Конструирование образовательного пространства при подготовке к ЕГЭ по биологии c использованием коучингового подхода
О. А. Уманец
«Конструирование образовательного пространства при подготовке к ЕГЭ по биологии c использованием коучингового подхода»
В статье представлен практический опыт использования коучингового подхода при подготовке к ЕГЭ обучающихся 10-11 классов с профильным изучением биологии, охарактеризованы основные этапы: первичный – знакомство с колесом ЕГЭ по биологии, самоанализ; второй этап – первичная диагностика и первичная (и последующие) коррекция колеса; построение индивидуальной траектории в 10 и 11 классах. Приведены преимущества использования коучинговой технологии и факторы, снижающие эффект коучинга.
Ключевые слова: коучинговая технология, блоки ЕГЭ по биологии, коррекция колеса, регулятивные УУД, индивидуальный маршрут.
Когда я первый раз услышала о коучинговом подходе во время лекции для родителей, я поняла, что коучинг – это то, что даёт мне стратегию, инструментарий, который я долго искала… Курс повышения квалификации о коучинговом подходе в образовании привёл меня к пониманию необходимости владеть данной технологией, которая открывает новые возможности помогать моим ученикам.
В «Таганрогском педагогическом лицее –интернате» обучаются дети из различных муниципалитетов Ростовской области, от хуторов до городов. Каждый год мы встречает новых 10-классников. Уровень вновь прибывших обучающихся различный. Однажды был сформирован класс для профильного изучения биологии, в котором большинство обучающихся намеревались сдавать ЕГЭ по биологии, но качественно осваивать учебный материал не желали… Так прошёл год. Я долго и мучительно анализировала ситуацию, искала ошибки и пути выхода из сложившейся ситуации. Прозрение наступило в ходе обучения коучинговому подходу. Первое, что для меня стало ясно: моя ошибка в том, что я знаю все этапы пути лицеиста от сентября 10 класса до мая 11 класса, а мои ученики следуют за мной вслепую. Следовательно, мне необходимо показать этот путь ребятам, дать целостное представление маршрута, тогда они станут соучастниками движения. И тогда родилось колесо ЕГЭ по биологии с прописыванием временных рамок.
Знакомство с колесом ЕГЭ (колесо познания биологии) происходит на первом уроке в 10 классе, оно разделено на семь секторов, что соответствует семи блокам знаний, проверяемых на ЕГЭ по биологии. Каждый блок подписываем и ребёнок сам определяет по каждому блоку уровень его знаний данного раздела. Происходит самоанализ. В большинстве случаев дети адекватно оценивают свои знаний. Работая с колесом, у них возникает естественный вопрос: «Что делать?». А у меня уже готово предложение. Я им рассказываю, что в рамках учебной деятельности я помогу им улучшить позиции по пяти блокам, главное - систематическая подготовка к урокам. Два блока «Человек» и «Многообразие организмов» приезжие дети, как правило, не знают. Здесь у большинства лицеистов проявляется нервозность, т.к. они понимают масштаб влияния неосвоенных тем на результат ЕГЭ, а как изменить ситуацию к лучшему - не знают. Они невольно задают вопрос: «А Вы можете нам помочь?» Очень важно, что это - их инициатива! Мой вариант: система занятий дополнительного образования. Приступаем к совместному планированию. Что мы будем изучать в 10 классе (человека или растения, грибы и животные), а что в 11 классе. Таким образом, планирование основывается на их выборе.
Вариант 14 | |||
блок | Номера заданий | Мах балл | %: |
1 | 2 | 1 | |
2 | 4,5,9,27 | 9 | |
3 | 3,6,23,28 | 8 | |
4 | 1,7,8,10,11,22,24 | 14 | |
5 | 12,13,14, 21,25 | 11 | |
6 | 15,16,19,20,26 | 11 | |
7 | 17,18 | 4 |
Ребята производят нетрудные расчёты своих процентов выполнения заданий каждого блока и отражают их в колесе, что даёт им возможность сравнить желаемый и достигнутый результат, что предусматривает корректировку образовательной линии, увеличив усилия в одном блоке и уменьшив в другом или перераспределить нагрузку по-другому. Каждый находит свой вариант решения, который будет устраивать его, который будет комфортен для него и который будет осуществляться с той скоростью, которую выберет сам наставляемый, чтобы достичь свой запланированный уровень.
