12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семяшкина Ирина Васильевна73323
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М. Монтень)
Россия, Коми респ., Ижемский район, п.Щельяюр
Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока»

Тема «Координаты на плоскости» с элементами родного края.

Аудитория: 6 класс

Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна

 Должность: учитель математики

Место работы: МБОУ "Щельяюрская СОШ", п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.

Предмет

Математика

Межпредметные связи

Краеведение, география

Тип урока

Интегрированный урок

Цель урока

Сформировать знания и навыки учащихся по теме урока.

Задачи урока

Образовательные:

Познакомить учащихся с новыми понятиями по теме урока;

сформировать умение грамотно «читать» и строить изображения на координатной плоскости.

Развивающие:

сформировать навыки самостоятельной работы с информацией;

учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

развивать умение работать в группой и самостоятельно.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания при решении практических задач в реальной жизни.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки решения и участвовать в их реализации).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Работа над новым материалом.

Физкультминутка.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичное закрепление нового способа действия.

Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Методы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по изучаемой теме,

использовать полученные знания при решении конкретных практических задач.

Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов; составлять план изучения темы под руководством учителя; учиться работать по предложенному учителем алгоритму.

Познавательные: извлекать, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; развивать умение построения логической цепи рассуждения; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; развивать речевую деятельность: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и мнение при обсуждении задания.

смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.


Приложение 1. Карточки
DOCX / 71.55 Кб

конспект урока
DOCX / 333.4 Кб


презентация
PPTX / 3.38 Мб

Ход урока 169:

Добрый день, Ребята. У нас сегодня очень интересный урок. Математика всегда интересна, но мы сегодня ещё и познакомимся с некоторыми интересными фактами и местами нашей республики.

Итак, начнём! Но сначала давайте вместе определим тему нашего урока. (Слайд 2.)

Координатная плоскость…

Ребята, когда вы находили нужные нам буквы, пользовались необычным способом… Где такой способ нахождения мы ещё можем применить? (ученики рассуждают) Правильно, например, в кинотеатре. Чтобы найти правильно своё место и никому не помешать.


Слайд 3. Ребята, молодцы. Вы правильно нашли тему сегодняшнего урока. На этом уроке мы познакомимся с понятиями «система координат», «координатная плоскость», «оси координат», научимся строить точки на плоскости по координатам.

Слайд 4. Ребята, у меня к Вам ещё вопрос… А в жизни нам может встретиться координатная плоскость? И где? (учащиеся рассуждают)

Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Например, по географической карте с помощью географических координат можно определить адрес любой точки. Для этого необходимо знать две части адреса — широту и долготу. Широту определяем с помощью «параллели» — воображаемой линии на поверхности Земли, проведенной на одинаковом расстоянии от экватора. Долгота — по «меридиану » — воображаемой линии на поверхности Земли, соединяющей Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию. Параллели — это линии направления запад — восток, меридианы показывают направление север — юг. Знакомо? Прямоугольная система координат.


x1578786952.jpg

Слайд 5. Существует несколько легенд об изобретении системы координат, которая носит имя Декарта.

Легенда 1. До наших времён дошла такая история.

Посещая парижские театры, Декарт не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, вызываемыми отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.


Легенда 2. Однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чем-то, а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться. Он стал размышлять, как бы описать положение мухи в любой момент времени математически, чтобы иметь возможность прихлопнуть ее без промаха. И... придумал, декартовы координаты, одно из величайших изобретений в истории человечества.


x1578786999.jpg

Слайд 6. Определение: Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом координат каждой из них, образуют систему координат.

Прямые, которые образуют систему координат, называют координатными осями, каждая из которых имеет свое название: координатная прямая х - ось абсцисс, координатная прямая y - ось ординат.

Плоскость, на которой выбрана система координат, называется координатной плоскостью.

Каждая точка координатной плоскости имеет две координаты, которые можно определить, опустив из точки перпендикуляры на оси координат. Координаты точки на плоскости - это пара чисел, из которых первое число - абсцисса, второе число - ордината. Абсциссу показывает перпендикуляр к оси х, ординату - перпендикуляр к оси y.

Слайд 7. Закрепим правильность нахождения точек по заданным координатам. В этом нам поможет карта республики Коми. На ней отмечены некоторые города и населенные пункты нашей республики. Давайте определим, в каких городах расположены следующие памятники и познакомимся с ними.


f1578788043.jpg

1. Памятник комару-нефтянику установлен 12 октября 2012 года к 14−летию Усинского филиала Ухтинского Государственного технического университета. Памятник посвящен геологам и нефтяникам, которые шли среди непролазной тайги, которая кишит комарами и находили необходимую стране нефть. Комар-нефтяник является местом свиданий и встреч жителей и гостей Усинска, уникальной достопримечательностью этого северного города. В канун Нового Года комара наряжают в костюм Деда Мороза.


x1578788084.jpg

2. Этот памятник аэрофлоту стоит в аэропорту Воркуты.

3. Древняя коми азбука. Перекресток улиц Орджоникидзе-Карла Маркса в 2014 году украсила надпись Сыктывкар, написанная на анбур — древней Стефановской коми азбуке. Арт-объект представляет собой сквер с памятником. Площадка сквера выложена брусчаткой. В центре расположена клумба. Сам памятник как бы обрамляет территорию. Надпись "Сыктывкар" и буквы Стефановского алфавита, расположенные на фоне национального орнамента, выполнены из пластика. В темное время суток надпись засветится сине-голубым цветом и напоминает северное сияние. В центре памятника — информационная табличка, рассказывающая о том, что же такое анбур, и когда зародилась коми азбука.

Памятник сапогам. Между жилыми домами по проспекту Бумажников на въезде в Эжвинский район Сыктывкара осенью 2014 года появились сапоги — дань памяти и славы первостроителям Эжвинского района, тем, кто возводил дома, дороги, детские сады и школы. "В период строительства Эжвы рабочие приезжали в район улицы Славы, высаживались из автобуса, переобувались в сапоги и шли по бездорожью на стройку. Вечером они возвращались к остановке, оставляли сапоги на ночь, а утром история повторялась", - рассказал автор идеи проекта Василий Бундзяк.

4. Скульптурная группа "Наука и труд" Инта. Скульптура из трех фигур, установлена в 1967 году на горке при въезде в город. Незаконченная композиция изготовлена из алюминия, постамент кирпичный, оштукатурен. Скульптурная группа символизирует возрастающее значение науки и техники в эпоху строительства социализма.

5. Первый в России памятник В.А. Русанову в Печоре. Владимир Александрович Русанов — полярный исследователь, геолог и путешественник, совершивший 6 экспедиций на Северный полюс. Находясь в ссылке за свои революционные взгляды, он проделал серьезную работу по изучению этнографии и природы края, лежащего в бассейнах рек Вычегды и Печоры (современная Республика Коми). Памятник в честь ученого установили в Печорах не случайно — в 1903 г., проплывая мимо тогда еще совершенно диких мест, он предположил, что когда-нибудь здесь возникнет поселение. Его слова оказались пророческими, и благодарные граждане решили возвести посвященный первооткрывателю монумент.


m1578788310.jpg

6. Пушкин Ухта. Памятник А. С. Пушкину был сооружен в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми) по распоряжению администрации Ухтпечлага. Открыт в 1937, к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина. Автор - политзаключеный Николай Александрович Бруни (1891-1938). Памятник был изготовлен из кирпича, гипса и цемента, функцию каркаса выполняли деревянные доски. С 1950 до начала 2000-х находился в Детском парке Ухты. В 1968 отреставрирован политзаключенным скульптором А. Амбрюлявичусом. В 1990-е на средства предприятий города была отлита копия памятника из бронзы. Реконструкцией занимались художники В. И. Васяхин, В. Н. Маслов и А. В. Тимушев. Новый (бронзовый) памятник открыт 6 июня 1999. До 2002 в Детском парке оставался и старый памятник (был огорожен и закрыт), после чего был передан в Ухтинский историко-краеведческий музей.

Ленин. Огромная металлическая голова Ленина. Ухта


p1578788228.jpg

Этот монумент считается самым большим изображением вождя пролетариата в мире. Находится в поселке Ветлосян около Ухты, голова появилась в 1970 году. По вечерам на памятнике зажигалось 120 лампочек, и его можно было увидеть из вечерних и ночных поездов.

Сейчас конструкцию восстановили, покрасили, поменяли тросы и пластины. Силуэт оборудовали светодиодными лентами со световыми датчиками на автономном питании – ветряные генераторы заряжают аккумулятор за счёт чего и горит Владимир Ильич. Теперь монумент будет «проявляться» при наступлении сумерек и гаснуть с рассветом.

7. Республика Коми, село Усть-Цильма. Перед школой установлен памятник маленькому Володе Ульянову (справа).

Ребята, Вы устали? Давайте немного разомнемся...

Слайд 8. Физкультминутка.

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)


Слайд 9. А сейчас мы с Вами построим изображение по точкам с заданными координатами.


h1578788197.jpg

Слайд 10. Работа по карточкам. (Приложение 1)

Вспомним алгоритм построения изображения в координатной плоскости:

Начертить систему координат, указать цену делений и названия осей;

Найти на плоскости точки по заданным координатам;

Не нарушая последовательности, соединить точки отрезками.

v1578789155.jpg

Ребята, что у Вас получилось? (ученики отвечают) 

Это элементы Коми орнамента.

Слайд 12. Орнамент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Слайд 12. Ребята, посмотрите, какие красивые вещи получаются, если их делать с любовью и знанием как применять орнамент.


j1578788135.jpg

Слайд 13. Рефлексия.

Предлагаю закончить урок облаком "тегов", которые необходимо дополнить.

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. (Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно на листочках или прямо в тетради).


m1578822078.jpg

Слайд 14.  Домашнее задание.

  1. Прочитайте и повторите тему нашего урока в учебнике стр. 243-244
  2. Составьте задание для своего соседа по парте, на построение изображения в координатной плоскости по точкам с заданными координатами (не менее 10 точек);
  3. И для тех, у кого еще остались вопросы по теме нашего урока, я предлагаю в помощь видеоуроки для просмотра дома.


Уроки. Математика. 6 Класс. Координатная плоскость

https://www.youtube.com/watch?time_continue=54&v=cb1xbqsROq8&feature=emb_logo




Коми incognito памятники Сыктывкара

https://www.youtube.com/watch?time_continue=189&v=eYW85iXPERk&feature=emb_logo




Слайд 15. Спасибо за урок, Ребята! Надеюсь, что Вам он понравился и Вы узнали ещё много интересного.

Слайд 16. Используемые ресурсы.

https://www.komandirovka.ru/sights/usinsk/pamyatnik-komaru/

https://komiinform.ru/news/139953

https://megaobuchalka.ru/12/7759.html

географическая карта https://go.mail.ru/search_images?fr=ffpult&gp=800000&q=%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%E2%80%94%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%20%E2%80%94%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%2C%20%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%20%E2%80%94%20%D1%8E%D0%B3.%20#urlhash=8744711076192084001

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2010/07/11/fizkultminutki-na-urokakh-matematiki

https://go.mail.ru/search_images?q=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B3%D0%B8%D1%84&us=19&usln=1&usstr=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B3%D0%B8%D1%84&usqid=868e388b5faa63bf&sbmt=1578776756073&rch=l&fr=ffpult&src=go#urlhash=0

https://go.mail.ru/search_images?q=%d0%a0%d0%b5%d0%bd%d0%b5+%d0%94%d0%b5%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82#urlhash=2209739334720472035

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82

http://cityattr.ru/rossiya/dostoprimechatelnosti-goroda-inta-komi.html

комар-нефтяник https://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80-%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%20&sbmt=1578689390538&rch=l&fr=ffpult&src=go#urlhash=6795164463092412031

памятник сапогам https://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D1%81%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BC%20%D1%8D%D0%B6%D0%B2%D0%B0%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%20&sbmt=1578689549933&rch=l&fr=ffpult&src=go#urlhash=5671636013733745273

азбука https://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D1%8B%D0%BA%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D1%80%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%20&sbmt=1578689617769&rch=l&fr=ffpult&src=go#urlhash=952055338844512792

https://youravia.com/blog-post/istoriia-vorkuty

http://tvojaves.ru/fotografii_goroda_inta/vse.php?gde=341&page=44

https://turbina.ru/guide/Respublika-Komi-Rossiya-86557/photos/page98/?size=big&sort=rating

https://otvet.mail.ru/question/195444209

https://everything.kz/article/14649443-ogromnaya-metallicheskaya-golova-lenina-ukhta

http://www.orelvkartinkax.ru/lenins.htm

https://yarborok.ru/dekartovy-koordinaty-tochek-ploskosti-uravnenie.html

https://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BF%D0%B8%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%20%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82&sbmt=1578779338388&rch=l&fr=ffpult&src=go#urlhash=1348956068685819779

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&from=tabbar&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fremote.misis.ru%2Fcourses%2F169%2Ffiles%2F29122%2Fpreview%3Fverifier%3DUL1HhKWK08NhIb1EuhBQJDkkXHWZrKiIjVQ24aMo&rpt=simage&rlt_url=https%3A%2F%2Fbanner2.kisspng.com%2F20180502%2Fgfq%2Fkisspng-class-dijak-school-project-clip-art-study-clipart-5aea6c089c4458.7479755215253125206401.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fremote.misis.ru%2Fcourses%2F169%2Ffiles%2F29122%2Fpreview%3Fverifier%3DUL1HhKWK08NhIb1EuhBQJDkkXHWZrKiIjVQ24aMo



Опубликовано в группе «Мультимедийное сопровождение урока»


Комментарии (48)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 12.01.20 в 03:29 6Ответить Пожаловаться
Отличная работа, Ирина Васильевна! Очень понравились примеры из краеведения при изучении данной темы!
Семяшкина Ирина Васильевна, 12.01.20 в 03:34 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за положительный отзыв, Раиса Поликарповна! Мне очень приятно его услышать от Вас!
Лихина Елена Викторовна, 12.01.20 в 04:39 6Ответить Пожаловаться
Замечательный урок, Ирина Васильевна! И методически выдержан, и интересен, и, если хотите, патриотично! Моё восхищение Вам!
Семяшкина Ирина Васильевна, 12.01.20 в 11:44 5Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий и положительную оценку моей работы, Елена Викторовна! Мне очень важен Ваш отзыв!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.01.20 в 04:56 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок!
И математику мы изучаем,
Но про родной край не забываем!
Семяшкина Ирина Васильевна, 12.01.20 в 11:45 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Вы всегда найдете добрые слова для всех нас!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 12.01.20 в 07:14 6Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, приятно смотреть и читать вашу методическую разработку интегрированного урока! Всё чётко продумано, рассчитано и показана связь с жизнью, родным краем! Спасибо Вам за творческий подход!

Отредактировано 12-01-2020 07:16

Семяшкина Ирина Васильевна, 12.01.20 в 11:46 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий и положительную оценку моей работы, Наталия Алексеевна! Мне очень важен и приятен Ваш отзыв!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 23.03.20 в 15:04 1Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, поздравляю с заслуженной победой!

показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.