Статья на тему «Игра как эффективная форма обучения»
Игра как эффективная форма обучения
Применяя современные педагогические технологии в учебно-воспитательной деятельности, учитель продуктивно использует время учебного или воспитательного занятия и добивается высоких результатов в процессе обучения.
Что же такое педагогические технологии? Обращаясь к Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), можно говорить о том, что педагогические технологии – это совокупность приемов, методов и способов педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Они направлены на достижение поставленных (важных, значимых) учебных и воспитательных целей и задач, в которых учитываются индивидуальные особенности учащихся, существующие условия и компоненты образовательного пространства. Главной целью педагога является разностороннее и полноценное развитие личности ребенка.
Классификацию и подробное описание современных педагогических технологий можно найти в соответствующей литературе. Основными являются: информационно-коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технологии, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации, групповые технологии, традиционные технологии (классно-урочная система).
Отдельно можно выделить игровые технологии, которые представляют собой особую форму обучения. В них представлен большой набор методов и приемов организации занятий, четко поставлены цели в соответствии с педагогическими ожиданиями, указанные технологии насыщены учебно-познавательной деятельностью. С применением игровых технологий занятия проходят интересно и увлекательно, у детей повышается мотивация к познавательной деятельности. В процессе использования игровых методик учитель позитивно воздействует на психическое и эмоциональное состояние детей, активизирует и корректирует их внутренние психологические процессы. Через игру ребенок применяет получаемые знания в абсолютно новой ситуации, овладевает ими на практике, пробует себя в неожиданных и непривычных ролях. С помощью игры происходит процесс воспитания и обучения детей, эффективные методы и приемы работают на сплочение детского коллектива.
Можно выделить следующие функции игры: социокультурная (средство социализации и самореализации), коммуникативная (приобретение навыков общения), игротерапевтическая (исправление и преодоление трудностей общения и поведения), диагностическая (анализ поведения себя или другого человека), корректирующая, развлекательная.
По классификации игры можно разделить на такие группы:
- область применения (интеллектуальные, физические, социальные, психологические, трудовые);
- характер педагогического процесса (обучающие, обобщающие, контролирующие, тренинговые, развивающие, творческие);
- используемая игровая технология (деловые, ролевые, предметные, сюжетные);
- предметная область (математические, физические, химические, музыкальные, спортивные и пр.);
- игровая среда (комнатные, настольные, компьютерные, уличные, с предметами и без предметов).
В педагогической литературе, в профессиональных сообществах, на форумах и различных интернет-сайтах находится большое количество сценариев проведения игр. Область применения игры на уроке, во внеурочной и воспитательной деятельности обширна. Это может быть часть другой педагогической технологии, вставной элемент урока от изучения нового материала до его закрепления и контроля. При помощи игры легко подается новая тема, объясняются незнакомые понятия. В такой форме проводятся внеурочные занятия, внеклассные и воспитательные мероприятия.
Игра – одна из привычных видов деятельности человека, она направлена на управление собственным поведением, на усвоение социального опыта, на жизнь и функционирование в обществе. Важно, что, играя, дети не только обучаются, но и приобретают навыки общения, жизненный опыт. Многообразные игровые формы помогают учащимся научиться правильно вести себя в коллективе, определять свою социальную роль, корректировать собственное поведение, отрабатывать определенные модели поведения, адаптироваться и развиваться в обществе, а полученные знания и навыки применять в повседневной жизни. В процессе игры участниками преодолевается страх неудач, появляется раскрепощенность в общении, происходит сплочение коллектива. Другими словами, игры помогают детям социализироваться в обществе, реализовать себя как личность. Однако педагогу следует помнить, что игра в учебном процессе – это способ подачи и усвоения материала, закрепление и повторение. Игрой на уроках нельзя полностью заменить традиционные формы обучения. Важно в профессиональной деятельности найти баланс, выбирая и применяя в работе одну или несколько педагогических технологий для достижения наивысшего результата.
Июдина Мария Владимировна