КВЕСТ-ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ. МАСТЕР-КЛАСС «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МО ВЫСЕЛКОВСКОГО РАЙОНА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ПАЛИТРА» ПО ТЕМЕ:
«КВЕСТ-ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ. МАСТЕР-КЛАСС «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ».
Подготовила
педагог ДО:
Гусейнова К.В.
Выселки
2024г
КВЕСТ-ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ. МАСТЕР-КЛАСС «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ».
Одной из главных задач дополнительных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей. «Патриотизм» - когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру (любовь к родным, к своему двору, улице, поселку, городу, к Родине). Эта работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к семье, к родному городу, к своей стране.
Цель: обучение детей решать поставленные игровые задачи, узнавать много нового через квест-игру используя художественный стиль изображения.
Задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада), так и на улице. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Алгоритм создания игры:
· Определите, для какой целевой аудитории будет предназначена игра.
· Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате.
· Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам, чтобы цель игры оказалась достигнута?», а потом пропишите инструкцию дословно.
· Подумайте, на что похоже предполагаемое инструкцией действие, какие образы у вас возникают, также учтите возраст и другие особенности целевой аудитории и основную идею программы. Обобщив эти данные, придумайте игровую метафору, интригу игры.
· Исходя из получившейся метафоры, придумайте вашей игре красивое название.
· Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).
· Еще раз представьте себе игру и оцените, каковы ее ресурсы как для самих участников, так и для ведущего, помимо очевидных (исходя из самой цели игры).
· Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте вопросы для обсуждения, содержательного анализа после игры.
· Подумайте над вариантами модификации игры.
Организация квест-игры:
Безопасность
Соответствие возрастным особенностям
Последовательность
Красочное оформление:
Музыкальное сопровождение
Декорации, костюмы
Инвентарь
Виды квест:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная.
Задания: Загадки, ребусы, лабиринт, спортивные эстафеты, пазлы, «Найди отличия».
Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию
Хочется особо обратить внимание на последний этап. После каждой игры ребёнок анализирует свое место в команде. Ребёнок учится проводить самоанализ своих возможностей качеств, умений и навыков, понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата.
Педагог ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
Информационная - приобретение детьми нового знания;
Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.
Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».
Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.
Мастер-класс «Родные просторы»
У нас с вами есть тайная коробка, в которой лежат различные письма. Каждое письмо подписано «Вода», «Палитра», «Рисование» «№1», «Краски», «Художник». В каждом письме: задание, одна буква, подсказка для следующего письма. В конце игры вы из полученных букв должны составить слово ( «Пейзаж»). Итогом игры будет рисунок.
Первым скрывается письмо под № 1.
«Тайное письмо». Заранее написать на листе бумаги свечой слово «Художник». Оно и будет нашим тайным письмом. Чтобы его прочитать, надо закрасить поверхность. Участникам на столах приготовить краски, непроливайки, мягкую кисть, лист бумаги с тайным посланием. Предложить узнать, что написано на «чистом листе» с помощью лежащих предметов.
Результат «Тайного письма»: раскрыто слово ХУДОЖНИК. За верный ответ участники получают букву - ключ «Ж»
2 письмо «художник».
«Спрятанная подсказка». Задание в следующем письме спрятано зашифрованное фото. Для этого нужно два участника. Правило: участники становятся друг за другом. Первый на спине второго обводит карандашом достопримечательность на фото. Второй повторяет рисунок на листе бумаги.
Результат работы: нарисованная достопримечательность –За верный ответ участники получают букву - ключ «А» и следующий конверт « Вода».
3 письмо «Вода»
В этом письме участникам нужно собрать пазлы пейзажей родного края.
Результат работы - следующая буква «Е» и подсказка с названием конверта «Палитра»
4 Палитра
«Зеркальное отражение» .Пишем слово «Краски» в зеркальном отражении. Участники должны сами догадаться, что для прочтения надо применить зеркало. Кстати, на столе кроме зеркала ещё можно положить другие предметы, например, гребешок для волос, линейку и т.д.
Результат работы: прочитано слово «краски» и буква - ключ «З»
5 Краски
«Кроссворд» Что используют для рисования юные художники?
*Р * * * *
* * *И * * *
* *С *
* *О * * * * * *
* * В * * * * *
* А * * * * *
* * * *Н* * *
*И* * *
*Е* * *
КРАСКИ
ПАЛИТРА
ВОСК
ФЛОМАСТЕР
АКВАРЕЛЬ
ПАСТЕЛЬ
КАРАНДАШ
КИСТЬ
МЕЛКИ
Результат работы: участники, угадав все слова, получают букву – ключ «П»
– Все участники удачно выполнили задание. получили все буквы-ключи. На каких этапах вам было легко выполнять задания, а на каких сложнее? (отвечают)
Осталось совсем немного, только необходимо всем собраться и выполнить завершающее задание квест-игры.
Ваша задача: из полученных букв составить ключевое слово.
(все команды составляют слово - «пейзаж»).
- Дорогие участники, сегодня победило единство, взаимопомощь, талант каждого из вас, а всё вместе это, конечно, Дружба! Так мы познакомились с одним из названий жанра изобразительного искусства картин художников – это ПЕЙЗАЖ. Я вам предлагаю нарисовать пейзаж родного края.
(Каждому участнику раздается альбомный лист, краски, кисти.)
1.Автор: Суслов Вадим
Издательство: Солон-пресс, 2020 г.
2.Серия: Библиотека профессионала
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/754815/
Автор: Павлова Ольга Викторовна
Издательство: Учитель, 2020 г.
Серия: В помощь преподавателю
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/488427/
3. https://kopilkaurokov.ru/izo/testi/krossvord_veselyi_khudozhnik