие и легко забираются на крышу.)
- Куда запрятали алые флаги? (в сани под метла)
- Удалось ли Наде и Ване развесить флаги? (да)
- Какие эмоции, как вы думаете, испытали Ваня и Надя от спешно выполненного задания? (Радость, гордость за свою Родину и себя, волнение, возможно страх.)
- Что подвело Надю? (пачки с табаком)
- Где расстреливали немцы жителей Витебска? (над противотанковым рвом)
- Как Наде удалось спастись? (Надя очнулась во рву среди убитых, выкарабкалась наверх и побрела по снежному полю к лесу.)
- Осталась ли Надя в живых? Каким орденом наградили Надю? (орденом Боевого Красного Знамени.)
- Какие качества характера и эмоции помогали Наде справляться с трудностями? (храбрость, смелость, доброта, любовь к Родине, патриотизм, уверенность в своих действиях).
- Верно ребята! Многим детям - героям войны выживать помогала уверенность в себе и верность Отчизне. Это значит, что необходимо верить в свои силы, не бояться трудностей в решении различных жизненных вопросов.
- Как вы думаете, от чего зависят поступки и поведение человека?
- Верно, поведение и поступки зависят от характера и совести!
- Каким характером должен обладать настоящий герой? (самостоятельным, ответственным, храбрым, упорным, целеустремленным.)
- Такой характер можно назвать железным или стойким!
Подвижная игра с флажками «Найди себе пару»
- Ребята, Надя совершила геройский поступок - устанавливала советские флаги в логове врага. А мы с вами поиграем тоже с необычными флажками. Они разного цвета и у каждого свое настроение, своя эмоция.
- Какие эмоции вы знаете? (надо назвать и изобразить мимикой)
- Верно, нам хорошо известны радость, грусть, гнев, удивление, смущение, спокойствие).
Ход игры. Каждому игроку вручить по флажку разного цвета и с разными нарисованными эмоциями. Когда звучит музыка, дети маршируют по кругу, размахивая флажками. После остановки марша и слов «Найдите себе пару» дети расходятся по всей группе и подходят к тому ребенку, с которым у них совпадает цвет и эмоция на флажке. Каждая пара должна назвать правильно цвет и эмоцию.
Дыхательная гимнастика «Флажок»
Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.
Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас флажок!
Наш флажок прекрасный,
Ярко-ярко красный.
Педагог-психолог показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем. Повторить 4-6 раз.
Продолжение обсуждения
- И вот, наконец, пришёл долгожданный День Победы.
Фрагмент видеоролика «День Победы».
- Ребята, как вы думаете, почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? (ответы детей)
Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Во время войны погибли миллионы наших солдат и мирных жителей.
Давайте встанем и почтим минутой молчания всех погибших в этой войне.
Минута молчания.
Коллективная аппликация «Салют»
Предварительная работа. Рассматривание изображений салюта. Вырезание цветных ладошек из бумаги.
- Ребята, а без какого красочного события не обходится ни одно празднование Дня Победы? (без парада и салюта)
- Давайте рассмотрим, какой красивый бывает салют. (Фото)
- Мы заранее с вами вырезали наши обведенные ладошки из цветной бумаги. Это элементы будущего салюта.
- Но перед работой необходимо размять наши пальчики и кисти рук.
Пальчиковая гимнастика на основе стихотворения О. Выготской «Салют»:
Вокруг все было тихо,
И вдруг – салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут!
Вверху – внизу!
- Теперь возьмите в руки наши заранее вырезанные из цветной бумаги ладошки. Намажьте их клеем. И помните о правилах безопасности. Кто справился, выходите к столу в центре и приклеивайте ладошку на лист ватмана.
Видеоролик «Памятники детям войны»
- Как вы думаете, ребята, что поможет сохранить память о подвигах детей? (беседы, фильмы, рассказы, памятники и скульптуры).
- Чтобы сохранить память о героях войны, в городах, посёлках установлены памятники, у могилы неизвестного солдата горит Вечный огонь. По всей России сейчас воздвигли множество памятников детям войны. Даже существует знаменательная дата - 8 февраля - День памяти юного героя-антифашиста. Давайте рассмотрим некоторые скульптуры и памятники и узнаем, в каких городах они находятся.
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Что вам больше всего запомнилось?
-Ребята, какие эмоции вы испытали от сегодняшнего занятия?
- Эти эмоции можно назвать положительными или отрицательными?
- Несмотря на то, что мы испытали и грусть и жалость, эти эмоции назовем положительными, так как мы сопереживали доброй, честной девочке Наде, настоящему ребенку – герою войны!
- Что вам хотелось бы пожелать друг другу и гостям?
-Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней и о героях, подаривших нам мирное небо над головой!
Литература:
Глазков А.П. Дети войны. – Смоленск: Государственный педагогический университет, 2000.
Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.
Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера. 2020. – 80 с.
Ресурсы интернета: