Выступление «Лексические темы в работе учителя-логопеда как средство обогащения словаря детей с УО (ИН)»
Лексические темы в работе учителя-логопеда, как средство обогащения словаря обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями.
Подготовила учитель-логопед высшей категории
КГК ОУ ШИ № 10 Петрова Наталья Геннадьевна
Работа по обогащению словарного запаса умственно отсталых учащихся занимает значительное место в общей системе речевого развития детей и является и неотъемлемой частью обучения.
Одним из основных показателей умственного и речевого развития ребенка служит богатство и многообразие его словарного запаса, с помощью которого, ребенок учится выражать свои мысли, чувства, расширяет свой кругозор, приобретает новые знания. Поэтому одной из основных задач нашей школы является обогащение словарного запаса детей, которые имеют значительные трудности в его овладении даже в условиях целенаправленного педагогического процесса.
Вопросами изучения, развития и обогащения словаря детей с нарушениями речи занимались такие выдающиеся педагоги, как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Семёнович Выгодский. Лексическую сторону речи умственно отсталых детей изучала доктор психологических наук, профессор Вера Геннадьевна Петрова, которая отмечала бедность словарного запаса таких детей, обусловленную низким уровнем их умственного развития.
Анализ научной литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных путей обогащения активного и пассивного словаря детей с проблемами в развитии.
За основу своих занятий я решила взять именно лексические темы, которые дают большие возможности для коррекционной работы в разных направлениях.
Это работа над обогащением словарного запаса и формированием грамматического строя речи; коррекцией звукопроизношения и автоматизацией звуков, а так же словообразованием и развитием фонематических процессов.
Таким образом, вся работа над обогащением словаря не может вестись изолированно, а должна проходить в системе, включающей в себя развитие всех этапов коррекционной работы.
Как показала проведенная диагностика у наших детей большие пробелы по всем этим областям. Я хочу поделиться своим опытом и рассказать о приемах и формах работы по обогащению словаря и развитию речи на примере нескольких лексических тем, используя так же разные задания и уровни сложности, в зависимости от умственного развития обучающегося.
На каждую лексическую тему у меня заведена отдельная папка, в которой лежит дидактический материал, разнообразные задания, кроссворды, загадки, пазлы, лексико-грамматические упражнения и конспекты. Есть и электронный вариант методической копилки. У меня 35 папок по разным лексическим темам, в каждой папке раскраски, фотографии, презентации, грамматические задания и конспекты.
Рабочий материал: это доска и предметные картинки по лексической теме. Перед этим конечно должна быть проведена небольшая диагностическая работа, чтобы выяснить объём знаний словаря по данной теме и подобрать материал соответвующий уровню развития обучающегося.
На первом этапе педагог называет, а ребёнок показывает тот или иной предмет. Если обучающийся умеет говорить, значит он сам показывает и называет. Если возникают сложности произношения, то каждое слово проговариваем чётко по слогам.
|
|
Так же, здесь можно отрабатывать пространственные отношения и предлоги. Например, покажи какой цветок находится справа от тюльпана, или какая ягода находится над ежевикой? Что находится справа от кресла? И т.д. можно играть в игру: «Чего не стало»
Для тех детей, кто только осваивает процесс обучения грамоте. Я предлагаю следующие задания. Например, найти нужные картинки по первому звуку в слове и соотнести с ним нужную букву. Или наоборот, даётся буква, а ребенок должен найти подходящее слово.
|
|
Следующий уровень для тех, кто уже владеет процессом чтения. Учащийся, читает слова на карточках и соотносит их с нужной картинкой. Здесь же провожу такие упражнения как «Один - много» и «Назови ласково»
Например, пингвин – пингвины, Астра – астры и т.д.
|
|
Над каждым новым словом, которое вызывает затруднения в проговаривании или написании ведётся следующая работа.
- запись и разбор слова на доске или в тетради
- составление слова из букв ( магнитные или разрезная азбука)
-выделение гласные звуков (с помощью красных магнитов)
- деление слова на слоги
- закрепление его в чистоговорках. ( стай-стай-стай – в лесу живёт горностай)
Деление слов на слоги. «Паровозик»
Детям выдаются небольшие карточки в соответствии с лексической темой или если нет картинок то можно просто слова. Ребёнку нужно разложить карточки по количеству окошек в вагоне поезда. Так же для разнообразия заданий использую киндер- игрушки. Дети расставляют их по такому же принципу.
При определении количества слогов в словах, применяю прием «хлопков» или «загибание пальцев», последний считаю более эффективным, так как ребёнок наглядно видит, сколько пальцев он загнул. Здесь так же важно упражняться в выделении гласного из слов. Для этого работаем у доски или в тетрадях. Гласные выделяем красным карандашом.
Составление слов из слогов
Это задание можно проводить с опорой на картинку или без нее. Хочу подробнее остановится на этом задании и рассказать, как я работаю с детьми обучающимися по 2 варианту, с теми кто не умеет читать и плохо знает буквы.
Сначала из разрезных карточек мы составляем картинку. Делаю заготовки этих слов, они напечатаны на бумаге. Задача ребенка составить новое слово из слогов с опорой
на образец.
Здесь он соотносит напечатанные буквы и затем пытается читать
слоги, выделяет гласные звуки.
Так же, в своей работе большое внимание я уделяю словообразованию и лексико-грамматическим упражнениям по каждой теме.
- это игра «один - много»
- назови детенышей животных
- назови ласково
- подбор антонимов и синонимов к словам
- подбор слов - признаков к каждому слову
- загадки - описания «Угадай животное и покажи его»
Особое место в своей работе уделяю игре «Назови детёнышей животных»
Стараюсь обогатить их словарь используя схему папа-мама-детёныш
Для этой работы использую карточки - фотографии, с картинками зверей и их детёнышей. Детям предлагается подобрать пару и правильно назвать животное и их детёныша.
Например, папа - баран, мама - овца, детёныш – ягненок. Те дети, которые уже умеют читать, работают не только с картинками, но и со словами.
Так же подключаю в эту работу и киндер-игрушки. Ребёнку предлагается поставить игрушку на соответствующую картинку. Такие занятия интересны детям их можно использовать при запуске речи, добавляя звукоподражание.
Игра «Кто как голос подаёт», «Кто где живёт», «Кто что ест?»
Особое внимание уделяю таким темам как времена года и их признаки. Для этого использую карточки и слова, которые сама изготовила.
Детям по картинкам сначала предлагается назвать признаки того или иного времени года. Потом можно их дифференцировать. Каждый признак есть и в печатном варианте. Все это не только обогащает словарный запас детей, но и способствует развитию связной речи.
Часто в своей работе применяю игру «Четвёртый лишний», которая основана на поиске общих признаков и различий.
Здесь стараюсь подбирать материал таким способом, чтобы дети учились находить лишнюю картинку или слово опираясь не только на тематические признаки, а учились видеть и другие особенности. Развивали не только мышление, но и расширяли свой словарный запас.
- Например, персик, абрикос, слива и яблоко. Это всё фрукты. Но лишнее яблоко. Так как у него нет внутри одной большой косточки. Или учились выделять лишнее слово, сравнивая внешний вид животных, способ их передвижения. Например, бегемот, носорог, слон и кенгуру ( толстокожие и не умеют прыгать) Или такие животные: ле-о-пард, пан-те-ра, и зебра( травоядное)
Так же учу выделять лишнее слово, опираясь на его словообразование и звуковой анализ. Например, по количеству слогов в слове, по первым буквам и т.д.
- Бе-ге-мот, Но-со-рог, слон и кен-гу-ру
Таким образом, если все эти игры, приемы и формы работы на основе лексических тем, будут проводится циклично и систематично, с добавлением новых слов и понятий, то такой метод способствует не только обогащению словаря, но и развитию речи наших детей, что в сою очередь положительно сказыается на их коммуникации и социализации.
Своё выступление хотелось бы закончить словами великого педагога Льва Николаевича Толстого: « Количество слов и их сочетаний находится в прямой зависимости от впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».