Статья на тему «Коррекционное обучение: метод ассоциаций»
Коррекционное обучение: метод ассоциаций.
(из опыта работы учителя ГКОУ РО Казанской школы-интерната
С.П.Токовой)
«Безграмотными в XXI веке будут не те,
кто не умеет читать и писать, а те,
кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Элвин Тоффлер
Одна из главных задач ФГОС начального общего образования – формирование у обучающихся универсальных учебных действий, или, если говорить просто – умения учиться. Чтобы реализовать эту задачу, учителю необходимо усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, создать условия для развития инициативности, активности, самостоятельности школьника и его творческого подхода к обучению.
Мои ученики – это дети с задержкой психического развития, которые приходят ко мне в первый класс специальной коррекционной школы на повторный курс обучения, не освоив программный материал, а бывает и так, что они уже дублировали его в предыдущей общеобразовательной школе. Это дети с полным отсутствием желания учиться, с заниженной самооценкой, не уверенные в себе, с неустойчивым вниманием, с серьезным недостатком памяти, мышления, с характерно сниженной познавательной активностью… Как же решить в таких условиях «одну из главных задач ФГОС НОО»?
Простое волшебство
При стартовой диагностике готовности ребенка к повторному обучению в первом классе часто сталкиваешься с тем, что интеллектуальная готовность у ребят находится на крайне низком уровне, то есть они не владеют элементарными мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением), не имеют элементарных учебных навыков, например, не могут соотнести число предметов с соответствующей цифрой, не знают названия цифр, букв, дней недели, месяцев, цветов; не осведомлены о своем ближайшем окружении, не знают имен и отчеств своих родителей и т.д.
В течение четырёх лет обучения детей с задержкой психического развития чувствуешь себя волшебником, когда на твоих глазах ребята превращаются в учеников начальной школы, способных полноценно, с желанием получать знания, стремящихся научиться самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои действия, свои достижения. Но добиться этого нелегко.
Надежным базовым помощником в такой работе могут стать активные методы обучения, педагогические приемы, формирующие УУД, использование новых информационных технологий и ресурсов.
Я бы хотела более подробно остановиться на эффективном педагогическом приёме для детей с задержкой психического развития – использование ассоциаций, которые на протяжении многих лет являются моими помощниками в педагогической деятельности.
Ребус или сказка?
По толковому словарю Ушакова «Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, в силу которого одно представление вызывает другое». Итак, если говорить своими словами, ассоциация – это связь между предметами, в результате которой представление того или иного образа помогает вспомнить другой, сочетающийся с ним.
Ассоциативный метод я применяю на любых предметах: и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире для эффективного запоминания тем уроков программы. Очень помогают ассоциативные образы в изучении слов с безударной гласной, непроверяемой ударением. Обучающиеся безошибочно справляются со словарными диктантами благодаря умению применить подобранный ассоциативный образ.
Причем ученики используют образ, который подбирают самостоятельно, я никогда не навязываю детям своих ассоциаций. Ассоциации дети подбирают по самым различным признакам: по количеству, по цвету, по форме, по назначению, по вкусу, по действию, по звучанию и т.д. Образы у каждого ребенка получаются индивидуальными, благодаря чему дети раскрепощены, не боятся ошибиться и чувствуют себя уверенно, проявляя значительный интерес и активность на уроке.
Иногда оговариваю заранее, что необходимо подбирать слова, которые принадлежат к определенной части речи – имени существительному, имени прилагательному, глаголу; могу оказывать помощь при подборе предметов или составлении ребусов и сказок к словарным словам для их лучшего запоминания, используя наводящие вопросы, проблемные ситуации.
Например, как запомнить букву «и» в слове «улица»? Предлагаю детям найти в этом слове спрятавшееся другое слово и подсказываю, что можно создать ребус. Дети догадываются, записывая букву «у» и рисуя рядом с ней лица, получая ребус к слову улица. Запомнить написание слова «заяц» можно также с помощью ребуса: «за «я» находится «ц» - или с помощью учителя придумать сказку про зайца – о том, как он храбрился, «якал» и на весь лес неслось: «Я-я-я-я!!!». Так буква «я» и поселилась в слове «заяц». А для запоминания слова «зЕМлЯника» мы обнаружили целое предложение: «Ем я». Лимон – кИслый, поэтому пишется с буквой «И», берёза – кудрявая, её надо расчесать гребешком, похожим на букву Е. Так, ни одно словарное слово не обходится без ассоциативного образа.
В любом случае ученики, обязательно должны придумать такой вариант, который бы помог лучше запомнить это словарное слово.
Для изучения словарных слов у нас заведены тетради-словари, в которых мы записываем слова, ставим в них ударение, выделяем цветом орфограмму и красочно рисуем те самые ассоциативные образы, ребусы, пишем сказки, авторами которых являются мои ученики, рисуем иллюстрации к сказкам, сочиняем загадки или подбираем готовые с использованием слов, в которых ударные гласные служат помощниками в запоминании. Например, к слову «Арбуз» подойдёт загадка «сам Алый, сАхарный, кафтан зелёный, бАрхатный» для правильного написания буквы «а».
Для удобного и быстрого нахождения слов все они расположены в тетради-словаре в алфавитном порядке и по объединенным группам.
Числа в картинках
Очень помогают ассоциации и на уроках математики, фундаментом, основой начального курса которой является формирование осознанных вычислительных навыков младшими школьниками. Залог успешности обучения математике на этом этапе – точный и быстрый устный счет, которому предшествует приобретение знаний состава чисел. И здесь я сталкиваюсь с проблемой его усвоения. Обучающиеся с ЗПР испытывают трудности не только в изучении состава чисел, но и в запоминании самих названий цифр с соответствующими их числами. Для рационального использования времени, отведенного на темы программного материала по составу чисел, я применяю модели чисел в картинках. При этом картинки являются ассоциативными образами по признаку фонематического звучания слов, помогающими запомнить названия цифр.
Так, чтобы запомнить названия цифр, дети заучивают двустишия:
1 – одеяло один раз всех смогло укрыть тотчас;
2 – два дворца волшебной сказки мудро делают подсказки;
3 – три спортсмена лишь в трико могут прыгнуть высоко;
4 - все четыре Чебурашки дарят детям по ромашке;
5 - за обедом мы опять насчитали пятен пять;
6 – шесть овечек дают шерсть, их легко нам перечесть;
7 - семена семь раз сажай и получишь урожай;
8 - воспитателей попросим познакомить с цифрой восемь;
9 - девять девочек глядят на внимательных ребят;
10 - десяти состав узнаешь, если так ты посчитаешь: от нуля вперед – назад и получишь результат.
Итак, запомнить цифры детям помогают ассоциативные картинки, графическое изображение цифр и рифмованные строки, выученные наизусть.
А запомнить состав чисел помогает расположение предметов. Например, 7 – это 4 семечки слева и 3 справа, 7 – это 5 больших и 2 маленьких семечки, 7 – это 6 черных семечек и 1 серая. По подобному принципу запоминают дети и состав других чисел.
Основываясь на опыте своей работы, могу твердо заверить: применение метода ассоциаций на уроках (особенно, когда меняется форма работы: групповая, индивидуальная, парная) создает ситуацию успеха, увлекает, прививает интерес к предметам и всему учебному процессу, повышает учебную мотивацию, помогает детям уверенно чувствовать себя, развивает психические процессы: память, логическое мышление, воображение, внимание; способствует развитию творческой активности, формирует информационную культуру детей, усиливает насыщенность, интенсивность урока и обогащает словарный запас школьника.
Не стоит забывать, на мой взгляд, и о таком значительном факторе, влияющем на эффективность применения ассоциативного метода в учебном процессе, как яркость и эмоциональность учителя. Она складывается из выразительности речи, ее темпа, жестов, мимики и т.д. И важно помнить, что применение метода ассоциаций должно проводиться систематически – только тогда оно имеет определенную цель и активизирует познавательную деятельность школьника.
Горбачёва Марина Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна