Технологическая карта урока на тему «Круги кровообращения» (Биология, 8 класс)
Технологическая карта урока
Предмет |
биология |
Класс |
8 |
||
Учитель биологии |
Чухрий Вера Васильевна |
||||
Тема урока. Дата проведения. |
Круги кровообращения. 22.11.19г. Мероприятие: «Школьный конкурс «Урок 2020». |
||||
Тип урока |
Открытие новых знаний |
||||
Продолжительность урока |
40 мин |
||||
Место урока |
В календарно-тематическом планировании урок №23. Раздел №6 «Кровеносная и лимфатическая системы», урок №2 |
||||
Автор УМК |
Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология «Человек». Дрофа. Вертикаль. 2019г. Линия В.В. Пасечника |
||||
Цель |
Изучить особенности строения и функций кругов кровообращения |
||||
Задачи |
Образовательная: изучить особенности строение и функций кругов кровообращения с применением средств обучения. Развивающая: умение анализировать изучаемый материал, обобщать, делать выводы; устанавливать взаимосвязи в системе кровообращения; использовать знаковые символы, схемы; развивать наглядное и абстрактное мышление; формировать умение работать индивидуально, в парах, в группе. Воспитывающая: мотивация на изучение своего организма; забота о здоровье; совершенствование коммуникативных качеств. |
||||
Формы организации учебной деятельности |
Индивидуальная, в парах, групповая |
||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
1.Формулировать и понимать суть биологических понятий: «круги кровообращения», «кровообращение», «большой круг кровообращения», « малый круг кровообращения (лёгочный)», «кровеносные сосуды», «сердце», «венозная и артериальная кровь», «аорта, артерия, артериола», «нижняя и верхняя полые вены, вена, венула», «капилляр». 2. Характеризовать круги кровообращения, органы кровообращения. 3. Объяснять функциональное значение кругов кровообращения; причины изменения крови. 4.Составлять схемы движения крови по кругам кровообращения. |
Познавательные УУД: 1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. 2.Формулировать проблему и находить пути её решения. 3.Узнавать изучаемые объекты кровообращения, их характеризовать. 3.Находить нужную информацию и перерабатывать её в схемы. 4.Составлять алгоритм действий и представлять полученный продукт с помощью устного и письменного способа. Использовать знаково-символические средства. 5.Анализировать информацию, моделировать, делать выводы. Регулятивные УУД: 1.Работать по плану, выполняя поставленную задачу. 2.Осуществлять контроль и самоконтроль в решении поставленных задач. 3.Контролировать то, что сделано и что ещё нужно сделать. 4. Преодолевать затруднения. 5.Составлять план последовательных действий. 6.Формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: 1.Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. 2.Умение работать в парах и группе, сотрудничая. 3.Формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание, слушать собеседника, представлять полученный продукт. 4.Адекватно оценивать собственное поведение и окружающих. 5.Осуществлять взаимоконтроль. |
1.Совершенствование биологической речи. 2.Формировать навыки сотрудничества на уроке с учителем, учащимися. 3.Формировать уважительное отношение к иному мнению по изучаемым вопросам; проявлять ответственность, деликатность, сопереживание; оказывать товарищескую помощь в решении вопросов. 4.Формирование бережного отношения к собственному здоровью. 5.Умение проводить самооценку на основе критериев. 6.Мотивировать себя на успешное обучение.
|
|||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Круги кровообращения, венозная и артериальная кровь, камеры сердца, кровеносные сосуды, замкнутая КС. |
||||
Ресурсное обеспечение урока |
Компьютер для учителя, проектор, экран, презентация, сайт ЯКласс (рисунок - круги кровообращения, видеофрагмент «Большой и малый круги кровообращения») https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/krovenosnaia-i-limfaticheskaia-sistemy-16070/sistema-organov-krovoobrashcheniia-16069/re-f26a7bc3-6d08-4ec9-b919-dc63c13ae2cf, муляж сердца, таблица «Круги кровообращения». |
||||
Дидактический материал |
Схема кругов кровообращения, карточки. |
||||
Педагогические технологии: |
проблемно-диалогическое обучение; критическое мышление. |
Этап урока. Время. |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
УУД на этапах урока |
Организационный момент. 1 мин |
|
Улыбнитесь, у нас всё получится. |
Эмоционально настраиваются |
|
Мотивация. 2 мин |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
1.Постановка проблемной ситуации. Посмотрите на слайд «Круги кровообращения» с меткой, где ввели лекарство. Слайд №3 Вопрос: «Сколько раз лекарство, введенное в вену левой руки, пройдет через сердце, прежде чем достигнет икроножной мышцы правой ноги? И каким образом лекарство достигнет икроножной мышцы?» Записывает на доске все ответы детей. 2.Вопрос был задан один, а почему так много разных ответов? (Учитель принимает все ответы, но не выделяет правильный). 3.Что нам следует узнать? Поставьте проблемный вопрос или гипотезу. Какая тема урока? |
1.Отвечают: 1,2,3,4 раза, много раз, у мужчин и женщин по-разному.
2.Фиксируют затруднения.
3.Формулируют проблемный вопрос или гипотезу. |
П- мыслительные операции, использование знаково-символических средств, выполнение Р - пробного задания, фиксирование затруднений
|
Актуализация и постановка учебной задачи 1 мин |
Подготовить мышление учащихся и организовать потребность к построению нового способа действия |
1.Поставьте цель урока по теме. Что нужно для её выполнения? 2.Предложите план. |
1.Формулируют цель. 2. Предлагают план выполнения цели: прочитать информацию учебника §21, изучить схему кругов кровообращения, выполнить задания, провести самооценку деятельности. |
Л – самоопределение, смыслообразование П- постановка цели, планирование К – планирование сотрудничества |
Открытие нового знания. 10 мин |
Построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задания, которое вызвало затруднение, а также при решении заданий такого же типа. |
Индивидуально Решение проблемного вопроса или гипотезы. 1.Прочитайте §21 (2 мин) 2.Изучите на рисунке два круга кровообращения: где начинаются, заканчиваются, по каким сосудам передвигается кровь. Как изменяется кровь. Подумайте: «Почему?» (2 мин) В парах 3.Проговорите движение крови, называя камеры сердца и кровеносные сосуды. (1 мин) В группах Слайд №4 Вопрос: «Что такое кровообращение?». Кто открыл кровообращение? (1 мин) Проверка определения по эталону. Слайд №5 4.Интерактивно «Изучаем круги кровообращения» (3 минуты). 5.Сформулируйте ваши затруднения (1 мин). |
1.Решают проблемный вопрос 2.Доказывают гипотезу, знакомясь с материалом §21
3.Дают определение.
4.Смотрят интерактивный слайд и запоминают движение крови по 2 кругам кровообращения. 5.Формулируют затруднения. |
Л – смыслообразование П- выдвижение гипотезы и её обоснование, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения |
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи 10 минут |
Усвоить учащимися новый способ действия. |
Слайд №6 1.Задание: внимательно смотрим интерактивные круги кровообращения, мысленно проговаривая названия камер сердца и сосудов при движении крови по БКК. Как изменяется кровь в БКК? Почему? 2. Задание: внимательно смотрим интерактивные круги кровообращения, мысленно проговаривая названия камер сердца и сосудов при движении крови по МКК. Как изменяется кровь в МКК? Почему? В группах 3.Какое несоответствие вы увидели на схемах кровообращения? С чем это связано? Слайд №7 Задание 4.На листах бумаги составьте схему движения крови по БКК, используя стрелки и термины. 5. На листах бумаги составьте схему движения крови по МКК, используя стрелки и термины На доске написаны термины для построения схем: аорта, капилляры, артерия, вена, левое предсердие, левый желудочек, правое предсердие, правый желудочек, лёгочная вена, лёгочная артерия, восходящая дуга аорты, нисходящая дуга аорты. Представьте полученный продукт. Коррекция полученного продукта. Выявление затруднения. Сверьте со схемами на слайде №8 Вопрос: «Подтвердилась ли ваша гипотеза?» или «Ответили ли вы на проблемный вопрос?». Оцените ваше продвижение: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо. |
1,2.Смотрят и проговаривают.
3.Ответ: в МКК в артериях находится венозная кровь, в венах – артериальная. Обосновывают.
4,5. Представляют полученный продукт. Выступают у доски, сверяются в группах и по слайду №8. Называют определения кровеносных сосудов: аорта, артерия, вена, капилляр, артериальная кровь, венозная кровь. БКК
МКК
Отвечают на вопрос учителя. |
П – извлечение необходимой информации, использование знаково-символических средств (схем), осознанное речевое высказывание, построение логических цепочек или доказательств |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. 10 мин |
Освоить новый способ действия и провести рефлексию достижения учебного действия. Создать ситуацию успеха. |
1.Выполните задание №1 в группах. Разминка. На листочках ставим да или нет. Слайд №9 Сначала читают вопрос и говорят: «Да или нет». Затем нажимаем на вопрос и появляется ответ. Набравшая группа большее количество баллов, получает отметку. 2.Задание №2 выполните в парах. На листочках подпишите цифры с обозначениями. Подпишите фамилии и проведите взаимопроверку, обменявшись парами. По слайду проверьте и поставьте количество правильных баллов. Сдайте учителю. Слайд №10 3. Сделайте анализ таблицы и скажите, о чём сегодня не было сказано. Зачем об этом нужно знать? Сделайте вывод по теме и цели урока. Слайд №11 |
1. Пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового. Выявляют ошибки, устанавливают причины. 2. Набравшая группа большее количество баллов, получает отметку.
3. Выполняют задание №2 и сдают полученные баллы учителю.
3.Анализируют таблицу, отвечают на вопрос и делают вывод по теме и цели урока. |
К – выражение своей мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Включение в систему знаний и повторения. 8 мин |
Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. |
1.Выполните тест, в нём встретится ранее изученное и новое. Это необходимо знать для изучения следующих тем. Слайд №12,13 |
1. Выполняют тест, осуществляют самопроверку. Оценивают по эталону. 2.Эталон ответа. Слайд №13 |
Все познавательные УУД+ контроль, коррекция и оценка. |
Домашнее задание 2 мин |
Включить новый способ действий для закрепления, осмысления материала. |
Составить синквейн о кругах кровообращения. Сиквейн составляется следующим образом: первая строка - одно слово (существительное или местоимение), выражающее тему, вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы, третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы, четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме, одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме. Уметь характеризовать круги кровообращения. Дополнительно по желанию: сайт ЯКласс (рисунок - круги кровообращения, видеофрагмент «Большой и малый круги кровообращения») https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/krovenosnaia-i-limfaticheskaia-sistemy-16070/sistema-organov-krovoobrashcheniia-16069/re-f26a7bc3-6d08-4ec9-b919-dc63c13ae2cf, |
Записывают домашнее задание. |
Л - самоподготовка |
Рефлексия деятельности 4 мин |
Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий. |
1.Заполните таблицу на листах. Слайд 15 2. Итог. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? Так ответьте на поставленный вопрос в начале урока. Вопрос: «Сколько раз лекарство, введенное в вену левой руки, пройдет через сердце, прежде чем достигнет икроножной мышцы правой ноги? И каким образом лекарство достигнет икроножной мышцы?» Слайд 16 Зачем в организме движется кровь? |
1.Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. |
П – контроль и оценка способов своей деятельности. Л – адекватное понимание успешности или неуспешности. К - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование успешного сотрудничества, следование моральным нормам и этическим требованиям |
/data/files/m1578574075.pptx (Презентация «Круги кровообращения»)
Елена Владимировна
Чухрий Вера Васильевна
Медведева Татьяна Александровна
Буньков Андрей Владимирович
Чухрий Вера Васильевна