Коррекция речевого развития дошкольников с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий в условиях логопедического пункта

2
0
Материал опубликован 10 November 2020

АВЕРЬЯНОВА КАТАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида»,

г. Саранск, Россия, averynova-ka@mail.ru

Ключевые слова: коррекция речевого развития, здоровьесберегающих технологий, речевые нарушения, коррекционная работа, речевого развития дыхательная гимнастика.

Аннотация: Статья посвящена использованию здоровьесберегающих технологий в условиях логопедического пункта в работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.

Автором обосновываются возможности эффективного сочетания педагогических, психологических и медицинских технологий в логопедической работе.


«Коррекция речевого развития дошкольников с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий в условиях логопедического пункта»


Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа должна приносить результаты. Поэтому не случайно оздоровление ребенка - дошкольника является приоритетной задачей в программе модернизация Российского образования.

В практике учителя-логопеда, работающего в детском саду компенсирующей направленности, редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Речевые недостатки – это всего лишь часть тех нарушений и недоразвитий, которые часто наблюдаются у детей с умственной отсталостью. Как правило, эти дети отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, либо наоборот заторможенность, двигательное беспокойство, имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Решению и сглаживанию этих проблем поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для умственноотсталых детей с системным недоразвитием речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей с интеллектуальным недоразвитием приобретает значимый характер. Рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми с умственной отсталостью помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятие более интересными и необычными. Поэтому на логопедических занятиях использую следующие технологии, это: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, логопедический массаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук.

Значимость работы направлена на целенаправленную и систематическую работу по коррекции нарушений речевой сферы у детей, которая способствуют формированию интеллектуальных способностей, сохранению психического и физического развития ребенка.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи детей с ОВЗ. Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – как обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, развитию коммуникативных способностей ребёнка, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Для успешной коррекции речевого развития дошкольников с ОВЗ в условиях логопедического пункта необходимо: изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера; содействие успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков; использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом, психических и физических особенностей; реализация здоровьесберегающих мероприятий постоянно; разумно сбалансированная психическая нагрузка; выполнение поставленных задач, постепенное усложнение от группы к группе; взаимосвязь работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, педагога-психолога, родителей.

Одним из важных направлений работы по коррекции речевого развития дошкольников с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий в условиях логопедического пункта являются игры, направленные на формирование правильной воздушной струи.

У всех дошкольников, занимающихся на логопункте детского сада, имеющего компенсирующую направленность, основной диагноз это интеллектуальное недоразвитие и как сопутствующее - системное недоразвитие речи той или иной степени. Их дефекты речи носят стойкий характер с большим количеством звуковых нарушений. А, как известно, произношение тесно связано с дыханием и подвижностью органов артикуляции. Правильная артикуляция и речевое дыхание обеспечивают нормальное звукообразование, создают условия для поддержки громкости и плавности речи, экспрессивная речь становиться более внятная и четкая.

Поэтому одно из заинтересовавших меня направлений здоровьесберегающих технологий, является формирование правильной воздушной струи. Мной был подобран материал, который имеет сочетание как наглядности и игровых приёмов, так и использование ИКТ.

Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к  коррекционному процессу.

План работы на год:

МЕСЯЦ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

СЕНЯТБРЬ

«Сдуй бабочек с цветов», «Насос»

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Ветерок»

ОКТЯБРЬ

«Осенние листочки»

«Комарик», «Буря в стакане»

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Кораблик»

НОЯБРЬ

«Дудочка», «Слоник купается»

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Одуванчик»

ДЕКАБРЬ

«Снежинки», «Задуй свечку»

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Воздушный змей»

ЯНВАРЬ

«Погреем ручки»,

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Рыбка»

ФЕВРАЛЬ

«Вертушок», «Эхо»

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Облако»

МАРТ

«Футбол», «Укачаем куклу»

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Пузыри»

АПРЕЛЬ

«Горячий чай», «Рубим дрова»

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Часы»





«Сдуй бабочек с цветов»

Оборудование: разноцветная полянка с цветами и бабочками

Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через слегка приоткрытые в трубочку губы. Несколько раз, по количеству цветов и бабочек.

На полянке, на полянке

Много выросло цветов.

Вдруг ожила эта стайка -

Дунул легкий ветерок.

«Насос»

Задание может быть как групповым, так и индивидуальным

Ход игры: Дети (ребенок) стоя, изображают в руках насос. Плавно переходя из положения «стоя» в положение «наклон». Проговаривая звук ССС.

Ой, вдруг сдулось колесо.

Как же быть не знаю.

И достанем мы насос

И его качаем. СССС

«Осенние листочки»

Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги (осенью можно использовать настоящие листья деревьев).

Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через слегка приоткрытые в трубочку губы.

Листопад, листопад,

Листья кружатся, летят!

Разноцветные, резные,

Словно кистью расписные. А. Рябинка

«Комарик»

Задание может быть как групповым, так и индивидуальным

Ход игры: Дети (ребенок) стоя, изображают руками крылышки комарика. Проговаривая звук ЗЗЗ. Можно подключить двигательную активность.

Прилетел, зазвенел маленький комарик.

Песню звонкую запел и достал фонарик. ЗЗЗ


«Буря в стакане»

Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.

Ход игры. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан.

Море шепчет не грусти,
Лучше в гости приходи.

Ветерок как дунет

Даже лодки сдует.

«Дудочка»

Оборудование: детская дудочка.

Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через рот в основание дудочки.

Дудочку - погудочку

Смастерил я сам.

Подражает дудочка

Разным голосам. Пляцковский М.

«Слоник купается»

Задание может быть как групповым, так и индивидуальным

Ход игры: Вдох и выдох - через слегка приоткрытые в трубочку губы.

Наш Слоненок – веселуха.

У него больших два уха.

Часто он в песке валялся,

И поэтому купался.

«Снежинки»

Задание может быть как групповым, так и индивидуальным

Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через рот на снежинку, лежащую на руке.

Пушистая снежинка

К нам в домик залетела,
И на ладошку теплую
Вдруг отдохнуть присела.


«Погреем ручки»

Задание может быть как групповым, так и индивидуальным

Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через рот на «озябшие» ладошки: ХХХ.

Наступила вдруг зима.

Рученьки замерзли.

Разогреем их слегка,

Чтобы не примёрзли: хххх.
«Вертушок»

Оборудование: цветные вертушки

Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через слегка приоткрытые в трубочку губы.

Лёгкий, мягкий ветерок

Вертушок закружит.

Дуй сильнее ты, дружок

И кружок завьюжит.

«Футбол»

Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий маленький мячик.

Ход игры: Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша - размещаются на столе.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой. С. Я. Маршак

«Эхо»

Задание может быть как групповым, так и индивидуальным

Ход игры: Одна группа детей громко и четко произносит звуки или сочетания гласных, типа АУ,УА и т.п. Вторая группа «Эхо» тихо повторяет за ними. Затем группы меняются ролями.


«Цветы»

Задание может быть как групповым, так и индивидуальным (зависит от количества цветов)

Оборудование: Цветы - вертушки

Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через слегка приоткрытые в трубочку губы.

Над полями и лесами дышит
Легкий ветерок;
Он ласкает, он колышет
Полевой цветок.

Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Одуванчики»

Оборудование: компьютер, микрофон

Ход игры. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в трубочку губы. Выдох совершается в сторону микрофона.

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!





Литература:

Калинина Т.В., Николаева С.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения (из опыта работы) - Краснодар: Издательство Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1994. 

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. -- М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.

Морозова И.А., Пушкарёва М.А Ознакомление с окружающим миром –Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка - синтез,2007.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. —— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.