Конструирование образовательного пространства при подготовке к ЕГЭ по биологии c использованием коучингового подхода

11
4
Материал опубликован 7 September 2021 в группе

О. А. Уманец

«Конструирование образовательного пространства при подготовке к ЕГЭ по биологии c использованием коучингового подхода»

В статье представлен практический опыт использования коучингового подхода при подготовке к ЕГЭ обучающихся 10-11 классов с профильным изучением биологии, охарактеризованы основные этапы: первичный – знакомство с колесом ЕГЭ по биологии, самоанализ; второй этап – первичная диагностика и первичная (и последующие) коррекция колеса; построение индивидуальной траектории в 10 и 11 классах. Приведены преимущества использования коучинговой технологии и факторы, снижающие эффект коучинга.


Ключевые слова: коучинговая технология, блоки ЕГЭ по биологии, коррекция колеса, регулятивные УУД, индивидуальный маршрут.


Когда я первый раз услышала о коучинговом подходе во время лекции для родителей, я поняла, что коучинг – это то, что даёт мне стратегию, инструментарий, который я долго искала… Курс повышения квалификации о коучинговом подходе в образовании привёл меня к пониманию необходимости владеть данной технологией, которая открывает новые возможности помогать моим ученикам.

В «Таганрогском педагогическом лицее –интернате» обучаются дети из различных муниципалитетов Ростовской области, от хуторов до городов. Каждый год мы встречает новых 10-классников. Уровень вновь прибывших обучающихся различный. Однажды был сформирован класс для профильного изучения биологии, в котором большинство обучающихся намеревались сдавать ЕГЭ по биологии, но качественно осваивать учебный материал не желали… Так прошёл год. Я долго и мучительно анализировала ситуацию, искала ошибки и пути выхода из сложившейся ситуации. Прозрение наступило в ходе обучения коучинговому подходу. Первое, что для меня стало ясно: моя ошибка в том, что я знаю все этапы пути лицеиста от сентября 10 класса до мая 11 класса, а мои ученики следуют за мной вслепую. Следовательно, мне необходимо показать этот путь ребятам, дать целостное представление маршрута, тогда они станут соучастниками движения. И тогда родилось колесо ЕГЭ по биологии с прописыванием временных рамок.

t1630997162aa.png

t1630997162ab.jpgЗнакомство с колесом ЕГЭ (колесо познания биологии) происходит на первом уроке в 10 классе, оно разделено на семь секторов, что соответствует семи блокам знаний, проверяемых на ЕГЭ по биологии. Каждый блок подписываем и ребёнок сам определяет по каждому блоку уровень его знаний данного раздела. Происходит самоанализ. В большинстве случаев дети адекватно оценивают свои знаний. Работая с колесом, у них возникает естественный вопрос: «Что делать?». А у меня уже готово предложение. Я им рассказываю, что в рамках учебной деятельности я помогу им улучшить позиции по пяти блокам, главное - систематическая подготовка к урокам. Два блока «Человек» и «Многообразие организмов» приезжие дети, как правило, не знают. Здесь у большинства лицеистов проявляется нервозность, т.к. они понимают масштаб влияния неосвоенных тем на результат ЕГЭ, а как изменить ситуацию к лучшему - не знают. Они невольно задают вопрос: «А Вы можете нам помочь?» Очень важно, что это - их инициатива! Мой вариант: система занятий дополнительного образования. Приступаем к совместному планированию. Что мы будем изучать в 10 классе (человека или растения, грибы и животные), а что в 11 классе. Таким образом, планирование основывается на их выборе.


Вариант 14

блок

Номера заданий

Мах

балл

%:


1

2

1


2

4,5,9,27

9


3

3,6,23,28

8


4

1,7,8,10,11,22,24

14


5

12,13,14, 21,25

11


6

15,16,19,20,26

11


7

17,18

4


А после написания входной диагностической работы в форме ЕГЭ мы производим коррекцию колеса. Для каждого варианта я делаю заготовку: какой вопрос варианта какому блоку ЕГЭ соответствовал с указанием максимального количества баллов.


Ребята производят нетрудные расчёты своих процентов выполнения заданий каждого блока и отражают их в колесе, что даёт им возможность сравнить желаемый и достигнутый результат, что предусматривает корректировку образовательной линии, увеличив усилия в одном блоке и уменьшив в другом или перераспределить нагрузку по-другому. Каждый находит свой вариант решения, который будет устраивать его, который будет комфортен для него и который будет осуществляться с той скоростью, которую выберет сам наставляемый, чтобы достичь свой запланированный уровень.

Чаще всего, в ходе такого занятия от лицеистов звучит фраза: «А что же делать?»

Значит, пришло время для составления индивидуальных маршрутов познания биологии.


t1630997162ac.gif

10 класс:

В какой день недели?

В какое время?

Сколько по времени?

(30 - 60 - 90)

Ученикам 10 класса предлагается ответить на вопросы:


t1630997162ad.gif

класс:

1.В какое время,

какой длительностью?

(30 - 60 - 90)

2.Понедельник - ?

3.Вторник - ?

4.Среда - ?

5.Четверг - ?

6.Пятница - ?

7.Суббота - ?

8.Воскресенье - ?

Какой блок будете тренировать в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь, в … очередь? Например: 2 6 4 3 7 1 5. И после этого помогаем запланировать время для этих занятий.


Одиннадцатиклассникам предлагается другой ход событий: семь блоков ЕГЭ соответствуют семи дням недели. Ребята составляют своё расписание.


2

6

4

3

7

1

5

сб

вт

пт

ср

пн

вс

чт

17.00

18.00

16.30

16.00

15.00

11.00

19.00

2 ч.

1 ч.

90мин

1 ч.

40мин

30мин

1 ч.



Всего за 2 года обучения в 10-11 классе будет произведено минимум 6 коррекций по результатам административных контрольных работ. А если здесь отражать ещё и итоговые контрольные работы после изучения каждого блока программы, то картина получается очень объективная.

Преимущества коучингового подхода в обучении:

I.Успешная стратегия, т.к.:

1.Отвечает на вопросы:

Что мне делать?

Как мне делать?

Когда мне делать?

Как добиться лучшего? (во ФГОС прописано: «выбирать успешные стратегии в различных ситуациях»)

2. Помогает осуществлять самоконтроль и саморегуляцию продвижения к цели (формирование и развитие регулятивных УУД согласно ФГОС).

3. Мотиватор.

II. Визуализация уровня освоения программного материала: после каждой коррекции становиться понятно насколько ребёнок продвинулся, что вдохновляет, или нуждается в изменении подхода к учёбе, или в коррекции.


III. Реализация личностно-ориентированного подхода:

какую победу одержал этот лицеист, с какой проблемой сталкивается конкретный ученик, а не все обучающиеся в целом, осуществляется выбор пути разрешения ситуации удобным способом для конкретного ученика им же самим.

Факторы, ослабляющие эффект коучинговой технологии:

I. Зависимость от самомотивации и самоконтроля ученика: если для обучающегося цель сдать ЕГЭ и сдать его достойно не стала собственной значимой целью, эффективность будет снижена.

II. Зависимость от нейрофизиологических особенностей ребёнка:

Если ученик «не дружит» с лобными долями головного мозга, то позиция «надо» будет проявляться слабо, будет подавляться позицией «хочу», если это «хочу» находится не в сфере ЕГЭ.

Как помочь старшеклассникам поставить цель так, чтобы это была их цель, а не моя или родителей? Как создать условия для планирования этого процесса, контроля, коррекции, волевой саморегуляции?

У каждого педагога есть свои методы выработки регулятивных действий. Наиболее эффективным, по – моему мнению, является применение коучингового подхода. При этом формируется готовность учащихся к саморазвитию, проектируется и конструируется образовательная среда, а значит, образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

Вывод: педагог и обучающийся могут по-новому выстроить личностно-ориентированный процесс обучения с достижением максимально возможного результата, происходит оснащение обучающихся успешной стратегией, которую можно транслировать в любую область жизни.



4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Алексеевна, спасибо за публикацию! Всегда радостно знакомиться с действительно авторским материалом, да еще так живо, интересно написанным.

7 September 2021

Спасибо за такую оценку моего труда! :-)

14 September 2021

Поздравляю с Победой!

20 September 2021

Спасибо, Галина Валентиновна! Благодарю всех коллег за высокую оценку моего труда!

1 October 2021