Коррекция речевого развития дошкольников с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий в условиях логопедического пункта
АВЕРЬЯНОВА КАТАРИНА АЛЕКСЕЕВНА
учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида»,
г. Саранск, Россия, averynova-ka@mail.ru
Ключевые слова: коррекция речевого развития, здоровьесберегающих технологий, речевые нарушения, коррекционная работа, речевого развития дыхательная гимнастика.
Аннотация: Статья посвящена использованию здоровьесберегающих технологий в условиях логопедического пункта в работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.
Автором обосновываются возможности эффективного сочетания педагогических, психологических и медицинских технологий в логопедической работе.
«Коррекция речевого развития дошкольников с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий в условиях логопедического пункта»
Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа должна приносить результаты. Поэтому не случайно оздоровление ребенка - дошкольника является приоритетной задачей в программе модернизация Российского образования.
В практике учителя-логопеда, работающего в детском саду компенсирующей направленности, редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Речевые недостатки – это всего лишь часть тех нарушений и недоразвитий, которые часто наблюдаются у детей с умственной отсталостью. Как правило, эти дети отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, либо наоборот заторможенность, двигательное беспокойство, имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
Решению и сглаживанию этих проблем поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для умственноотсталых детей с системным недоразвитием речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей с интеллектуальным недоразвитием приобретает значимый характер. Рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми с умственной отсталостью помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятие более интересными и необычными. Поэтому на логопедических занятиях использую следующие технологии, это: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, логопедический массаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук.
Значимость работы направлена на целенаправленную и систематическую работу по коррекции нарушений речевой сферы у детей, которая способствуют формированию интеллектуальных способностей, сохранению психического и физического развития ребенка.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи детей с ОВЗ. Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – как обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, развитию коммуникативных способностей ребёнка, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Для успешной коррекции речевого развития дошкольников с ОВЗ в условиях логопедического пункта необходимо: изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера; содействие успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков; использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом, психических и физических особенностей; реализация здоровьесберегающих мероприятий постоянно; разумно сбалансированная психическая нагрузка; выполнение поставленных задач, постепенное усложнение от группы к группе; взаимосвязь работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, педагога-психолога, родителей.
Одним из важных направлений работы по коррекции речевого развития дошкольников с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий в условиях логопедического пункта являются игры, направленные на формирование правильной воздушной струи.
У всех дошкольников, занимающихся на логопункте детского сада, имеющего компенсирующую направленность, основной диагноз это интеллектуальное недоразвитие и как сопутствующее - системное недоразвитие речи той или иной степени. Их дефекты речи носят стойкий характер с большим количеством звуковых нарушений. А, как известно, произношение тесно связано с дыханием и подвижностью органов артикуляции. Правильная артикуляция и речевое дыхание обеспечивают нормальное звукообразование, создают условия для поддержки громкости и плавности речи, экспрессивная речь становиться более внятная и четкая.
Поэтому одно из заинтересовавших меня направлений здоровьесберегающих технологий, является формирование правильной воздушной струи. Мной был подобран материал, который имеет сочетание как наглядности и игровых приёмов, так и использование ИКТ.
Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
План работы на год:
МЕСЯЦ | ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ |
СЕНЯТБРЬ | «Сдуй бабочек с цветов», «Насос» Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Ветерок» |
ОКТЯБРЬ | «Осенние листочки» «Комарик», «Буря в стакане» Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Кораблик» |
НОЯБРЬ | «Дудочка», «Слоник купается» Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Одуванчик» |
ДЕКАБРЬ | «Снежинки», «Задуй свечку» Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Воздушный змей» |
ЯНВАРЬ | «Погреем ручки», Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Рыбка» |
ФЕВРАЛЬ | «Вертушок», «Эхо» Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Облако» |
МАРТ | «Футбол», «Укачаем куклу» Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Пузыри» |
АПРЕЛЬ | «Горячий чай», «Рубим дрова» Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Часы» |
«Сдуй бабочек с цветов»
Оборудование: разноцветная полянка с цветами и бабочками
Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через слегка приоткрытые в трубочку губы. Несколько раз, по количеству цветов и бабочек.
На полянке, на полянке
Много выросло цветов.
Вдруг ожила эта стайка -
Дунул легкий ветерок.
«Насос»
Задание может быть как групповым, так и индивидуальным
Ход игры: Дети (ребенок) стоя, изображают в руках насос. Плавно переходя из положения «стоя» в положение «наклон». Проговаривая звук ССС.
Ой, вдруг сдулось колесо.
Как же быть не знаю.
И достанем мы насос
И его качаем. СССС
«Осенние листочки»
Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги (осенью можно использовать настоящие листья деревьев).
Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через слегка приоткрытые в трубочку губы.
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные. А. Рябинка
«Комарик»
Задание может быть как групповым, так и индивидуальным
Ход игры: Дети (ребенок) стоя, изображают руками крылышки комарика. Проговаривая звук ЗЗЗ. Можно подключить двигательную активность.
Прилетел, зазвенел маленький комарик.
Песню звонкую запел и достал фонарик. ЗЗЗ
«Буря в стакане»
Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.
Ход игры. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан.
Море шепчет не грусти,
Лучше в гости приходи.
Ветерок как дунет
Даже лодки сдует.
«Дудочка»
Оборудование: детская дудочка.
Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через рот в основание дудочки.
Дудочку - погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам. Пляцковский М.
«Слоник купается»
Задание может быть как групповым, так и индивидуальным
Ход игры: Вдох и выдох - через слегка приоткрытые в трубочку губы.
Наш Слоненок – веселуха.
У него больших два уха.
Часто он в песке валялся,
И поэтому купался.
«Снежинки»
Задание может быть как групповым, так и индивидуальным
Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через рот на снежинку, лежащую на руке.
Пушистая снежинка
К нам в домик залетела,
И на ладошку теплую
Вдруг отдохнуть присела.
«Погреем ручки»
Задание может быть как групповым, так и индивидуальным
Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через рот на «озябшие» ладошки: ХХХ.
Наступила вдруг зима.
Рученьки замерзли.
Разогреем их слегка,
Чтобы не примёрзли: хххх.
«Вертушок»
Оборудование: цветные вертушки
Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через слегка приоткрытые в трубочку губы.
Лёгкий, мягкий ветерок
Вертушок закружит.
Дуй сильнее ты, дружок
И кружок завьюжит.
«Футбол»
Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий маленький мячик.
Ход игры: Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша - размещаются на столе.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой. С. Я. Маршак
«Эхо»
Задание может быть как групповым, так и индивидуальным
Ход игры: Одна группа детей громко и четко произносит звуки или сочетания гласных, типа АУ,УА и т.п. Вторая группа «Эхо» тихо повторяет за ними. Затем группы меняются ролями.
«Цветы»
Задание может быть как групповым, так и индивидуальным (зависит от количества цветов)
Оборудование: Цветы - вертушки
Ход игры: Вдох делается через нос, а выдох через слегка приоткрытые в трубочку губы.
Над полями и лесами дышит
Легкий ветерок;
Он ласкает, он колышет
Полевой цветок.
Компьютерное пособие «Игры для Тигры» - «Одуванчики»
Оборудование: компьютер, микрофон
Ход игры. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в трубочку губы. Выдох совершается в сторону микрофона.
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Литература:
Калинина Т.В., Николаева С.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения (из опыта работы) - Краснодар: Издательство Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1994.
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. -- М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.
Морозова И.А., Пушкарёва М.А Ознакомление с окружающим миром –Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка - синтез,2007.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. —— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005.