Конструкт внеурочного занятия
по ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
обучающихся группы 26
Киселевой Ксении Александровны
Дата: 14.05.2021
Направление ВД: общеинтеллектуальное
Класс: 1
Тема занятия: Знакомство с произведениями “Белая диковинка”, “Продавцы на роликах”
Форма: познавательная беседа
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к изучению темы: Знакомство с произведениями “Белая диковинка”, “Продавцы на роликах”; положительный эмоциональный настрой на занятие, любознательность, активность
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение структурировать знания, умение осуществлять анализ и синтез, умение осуществлять рефлексию, построение логической цепи рассуждений, формулирование познавательной цели, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, установление причинно-следственных связей); коммуникативные УУД (умение грамотно выстраивать диалог с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее)
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое текст, умеют предполагать содержание текста, зная его заголовок, демонстрируют умения отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению и обосновывать свою точку зрения;
Цель: формирование познавательных УУД (умение структурировать знания, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи) посредством выполнения практических заданий по прочитанным текстам
Задачи:
Воспитательные: способствовать формированию интереса к изучению темы: Знакомство с произведениями “Белая диковинка”, “Продавцы на роликах”; демонстрируют положительный эмоциональный настрой на занятие, любознательность, активность
Развивающие: формировать регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,волевая саморегуляция); формировать познавательные УУД (умение структурировать знания, умение осуществлять анализ и синтез, умение осуществлять рефлексию, построение логической цепи рассуждений, формулирование познавательной цели, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, установление причинно-следственных связей) формировать коммуникативные УУД (умение грамотно выстраивать диалог с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее)
Образовательные: обучающиеся актуализируют знания о том, что такое текст, умеют предполагать содержание текста, зная его заголовок, актуализируют умения отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению и обосновывать свою точку зрения;
Принципы воспитания и обучения:
принцип наглядности, доступности, системности и поочередности, осознанности, познавательной активности, научности, принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании
Методы воспитания и обучения:
По источнику получения знаний: беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнения, работа с книгой
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание, методы развития познавательного интереса
Методы контроля
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний
По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
Индивидуальные: тетрадь “Смысловое чтение”, пенал, материалы для задания «Шифровка», листы наблюдения
Демонстрационные: презентация, картинки для плана
Список использованных источников:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 от 22.09.2011 №2357). Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373.
2.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
3.Рабочая тетрадь «Смысловое чтение». Автор М.В.Беденко, 1 класс.
4.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.-М.: Просвещение, 2010.-223 с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020549-8.
5.Программа курса «Смысловое чтение» (направление: общеинтеллектуальное). Автор программы: О. Жиренко.
6.Методические рекомендации «Смысловое чтение». Автор программы: О. Жиренко.
Макет доски:
Тема План | демонстрация презентации |
|
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы
| Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
Организационно-мотивационный
задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. | Методы: По источнику получения знаний: беседа, демонстрация.
Методы эмоционального стимулирования: развитие познавательного интереса.
Принципы наглядности, доступности, системности и поочередности, осознанности, познавательной активности.
| -Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас! Я напомню, что меня зовут Ксения Александровна и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я. -А теперь поприветствуем друг друга. -Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я желаем вам работать дружно, не ссориться, желаем всем хорошего настроения и успехов в работе на занятии -Перед тем как мы начнём занятие, проверим наше рабочее место. Я буду называть что должно быть у вас на парте, а вы это показываете. -На партах у вас должны лежать: рабочая тетрадь "Смысловое чтение", пенал, листочки -А теперь присаживайтесь! -Вспомним и проверим нашу правильную посадку: ноги стоят на полу, между вами и партой проходит кулачок, а руки лежат на парте (показываем как лежат) -Вижу вы готовы к работе! -Ребята, сегодня мы предлагаем вам быть наблюдателями. -Согласны? (Да) -А вы знаете кто такие наблюдатели? ( ответы детей) -Наблюдатель - человек, который ведёт наблюдения за чем либо. -Ребята, а как вы думаете за чем мы можем наблюдать на нашем внеурочном занятии? (ответы детей) -Мы с вами будем наблюдать для того, чтобы расширить свои знания, поделиться полученной информацией на занятии с родителями или друзьями | Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к изучению темы: Знакомство с произведениями “Белая диковинка”, “Продавцы на роликах”; положительный эмоциональный настрой на занятие, любознательность, активность, самоопределение, смыслообразование регулятивные УУД волевая саморегуляция познавательные УУД умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи коммуникативные УУД умение грамотно выстраивать диалог с учителем и сверстниками
|
Целеполагание и планирование предстоящей деятельности
Задача: обозначить тему занятия, обозначить цель занятия, составить план по достижению поставленной цели | Методы: По источнику получения знаний: беседа, демонстрация, упражнения
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы контроля
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков
Принципы принцип наглядности, доступности, системности и поочередности, осознанности, познавательной активности, научности, принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. | -Для того, чтоб определить тему нашего занятия, мы в с вами выполним задание “Шифровка”.- Ребята, цифры в первых строчках обозначают одну букву алфавита. Ваша задача ориентируясь на цифры заполнить клетки под ними. Так, мы с вами, узнаем названия текстом с которыми мы будем работать, а значит мы сможем сформулировать тему занятия. Приготовьте листочки, которые лежат у вас на партах, возьмите в руку карандаш и приступайте к выполнению задания -Ребята, 1 вариант, какие названия текстов у вас получись? -..., скажи первое название, которое у тебя получилось (ответ - Белая диковинка). - …, а какое название получилось у тебя? (белая диковинка). -Хорошо, спасибо, ребята. У кого получились такое же название хлопнет 1 раз в ладоши. -..., какое название текста у тебя получилось во второй табличке? (продавцы на роликах). -Хорошо. …, а какое название у тебя?(продавцы на роликах). -Отлично. Ребята, 2 вариант, у кого получилось такое название во втором случае хлопнете в ладоши. -Темой нашего занятия будет: Знакомство с произведениями “Белая диковинка” и “Продавцы на роликах” -А для того, чтобы мы с вами знали в какой последовательности будет проходить наше занятие, составим план. -Сейчас на доске вы видите картинки, которые помогут нам с вами составить этот план. -Что мы видим на 1 картинке? (мальчик читает книгу) -Значит что мы будем делать в начале занятия? (читать тексты) -Верно! Читать тексты, значит знакомиться с ними -Теперь давайте разберемся со 2 картинкой, что изображено на ней? (дети сидят за столом и общаются) -А что мы будем с вами делать, исходя из этого? (обсуждать тексты) -Верно, на следующем этапе мы с вами обсудим содержание этих текстов -А что мы видим на 3 картинке? (мальчик пишет на листке) -А как вы думаете что будем делать мы? (писать, заполнять что-то) -Да, мы с вами будем заполнять лист наблюдения План: 1. Познакомиться с текстами 2. Обсудить содержание текстов 3. Заполнить лист наблюдений -Верно, теперь мы можем приступить к работе -...., прочитай пункты нашего плана -Спасибо! | Личностные: обучающиеся демонстрируют любознательность, активность регулятивные УУД целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,волевая саморегуляция познавательные УУД умение структурировать знания, умение осуществлять анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений,формулирование познавательной цели, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, установление причинно-следственных связей коммуникативные УУД умение грамотно выстраивать диалог с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее |
Деятельностный
задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. | Методы:
По источнику получения знаний: беседа, работа с книгой
Методы контроля
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применение знаний
Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание
Принципы:
наглядности, доступности, системности, научности
| -Давайте прочитаем еще раз 1 пункт нашего плана. -..., прочитай для всех этот пункт плана (познакомиться с текстами) -Спасибо! -Сейчас для выполнения первого пункта плана я предлагаю вам открыть нашу рабочую тетрадь на 80 странице. -…. прочитай название текста на этой странице (Белая диковинка). -Спасибо! -Ребята, как вы поняли из названия, о чем этот текст? (предположения детей). -Ребята, у вас очень интересные предположения. А чтобы их проверить мы с вами прочитаем этот текст. Читать будем по цепочке, будем читать по 1 предложению. Я начну, а первая парта первого ряда продолжит. Остальные ребята внимательно слушают и готовятся читать после прочтения этого текста мы с вами будем его обсуждать. -....., что мы сейчас будем делать? (читать текст по цепочке по 1 предложению) -Верно! Начинаем. (читаем текст) -Ребята, я уверена, что вы были очень внимательны при прочтении этого текста и сможете ответить на все вопросы по этому тексту ВОПРОСЫ: -Ребята, о чем этот текст (ответы) -Как вы понимаете слово “диковинка”? (Диковинка-это что-то неизведанное, необычное) -Что в тексте было диковинкой? (снег) -Сколько людей не видели снега?(половина жителей Земли) -А когда у нас выпадает снег? (осенью- зимой) -Везде ли есть снег? (нет) -Кому понравился снег в Москве? (руководителю жаркого государства) -Теперь давайте предположим какая главная мысль у этого текста. (ответы детей) Главная мысль этого текста в том что в разных городах, частях света , материках разная жизнь, у одних есть то, чего нет у других и наоборот. Например, наш город, Каменск-Уральский, называют городом металлургов и агрономов,а вот другие города России не могут быть так названы. Каждый город, страна или регион индивидуальны и по своему прекрасны! -Сейчас мы с вами немного отдохнем! -Ребята, посмотрите на доску, кто это записал нам видео, чтобы мы отдохнули и расслабились? (крош) -Верно! К нам на почту утром пришло видео от кроша с небольшой разминкой. Сейчас мы включим видео, а вы внимательно смотрите и повторяйте все движения ВМЕСТЕ С НАМИ. ФИЗМИНУТКА С КРОШЕМ -Присаживайтесь на свои места -Посмотрите на потолок, на стену, на окно, на нас -Сейчас …. прочитает нам название текста на 81 странице (Продавцы на роликах) -Спасибо! -Попробуйте предположить, о чем будет этот текст (предположения детей) -Чтобы проверить наши предположения мы с вами прочитаем этот текст -Я начну читать, а дальше по цепочке, начиная с первой парты 3 ряда, по предложению мы прочитаем весь этот текст -..., что мы сейчас будем делать? (читать текст “Продавцы на роликах”) -Верно! Начнем! -А для того чтобы проверить насколько вы были внимательны в прочтении текста, давайте ответим на вопросы ВОПРОСЫ: -Ребята, как вы думаете какая основная мысль у этого текста? (ответ детей) -Основная мысль этого текста заключается в том, что в мире есть абсолютно разные работы и разные условия.Но ведь они все по-своему хороши, интересны. Главное выбрать ту работу которая будет доставлять удовольствие, желание работать -Как передвигаются продавцы в больших магазинах? (на роликах) -Почему они так передвигаются? (магазин большой, ног не хватит чтобы носиться по магазину) -Нравится ли людям так работать? (молодые люди работают с удовольствием) -Ребята, вы большие молодцы! Ответили на все вопросы. -А какой мы можем сделать вывод по этому тексту? (ответы) -Выводом может быть то, что какая бы работа не была у человека - она важна! Каждый человек очень любит свою работу, несмотря на то, какие условия предлагаются. Потому что это выбор самого человека. -Ребята, а какой мы можем сделать вывод? (ответы) -Интересно! Вы большие молодцы! -Эти знания вам помогут в нашей дальнейшей деятельности, когда мы будем заполнять лист наблюдений,а так же если мы захотим поделиться информацией со своими друзьями или родителями. | регулятивные УУД контроль,волевая саморегуляция познавательные УУД умение структурировать знания, умение осуществлять анализ и синтез, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, установление причинно-следственных связей коммуникативные УУД умение грамотно выстраивать диалог с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее
|
Контроль
задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. | Методы:
По источнику получения знаний: беседа, демонстрация, упражнения.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха
Методы контроля
По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный
Принципы:
наглядности, доступности, системности и поочередности, осознанности
| -Сейчас,для того чтобы выполнить последний пункт нашего плана я предлагаю вам придвинуть к себе лист наблюдений “Белая диковинка”, и взять в руку простой карандаш. Вам необходимо ответить на вопросы, представленные в нем. А заполним мы его для того, чтобы увидеть насколько вы были внимательными наблюдателями при прочтении текстов. Вам нужно быть особо внимательными при работе с листом наблюдений ЗАПОЛНЕНИЕ ЛИСТА НАБЛЮДЕНИЙ Ответы на слайде с вопросами 1. О чем этот текст? (о снеге, о том, что не везде есть снег и подобное). 2.В какое время года у нас выпадает снег? (конец осени-зима) 3.А почему не везде есть снег? 1.Есть страны в которых всегда тепло 2.Руководитель страны хочет только теплую погоду 3.Снег вывозят из страны 4.Понравился ли снег руководителю государства, который приезжал в Москву? 1.возможно 2.да 3.нет 4.не знаю 5.Что приказал построить в своей стране руководитель государства? (огромный холодильник) 6.А зачем приказали построить огромный холодильник? 1.чтобы все могли не только посмотреть белую диковинку, но и потрогать 2.руководитель хотел себе огромный холодильник 7.Ребята, а как вы думаете почему именно холодильник приказали построить? (ответы детей- потому что он не растает, потому что в нем есть снег и тд) -Давайте проверим ваши ответы. -Посмотрите внимательно на слайд и сейчас мы приступим к проверке (проверяем) -Ваша задача быть внимательными при проверке правильных ответов. Если ответ на вопрос правильный, то около него вы ставите “+”, а если не правильный - “-” -...., что мы сейчас будет делать? -Верно! Приступаем! -Проверка вопросов по очереди -....., а как ты ответила на вопрос под номером 7 -Спасибо! -Кто хочет еще поделиться своим ответом? (спрашиваем еще 3 человека) -Поднимут руку те ребята, у которых все “+” -Теперь поднимут руку те ребята, у которых 1-3 ошибки -А всем остальным ребятам я советую еще раз прочитать данный текст и быть более внимательными -Сейчас отодвиньте на край парты эту карточку и пододвиньте к себе карточку “Продавцы на роликах” -Придвиньте ее к себе и приступайте к выполнению ЗАПОЛНЕНИЕ ЛИСТА НАБЛЮДЕНИЙ Вопросы и ответы для слайда -Ребята, о чем этот текст? (о продавцах на роликах) -Почему некоторым продавцам необходимо передвигаться на роликах ? они хотят так магазины слишком большие их заставляют так работать получают ли зарплату такие продавцы? нет да нравится ли людям работать и кататься на роликах? нет не знаю да хотели ли бы вы попробовать работать в таком магазине? (ответы детей) видели ли вы где - нибудь такие магазины? (ответы детей) -Теперь давайте проверять! -... , а как ты ответил(а) на вопрос №5? (ответ ребенка) -А кто еще хочет поделиться своим ответом с одноклассниками? (спрашивает еще 3 человека) -.. , а как ты ответил(а) на вопрос №6? (ответ ребенка) -А кто еще хочет поделиться своим ответом с одноклассниками? (спрашивает еще 3 человека) -Поднимут руку те ребята, у которых все “+” -Поднимут руку те ребята, у которых 1-2 “-” -Остальным ребятам я рекомендую еще раз прочитать этот текст и быть более внимательным | регулятивные УУД контроль,волевая саморегуляция познавательные УУД умение структурировать знания, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, установление причинно-следственных связей коммуникативные УУД умение грамотно выстраивать диалог с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее
|
Рефлексия
задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. | Методы: По источнику получения знаний: беседа, иллюстрация, демонстрация
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха
Методы контроля
Принципы:
наглядности, доступности, осознанности
| -Теперь мы предлагаем вам вспомнить, что мы делали с вами сегодня на занятии. (ответы детей) -Отлично, давайте вспомним пункты нашего плана. -Мы познакомились с произведениями “Белая диковинка”, “Продавцы на роликах” -Далее обсуждали произведение, также отвечали на вопросы по прочитанному. -Заполнение листа наблюдений -Все ли пункты плана мы выполнили? (да) -А кем мы были на сегодняшнем занятии? (наблюдателями) -А кто нам повторит кто же такой наблюдатель? (ответ ребенка) -Ребята, а для чего мы с вами сегодня были наблюдателями? (для того чтобы заполнить листы наблюдений) -А с кем вы можете поделиться полученными знаниями (ответы) -Вы правы, этой информацией вы можете поделиться с родителями, друзьями -Итак, ребята, предлагаю вам взять в руки красный или зеленый смайлик. Выберете смайлик, который описывает вас на сегодняшнем занятии Зеленый – мне было интересно на занятии и я активно работал, у меня получилась все без затруднений Красный – мне было интересно, но я затруднялся при выполнении заданий -Если есть ребята, у которых что-то не получилось на занятии. Вы можете обратиться к нам после занятия, и мы с вами разберем задания, с которыми вы затруднились. А в следующий раз у вас обязательно всё получится. -Благодарим, что вы были такие активные на сегодняшнем занятии! -Спасибо вам за занятие! Вы большие молодцы. До свидания! | регулятивные УУД волевая саморегуляция познавательные УУД умение осуществлять рефлексию, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, коммуникативные УУД умение грамотно выстраивать диалог с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее |