Статья «Личностные результаты как фактор развития мотивационных ресурсов учащихся»

8
0
Материал опубликован 21 February 2021 в группе

Нетесова Л.В.,

учитель географии МКОУ СОШ №2 п.Жигалово


Личностные результаты

как фактор развития мотивационных ресурсов учащихся

​​​​​​​ Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования, при этом на первое место поставлены личностные результаты. Формирование личностных результатов происходит на всех учебных предметах, во внеурочной деятельности, которую организует школа и семья, в процессе саморазвития подростка.

Коллектив нашей образовательной организации личностные результаты понимает как социальное и профессиональное самоопределение, познание самого себя, умение правильно воспринимать себя как личность. Задачу взрослых мы видим в помощи ребенку найти свое место в социуме, подготовить его быть полноценным членом общества, научить определять в нем свое место.

Для начала обязательно нужно дать ученику возможность понять смысл его образования: для чего и зачем он учится? То есть у него должна появиться мотивация к учебной деятельности, а затем к любой деятельности, которую он будет выполнять, став взрослым. Вторая задача педагога – научить давать нравственную и этическую оценку своим действиям на уроках и в жизни, отличать правду ото лжи, давать оценку своим поступкам, поступкам своих товарищей.

Личностные результаты можно формировать на любом предметном содержании, однако особое место в этом процессе занимает внеурочная деятельность. Одним из важных направлений развития личностных результатов учащихся школе в нашей является проектная деятельность.

Навыки проектной деятельности учащиеся получают еще в начальной школе. В сентябре каждого учебного года мы проводит родительское кафе в 1-х классах, где знакомим родителей с основными требованиями к учебному проекту, погружаем в практическую деятельность по созданию творческих, исследовательских, социальных проектов. Общую информацию для родителей уместили в буклетах-помощниках. По окончании каждого учебного года проводим школьный конкурс учебных проектов, в преддверие которого каждый ребенок оценивает свои работы и выбирает для итоговой презентации один лучший, любимый, самый интересный и значимый или тот, на подготовку которого потрачено больше всего сил. Здесь выбор остается за автором.

Школьная комиссия включает представителей администрации, учителей-предметников основной школы, старшеклассников из числа Директора лицея «Лира» (орган школьного самоуправления). В качестве зрителей приглашаем родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер учащихся.

Таким образом, на уровне начального общего образования младшие школьники усваивают требования к подготовке учебного проекта, его структуру, получают навыки оформления и презентации собственного учебного продукта. Как зрители ребята учатся слушать, задавать вопросы, оценивать выступающего, что, несомненно, способствует развитию личностных качеств школьников.

Работа по реализации проектной деятельности продолжается в основной школе. При этом проекты становятся еще более разнообразными, ведь увеличивается число учебных предметов, однако наибольший интерес ребят вызывают социальные проекты.

С целью развития исследовательских навыков каждую четверть проводим практические лаборатории по физике, химии, географии, астрономии для 5-6 классов. После каждой такой встречи у ребят появляются вопросы, ответы на которые они начинают искать в ходе выполнения исследовательского проекта. Презентация результатов проектной деятельности в основной школе проходит в апреле на школьной конференции.

Чтобы помочь ребятам увидеть реальную значимость своей проектной деятельности мы наладили сотрудничество с прилегающими дошкольными образовательными учреждениями. Учащиеся основной школы готовят игрушки в школьной мастерской, проводят демонстрацию опытов, проводят небольшие учебные занятия и праздники. Практической составной разработки учебных проектов в нашей школе стала экспедиционная работа в каникулярное время.

Полевые экспедиции, выездные экскурсии, социологические опросы местных жителей и просто путешествия по родному краю расширяют коммуникативные возможности участников исследований, выходят за рамки привычных предметов, удивляют учащихся (а порой и взрослых) новизной и необычностью окружения, историческим прошлым, открывают новые возможности, позволяют в непринужденной обстановке взглянуть на привычное и обыденное по-новому. Данное направление, несомненно, требует огромных временных затрат педагогов, однако именно участие в экспедициях является тем важным мотивационным ресурсом, который открывает ребенку личностный смысл его деятельности.

Основным направлением экспедиционной работы мы выделили познание земли Жигаловской, истории ее освоения и заселения, изучение промыслов и ремесел, открытие уникальных природных и архитектурных объектов для участников экспедиций и населения Жигаловского района или этнокультурную составляющую. Развитие экспедиционной деятельности, несмотря на удаленность, позволило в 2013 году наладить сотрудничество с Иркутским региональным отделением Русского географического общества и кафедрой истории архитектуры НИИ Иркутского государственного технического университета. Продолжением полевых работ является участие ребят в исследовательских, социальных, творческих конкурсах поселкового, муниципального, регионального и Всероссийского уровней, где наши воспитанники становятся победителями и призерами. Наиболее значимым результатом данного направления внеурочной деятельности можно считать победу в конкурсном отборе Русского географического общества и участие в работе профильного лагеря РГО в г.Владивостоке в 2016 году учащихся школы Ветровой Екатерины и Ахметова Ильи, 2 место Рудых Ирины на региональной краеведческой конференции «Байкальское кольцо» и путёвка на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество» в 2020 году.

За шесть лет работы собрано немало уникальных экспонатов для краеведческого музея. К сожалению, в школе нет помещения (хотя бы небольшого) для оборудования музея, который бы наглядно показал результат многолетней работы, позволил бы ребятам получить навыки обработки архивных материалов, проведения экскурсий и уроков краеведения, а значит, значительно расширил бы развитие личностных результатов. Вот оно воспитание гражданственности и патриотизма, чувства гордости за прошлое и настоящее своей малой Родины, и все это без какого-либо навязывания.

Внеурочная деятельность в школе осуществляется по направлениям:

- Спортивно-оздоровительное (туристический слет, дни Здоровья, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и другое);

- Духовно-нравственное (сотрудничество с Советом ветеранов войны и труда, волонтерское движение, вахта Памяти и т.д.);

- Общекультурное (дни национальных культур, битва хоров, фестиваль художественного творчества, сотрудничество с детской и межпоселенческой библиотеками, посещение выставок и др.);

- Общеинтеллектуальное (интеллектуальный марафон, аукцион знаний, интеллектуальное казино, практические лаборатории, заседания клуба знатоков);

- Социальное (трудовые десанты, экологический отряд, реализация социальных проектов, волонтерство).

Каждый учащийся самостоятельно планирует траекторию своего личностного развития, в то же время получает возможность попробовать себя в разных сферах.

Диагностику результатов личностного развития осуществляем на основе дневников личностного развития, которые ведут классный руководитель и педагог-психолог, а также при анализе портфолио учебных достижений учащихся. Портфолио в течение учебного года ведет сам ребенок, привлекая родителей, обращаясь за поддержкой к классному руководителю. По окончании учебного года в каждом классе начальной и основной школы мы проводим мероприятия «Листая страницы учебного года», где учащиеся осуществляют оценку своей деятельности за минувший учебный период на основе портфолио и самопрезентации. Ребята представляют свои достижения в учебной деятельности, различных конкурсах, конференциях, спортивные успехи, дополнительное образование и другие направления деятельности. Форма представления у всех разная, главное, что каждый анализирует свои успехи, дает самооценку полученных результатов, своих продвижений в той или иной сфере, ставит задачи на следующий учебный год.

Таким образом, личностные результаты делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая школьников с реальными жизненными ситуациями. Приращения в личностных результатах учащихся являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметных и предметных результатов.

Конечно, далеко не все учащиеся основной школы глубоко осмысливают результаты своей деятельности. Тем не менее, личностные результаты обеспечивают значимость решения задач, связывая школьников с реальными жизненными ситуациями. Приращения в личностных результатах учащихся являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметных и предметных результатов.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации