Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в сказочную страну "

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №94 Ярославского округа г. Рыбинск
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в сказочную страну "
Выполнила воспитатель:
Посадскова А.В
2025 г.
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в сказочную страну "
Цели: Развитие речи с использованием театрализованной деятельности.
Задачи:
-Формировать интонационную выразительность речи, мимику, жесты;
-Развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой деятельности, развивать артикуляционный аппарат; тренировать ритм дыхания.
-Продолжать развивать внимание, воображение, умение самостоятельно создать игровой образ, коммуникативные качества.
-Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: волшебная шкатулка, картинки к скороговоркам, картинки с изображение театра кукол, драматического театра, музыкального театра, волшебная палочка, смайлики, шапочки трёх медведей.
1.Организационный момент.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
Воспитатель: И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите (ответы детей)
А чем отличается сказка от рассказа?
Воспитатель: Как вы думаете, кто живёт в Сказочной стране?
А хотите сами оказаться в сказке? Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие, мы с вами отправимся в гости к сказке. А как быстрее всего очутится в сказке? Правильно, нужно произнести волшебные слова.
Давайте же скорее их произнесем все вместе:
(Звучит волшебная музыка)
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
Воспитатель: Вот мы и в Сказочной стране. Хозяйка этой страны приготовила для нас с вами волшебную шкатулку, в которой есть много сюрпризов и интересных заданий!
Воспитатель: Где мы можем встретить сказку? (в кино, в книге, в мультфильмах, в театре…)
Воспитатель: Кто показывает сказки в театре? (артисты).
Воспитатель: Вы хотели бы стать артистами? (Да)
Воспитатель: Чтобы стать артистом нужно, очень многому учиться, много всего знать, уметь.
-Как вы думаете, что должен уметь делать актёр?
Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.
Воспитатель: Правильно, чтобы стать хорошим артистом, уметь чётко и красиво говорить нужно потренировать язычок.
Артикуляционная гимнастика.
«Любопытный язычок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность
-Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
- "Качели" - кончиком языка касаться то верхней, то нижней губы.
- "Часики"- кончиком языка касаться то правого, то левого уголка губ.
Воспитатель: Язычок наш поработал, а теперь начинаем говорить скороговорки. А помогут нам картинки.
- Встанем все в кружок, чтобы видеть, друг друга и произнесем скороговорку.
Скороговорка означает скоро говорить, т.е. быстро.
-Шёл Егор через двор,
нёс топор чинить забор.
-У сов нет усов.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
-Молодцы, здорово справились заданием! Заглянем в шкатулку? Ой, а здесь волшебная палочка! С помощью волшебной палочки мы будем воображать и преображаться!
Раз, два, три, четыре, пять -
Предлагаю поиграть:
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Какие бывают театры?
(Ответы детей - кукольные, драматические, музыкальные).
У нас сегодня будут необычные театры.
Какие будут узнаем из волшебной шкатулки, когда выполним задание.
-Первое задание.
Отгадайте название сказки по загадке:
-У Алёнушки сестрицы унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала (Гуси-лебеди)
- Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей (Царевна – лягушка)
-Вот слепили дед да баба
Себе внучку для забавы.
А девчушка ожила,
Зиму с ними провела? (Снегурочка)
- Колотил, да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом (Лиса и журавль)
-Молодцы! Отгадали все загадки.
Волшебная шкатулка приглашает нас в театр «Пантомим»
- Вы знаете, что такое пантомима? Это когда показывают чувства героев без слов: выражением лица, жестами, движение тела.
Это упражнение на молчание.
- Я буду читать маленькие рассказы, а артисты покажут сценку «Пантомим» так, чтобы мы поняли, что произошло в лесу. (Выбираются три мальчика)
«В лесу»
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ) Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)
-Следующая сценка «Больной зуб» (Играют все дети)
Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
-Театр «Пантомим» поиграли, вы справились с заданием, а теперь отдохнём
Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
—Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево -вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
—Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
- С первым заданием справились, а вот и второе задание
Игра «Охарактеризуй сказочного героя»
- Колобок – румяный бок;
- Дед – старый, добрый, мудрый;
- Заяц- ушастый, косой, трусливый;
- Лиса – хитрая, рыжая, пушистая;
- Волк -злой, зубастый, серый;
-Репка – большая- пребольшая, желтая;
-Яичко – золотое, желтое;
- Мышка- маленькая, серенькая;
- Медведь- косолапый, лежебока, большой;
-Молодцы, дали героям сказок правильную характеристику.
-Теперь отправляемся в театр Эмоций.
Воспитатель: Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.
-Задание. Нужно выбрать смайлик и придумать короткий рассказ, соответствующий настроению смайлика. Можете придумать сказку.
Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Но оказывается задания на этом не закончились. Нам нужно выполнить ещё одно задание. Мы должны, отгадав загадку, узнать, какие костюмы спрятаны в сундуке.
А по костюмам догадаться название сказки, которую мы, как настоящие артисты, сможем сыграть.
Волшебная шкатулка нам предлагает следующее задание: разгадать загадку про сказочных героев и сыграть роли.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответ: Три Медведя
-Все молодцы! Теперь давайте попробуем разыграть сценку из известной вам сказки «Три медведя».
Мы с вами побывали в разных театрах. Узнали, что такое эмоции, пантомима. Подумайте, как можно передать при помощи голоса, движений характер героев сказки.
Инсценировка отрывка сказки «Три медведя»
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто ел мою кашу?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто ел мою кашу?
А мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
- Кто ел мою кашу и все съел?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Воспитатель:
-Ребята, вам понравилось быть артистами театров? (Ответы детей).
-А артистом какого театра, вам больше всего понравилось играть?
-Почему в этот театр?
(Выслушать ответы каждого ребёнка)
Воспитатель: Вот и пора нам возвращаться в детский сад.
Вставайте в круг. Закрывайте глаза, скажем волшебные слова:
«Раз, два, три, Сказочница в сад нас верни»
Шкавро Светлана Анатольевна