Конспект урока по математике во 2 классе на тему «Куб»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя образовательная школа №129, г. Екатеринбург
Конспект урока по математике
на тему: «Куб»
2 класс
УМК «Перспектива» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука
Давыденко Полина Анатольевна
Екатеринбург
Тема урока: «Куб»
Тип урока: открытия новых знаний
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о свойствах куба в процессе решения геометрических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о кубе, как объемной геометрической фигуре в процессе решения геометрических задач.
Задачи урока:
Обучающие: моделировать ситуации, раскрывающие свойства куба как объемной геометрической фигуре; формировать представление учащихся о плоских и объемных геометрических фигурах через практическую исследовательскую деятельность; совершенствовать умения классифицировать, сравнивать геометрические фигуры; совершенствовать умение решать геометрические задачи.
Развивающие: развивать пространственное и конструктивное мышление, внимание, математическую речь, умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, творческую активность, чувство взаимопомощи в совместной деятельности.
Предметные: Знание о понятии «куба», «грани», «вершины» и «ребра»
Метапредметные:
Регулятивные – проявлять познавательную инициативу в учебном процессе.
Познавательные – формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные – формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимоконтроль, взаимопомощь в ходе урока.
Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Принципы: целостное представление о мире, психологической комфортности, принцип min max
Литература: УМК «Перспектива» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные Учебные Действия | ||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность. Здравствуйте, ребята! - Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У кого все готово, присаживайтесь на свои места. Покажите свою готовность к уроку. -Мы продолжаем наше путешествие по стране Геометрии, жителями которой являются геометрические фигуры. Всё об этой стране подробно вы узнаете в старших классах, а сегодня мы откроем лишь некоторые тайны. -Но для начала давайте вспомним, какие фигуры вы уже знаете, посмотрите на доску и назовите фигуры - Молодцы, вы уже знаете много фигур. -А хотите узнать с какой фигурой мы будем сегодня знакомиться -Для этого вам необходимо разгадать шифр, посмотрите на доску, догадались, как нужно решить данный шифр? -Хорошо, молодцы, попробуйте это сделать -Какие слова получились? -Что вы о них знаете? -Именно об этих фигурах мы и будем говорить на уроке Знания изученного материала нам помогут на уроке. | Проверка готовности к уроку. -Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку -Квадрат, прямая, круг (окружность), прямоугольник, многоугольник, треугольник, кривая линия, угол -Да -Нужно поставить числа в порядке возрастания. -куб, квадрат. - Что это геометрические фигуры. -Мы сегодня будем говорить о кубе и квадрате | Метапредметные: Регулятивные – проявлять познавательную инициативу в учебном процессе. Коммуникативные –умение аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения) Вывести на проблемы и затруднения -Задача нашего урока познакомится с фигурой «Куб» -У каждого из вас на парте лежат две геометрические фигуры квадрат и куб -Вы сейчас будете работать в парах, ваша задача рассмотреть эти геометрические фигуры и обсудить с соседом внешнее сходство и различие этих геометрических фигур. Проверим ваши предположения -Ребята давайте проведем еще одно исследование, положите эти фигуры на парту -Ребята, что вы видите? Обсудите это в парах -К какому выводу вы пришли? -А что тогда вы можете сказать о кубе? -Давайте проверим -Ребята, а что такое квадрат? -А что тогда такое куб? -Ребята в чем у вас возникло затруднение, в формулировке понятия? | Увидеть проблему, затруднения и осознать личностную необходимость их решения «для чего необходимо изучить эту деятельность» -работа в паре. -ученики приходят к выводу, что сходства в том, что они имеют вершины, углы, все стороны одинаковые, различия в том, что разное количество угол, сторон и вершин -Квадрат полностью ложится на парту -Куб как бы возвышается над плоскостью партой -Квадрат –это прямоугольник, у которого все стороны равны - Дети пробуют сформулировать определение куба -Потому что мы этого не проходили | Предметные: Знание о понятии «куба», «грани», «вершины» и «ребра» Метапредметные: Регулятивные – проявлять познавательную инициативу в учебном процессе. Познавательные – формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания, строить логическое рассуждение. Коммуникативные – формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимоконтроль, взаимопомощь в ходе урока. Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
Действие целеполагание | -Для того, чтобы определить цели на урок предлагаю воспользоваться таблицей, посмотрите на доску -Какие колонки представлены? - У меня есть цели на наш урок, помогите мне их расставить в колонки (-какая фигура называется кубом (определение); -как называются элементы куба (грани, вершины, рёбра), их количество; -где в жизни мы встречаемся с кубом; -как выглядит развёртка куба. -давать определение понятию куб; -показывать элементы куба и определять их количество; - при -водить примеры предметов кубической формы; - р -рисовать куб. - -Молодцы, но к этой таблице мы добавим еще одну колонку, которую назовём самооценивание. В ней вы будете ставить «+» или «-», по результатам выполнения упражнений -Данные таблицы у каждого из вас лежат на парте. - -Сегодня на уроке, мы постараемся достичь всех поставленных целей | -Мы узнаем и научимся -Распределяют по колонкам
| Предметные: Знание о понятии «куба», «грани», «вершины» и «ребра» Метапредметные: Регулятивные – проявлять познавательную инициативу в учебном процессе. Познавательные – формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: охранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимоконтроль, взаимопомощь в ходе урока. Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения - Приступим к работе. Какой первый пункт мы должны выполнить, посмотрите в таблице. - Что же такое куб? - Чем она отличается от квадрата? Геометрическая фигура, какая? -Из чего она состоит? -Попробуйте теперь сказать определение -Проверим насколько правильно вы дали определение, посмотрите на слайд -Повторите соседу по парте это определение -Если вы успешно справились с этим заданием поставьте себе + в колонку самооценивания -Посмотрите внимательно на определение, какое слово для вас является не знакомым? -Хорошо, посмотрите на наши задачи, какую задачу мы уже выполнили? -Значит, какая у нас следующая? -Возьмите куб в руки, сейчас мы его рассмотрим и познакомимся с его элементами - возьмите квадрат и наложите его на куб, что вы заметите? -Потрогайте верхнюю грань -Нижнюю грань -Покажите правую грань, левую грань -Переднюю грань, заднюю грань -А теперь посчитайте количество граней, сколько получилось? -Посмотрите на куб, что вы виде у между каждыми соседними квадратами? -Что мы можем сказать о всех квадратах из которых состоит куб -У каждой грани есть граница. -Проведи пальчиком по этой границе. -Каждая граница называется ребром. -Посчитайте количество ребер в кубе. -В кубе ребра сходятся вместе и образуют углы куба, каждый такой угол куба называется вершиной, из каждой вершины выходят ребра. -Посчитайте сколько вершин в кубе? -Хорошо, а теперь еще раз вместе повторим элементы куба. -Возьмите в руки куб, я называю элемент, а вы показываете -Грань, вершина, ребро -А сейчас поработаем в парах -Назовите соседу по парте элементы куба и их количество. Оцените свою работу на листах самооценивания. Если вы справились, то поставьте +. | Разработать алгоритм выхода из создавшейся проблемы или затруднения - Узнать какая фигура называется кубом. Научиться давать определение понятия куб. -Это геометрическая фигура. -Объемная геометрическая фигура -Она состоит из квадратов -Куб – это объемная геометрическая фигура, которая состоит из квадратов -Проговаривают определение -Оценивают свою работу -нам не знакомо слово грань -Мы выполнили первую задачу, дали определение понятия куб -Узнать, как называются элементы куба и их количество, научиться показывать и определять данные элементы - рассматривают куб. -Квадрат это –сторона куба, сторона куба называется гранью. -работают с кубом. - в кубе 6 граней -Мы видим, что у них общая сторона -Что все квадраты равны - в кубе 12 ребер -У куба 8 вершин -Дети показывают на кубе Заполняют колонку самооценивания. | Предметные: Знание о понятии «куба», «грани», «вершины» и «ребра» Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном процессе. Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимоконтроль, взаимопомощь в ходе урока. Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
Физкультминутка | А теперь пришло время немного отдохнуть -Наклонитесь вперед столько раз сколько вершин у куба (8 раз) - Присядьте столько раз сколько ребер у куба (12 раз) -Хлопните столько раз сколько граней у куба ( 6 раз) -Проверим верно ли вы выполнили упражнения, посмотрите на экран, правильно ли вы выполнили количество упражнении | -Выполняют физкультминутку | | ||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи. -Итак вернемся к нашему плану, что мы узнали? -Хорошо, какая следующая цель нашего плана? -Ребята, а где в жизни мы можем встретить куб? -обратите внимание на слайд, что вы видите -В жизни нас много окружает вещей кубической формы, по работаете в парах и приведите примеры друг другу вещей кубической формы, которые встречаются в окружающей действительности -Оцените себя в колонке самооценивания, если вы удачно справились поставьте «+» -Обратимся вновь к нашему плану, какую задачу мы выполнили и чему научились? -Молодцы, какая у нас следующая задача? -Ребята, а на что походит слово развертка? -Давайте развернем наш куб -Во что он разворачивается? -Ребята обменяйтесь развертками, чем похожи, чем отличаются -Ребята у каждого из