Чаще всего, в ходе такого занятия от лицеистов звучит фраза: «А что же делать?»
Значит, пришло время для составления индивидуальных маршрутов познания биологии.
10 класс:
В какой день недели?
В какое время?
Сколько по времени?
(30 - 60 - 90)
Ученикам 10 класса предлагается ответить на вопросы:класс:
1.В какое время,
какой длительностью?
(30 - 60 - 90)
2.Понедельник - ?
3.Вторник - ?
4.Среда - ?
5.Четверг - ?
6.Пятница - ?
7.Суббота - ?
8.Воскресенье - ?
Какой блок будете тренировать в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь, в … очередь? Например: 2 6 4 3 7 1 5. И после этого помогаем запланировать время для этих занятий.Одиннадцатиклассникам предлагается другой ход событий: семь блоков ЕГЭ соответствуют семи дням недели. Ребята составляют своё расписание.
2 | 6 | 4 | 3 | 7 | 1 | 5 |
сб | вт | пт | ср | пн | вс | чт |
17.00 | 18.00 | 16.30 | 16.00 | 15.00 | 11.00 | 19.00 |
2 ч. | 1 ч. | 90мин | 1 ч. | 40мин | 30мин | 1 ч. |
Всего за 2 года обучения в 10-11 классе будет произведено минимум 6 коррекций по результатам административных контрольных работ. А если здесь отражать ещё и итоговые контрольные работы после изучения каждого блока программы, то картина получается очень объективная.
Преимущества коучингового подхода в обучении:
I.Успешная стратегия, т.к.:
1.Отвечает на вопросы:
Что мне делать?
Как мне делать?
Когда мне делать?
Как добиться лучшего? (во ФГОС прописано: «выбирать успешные стратегии в различных ситуациях»)
2. Помогает осуществлять самоконтроль и саморегуляцию продвижения к цели (формирование и развитие регулятивных УУД согласно ФГОС).
3. Мотиватор.
II. Визуализация уровня освоения программного материала: после каждой коррекции становиться понятно насколько ребёнок продвинулся, что вдохновляет, или нуждается в изменении подхода к учёбе, или в коррекции.
III. Реализация личностно-ориентированного подхода:
какую победу одержал этот лицеист, с какой проблемой сталкивается конкретный ученик, а не все обучающиеся в целом, осуществляется выбор пути разрешения ситуации удобным способом для конкретного ученика им же самим.
Факторы, ослабляющие эффект коучинговой технологии:
I. Зависимость от самомотивации и самоконтроля ученика: если для обучающегося цель сдать ЕГЭ и сдать его достойно не стала собственной значимой целью, эффективность будет снижена.
II. Зависимость от нейрофизиологических особенностей ребёнка:
Если ученик «не дружит» с лобными долями головного мозга, то позиция «надо» будет проявляться слабо, будет подавляться позицией «хочу», если это «хочу» находится не в сфере ЕГЭ.
Как помочь старшеклассникам поставить цель так, чтобы это была их цель, а не моя или родителей? Как создать условия для планирования этого процесса, контроля, коррекции, волевой саморегуляции?
У каждого педагога есть свои методы выработки регулятивных действий. Наиболее эффективным, по – моему мнению, является применение коучингового подхода. При этом формируется готовность учащихся к саморазвитию, проектируется и конструируется образовательная среда, а значит, образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.
Вывод: педагог и обучающийся могут по-новому выстроить личностно-ориентированный процесс обучения с достижением максимально возможного результата, происходит оснащение обучающихся успешной стратегией, которую можно транслировать в любую область жизни.
4
Калягина Ирина Владимировна
Уманец Ольга Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Уманец Ольга Алексеевна