вас на парте, лежит новая развертка, попробуйте из данной развертки собрать куб -Как изменился куб? изменилось ли у него количество элементом -Молодцы, в колонке самооценивания поставьте плюс кто справился успешно с данным заданием. -Ребята посмотрит все ли мы с вами узнали? -А теперь посчитайте количество плюсов, которое у вас получилось Если вы набрали 4 «+», то поставьте себе «5», если 3 «+», то «4», а если 2 «+» , то «3» -Ребята, а всему ли мы с вами научились? -Хорошо, этому вы будете учиться самостоятельно | В форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) выполнить задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. -мы узнали названия и количество элементов в кубе, в кубе 6 граней, 12 ребер и 8 вершин, научились показывать элементы куба. -Нам нужно определить где мы в жизни встречаемся с кубом и привести примы -Коробка, игрушка, музыкальный центр -Кубик - рубик, игральные кости, коробка, кубики для изучения алфавита -Работают в парах и приводят различные примеры -Мы узнали где в жизни встречаются вещи кубической формы, мы научились приводить примеры таких вещей -нам нужно узнать, как выглядит развертка куба, нужно научиться рисовать куба -Разворачивают куб -В 6 соединенных квадратов Меняются, рассматривают развертки. -У всех одинаковое количество квадратов, -Цветом, размером и формой. -Куб изменился размером и цветом, но количество элементов осталось прежним -Оценивают работу -Да мы все узнали -Нет, мы не научились рисовать куб | Предметные: Знание о понятии «куба», «грани», «вершины» и «ребра» Регулятивные – проявлять познавательную инициативу в учебном процессе. Познавательные – формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания, строить логическое рассуждение. Коммуникативные – формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимоконтроль, взаимопомощь в ходе урока. Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
Самостоятельная работа | Провести самостоятельную работу и обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены новые знания -Итак, пришло время самостоятельной работы -Работа будет непростой, она будет иметь несколько уровней, каждый уровень немного сложнее предыдущего -Задание будем выполнять в рабочей тетради Уровень А Рабочая тетрадь стр. 42 номер 1 и 2 Заполни пропуски в предложении. У куба __ вершин, __ граней и __ рёбер. 2. Среди фигур на чертеже найди и раскрась цветным карандашом те, из которых можно сложить куб. Уровень Б Рабочая тетрадь стр. 44 номер 1 1. Дорисуй ещё пять кубиков, как показано в образце. Уровень С Учебник страница 47 номер 6 Изображённые тела состоят из кубиков. Сколько кубиков в каждом из них? -Приступайте к выполнению задание, выполняйте те задание, которые сможете -Проверим ваши работы с эталоном - Если вы выполнили правильно только уровень А, то поставьте 3 -Если выполнили А и Б то ставим 5 -Если выполнили еще и уровень С, то это дополнительная оценка | Выполнить задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, зафиксировать затруднения, определить причины ошибок и исправить их. -самостоятельно выполняют упражнения | Предметные: Знание о понятии «куба» , «грани», «вершины» и «ребра» Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
Рефлексивно оценочные действия | Организовать осмысление способов достижения цели, анализ деятельности -Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. -Какова была тема нашего урока? -Все ли поставлены задачи мы достигли? -Кто считает, что работал сегодня хорошо и активно поднимите руку. -Кому все было понятно. -Кто испытывал затруднение на уроке. -Что вам показалось интересным на уроке? | Осмыслить собственную учебную деятельности, способы решения проблемы или затруднения, изучаемого материала -Тема урока была «куб». -Да, мы дали определение понятия куба, определили элементы куба, привели примеры где в жизни мы сталкиваемся с кубом, познакомились с его разверткой -дети поднимают руки -Высказывают свои предположения, работать с разверткой, работать с соседом по парте | Предметные: Знание о понятии «куба», «грани», «вершины» и «ребра. Коммуникативные –развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимоконтроль, взаимопомощь в ходе урока. Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Определить задания с учетом нового алгоритма действия, полученного на уроке (или повторения изученного материала). Раскрыть особенности их выполнения (прочитать формулировки заданий, выявить трудности выполнения указанных заданий, обратить внимание на критерии выполнения). -Записываем домашнее задание в дневник Сделать модель куба по предложенной развертке, вы можете украсить свою развертку. стр. 44 , правило выучить, если вы допустили ошибки в сам. работе выполните №1, №2 стр. 44 поработать со своим кубом. -Спасибо за урок | Выявить границы понимания или затруднения в выполнении предложенных заданий, на основе сформулированных вопросов учителю. Записать домашнее задание в дневник. -Записывают домашнее задание в дневник. | Предметные: Знание о понятии «куба», «грани», «вершины» и «ребра» |