Статья «Урок иностранного языка как средство развития мотивационной сферы учащихся» (9–11 класс)
Урок иностранного языка как средство развития мотивационной сферы учащихся
Урок иностранного языка представляет собой уникальное явление, некую концентрацию интеллектуальных и творческих ресурсов как учащихся, так и учителя. Во-первых, изучение иностранного языка развивает способность критически мыслить, работать с информацией, решать проблемные ситуации. Во-вторых, такие характеристики дисциплины «иностранный язык» как межпредметность, многофункциональность, наличие коммуникативных задач, связь языка, речи и мышления, задействуют у учащихся всю палитру интеллектуальных операций. В-третьих, тематика уроков иностранного языка настолько обширна, что позволяет включать в учебный процесс различные виды творческих работ, мозговые штурмы, ролевые игры, открытые задачи и кейсы. Выполняя коммуникативные задания, учащиеся осуществляют речевой акт, который по своей сути является творческим, поскольку в нем человек каждый раз по-новому формирует свою мысль.
Иными словами, иностранный язык, как и родной язык, затрагивает три аспекта детского развития. Это можно проиллюстрировать в следующей схеме:
Данные аспекты фигурируют в психологических теориях мотивации. Так, если обратиться к пирамиде человеческих потребностей А.Маслоу, на высших ступенях можно обнаружить именно потребность в самоактуализации и развитии личности, эстетические потребности, в которых прослеживается связь с творчеством, и познавательные потребности.
Потребность как состояние личности всегда связано с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется. Перечисленные выше потребности являются основной составляющей мотивационной сферы в процессе обучения. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, направленность и активность, а значит и характер его деятельности.
Принимая во внимание структуру мотивационной сферы учащегося, учитель может выстроить урок таким образом, чтобы удовлетворить потребности учащихся и тем самым повысить их мотивацию к изучению иностранного языка. Для этого необходимо определить, какие цели преследует учитель и как они соотносятся с потребностями учащихся:
Цели учителя | Потребность учащегося |
Освоение учащимися универсальных учебных действий, навыков, интеллектуальных операций, лингвистических знаний | Познавательная потребность |
Развитие морального сознания, освоение социальных норм, формирование целостного мировоззрения, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | Потребность в самоактуализации |
Развитие эстетического сознания, воспитание чувства гармонии, порядка, прекрасного | Эстетические потребности |
Цели определяют выбор подходов к обучению: деятельностный; личностно-ориентированный и психодидактический, позволяющий рассматривать процесс изучения иностранного языка как способ овладения учащимися своими психологическими ресурсами.
Проблемный метод А.М.Матюшина, коммуникативный метод Е.И.Пассова, психодидактика М.А.Холодной, психология творческих способностей Д.Б.Богоявленской и труды В.Д.Шадрикова о ментальном развитии человека также являются ориентирами и теоретической базой в для формирования мотивации к обучению на уроках иностранного языка.
Ключевыми принципами при обучении иностранному языку являются принцип индивидуализации, сознательности, творческой и речемыслительной активности. Рассмотрим их более подробно.
Индивидуализация обучения является одним из ведущих принципов обучения иностранному языку. Следуя данному принципу необходимо учитывать характер, темперамент, потребности учащихся, их индивидуальный стиль познавательной деятельности, жизненный опыт и интересы учащихся. Принцип индивидуализации проявляется в следующих технологических аспектах:
проявление интереса к внутреннему миру учащегося;
подбор материала, актуального интересам и потребностям учащегося, его возрастным особенностям;
активизация имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений;
поддержание равноправных взаимоотношений, духа сотрудничества.
Каждый урок необходимо начинать с простых вопросов, о том, чем ребята занимались, как у них прошли выходные, что их беспокоит. Тексты, аудио и видео материалы, как правило, содержат в себе актуальную информацию, интересные для учащихся факты. При выполнении важно поощрять инициативу и желание поделиться собственным опытом, выразить свой взгляд на обсуждаемую проблему. Для повышения мотивации особое внимание стоит уделить равноправию отношений между учителем и учеником, не допускать авторитарного поведения со стороны учителя.
Принцип сознательности на уроках иностранного языка реализуется следующим образом:
овладение языком проходит через сравнение языковых систем родного и иностранного языка;
особое внимание уделяется тому, чтобы обеспечить понимание учащимися, какой языковой элемент они используют и для чего;
объяснение грамматики проводится как с помощью индуктивного, так и дедуктивного метода обучения;
для построения полной языковой картины изучается этимология слов.
В подростковом возрасте обнаруживается возрастающая потребность в саморегуляции; интерес к себе и своему мышлению, самопознание; развитие способности к теоретическому мышлению, мышлению в понятиях. На практике это проявляется в том, учащиеся хотят проникнуть в суть того, что им объясняют, для них тяжело просто «зазубрить» информацию без ее понимания. Сопоставление нескольких языковых систем также развивает мыслительные операции сравнения и обобщения. Интересны также задания на изучение происхождения слов, они позволяют ребятам почувствовать себя лингвистами-исследователями и прийти к выводу о том, что наши языки, а значит и нации, имеют много общего.
Следование принципу речемыслительной активности ориентирует учителя в первую очередь на формирование УУД; развитие интеллектуальных операций (сравнение, синтез, анализ, обобщение и др.); использование специальных заданий для развития мышления.
Задания по иностранному языку для развития интеллектуальных операций предполагали работу с натуральными объектами, построение схем и таблиц, работу с рисунками и текстами, составление предложений, создание творческих продуктов, выполнение письменных работ, устные высказывания и другие.
Интеллектуальные операции, будучи в составе метапредметных умений, являются инструментами освоения предметных знаний и способами получения предметного результата в ходе ученической деятельности.
Принцип творческой активности предполагает:
регулярное выполнение творческих заданий;
преобладание на уроках заданий открытого типа, то есть заданий, имеющих несколько вариантов решения;
нестандартную, необычную подачу материала;
создание дружеской комфортной атмосферы, в которой учащиеся не боятся делать ошибки.
Задача учителя – привести учащихся к пониманию творчества как способа самовыражения и получения настоящего удовольствия от создания чего-то нового и уникального. Все начинается с комфортной образовательной среды, в которой ученик ощущает «Я могу, меня поддержат». Затем первые пробы, с помощью учителя, в группах, в парах. И, наконец, самостоятельное творчество.
Определив теоретические и методические основы урока, приведем примеры конкретных заданий и упражнений, направленных на удовлетворение потребностей мотивационной сферы учащихся.
Потребность в самоактуализации:
Презентация на личностно-значимую тему: учащимся предлагается подготовить рассказ о любимом актёре/самом необходимом гаджете/будущей профессии и др. Учащимся предоставляется возможность выбора, возможность поделиться тем, что значимо для них, проявить фантазию и креативность.
Часы приоритетов: учащимся выдаётся распечатанный циферблат и сферы жизни, которым человек посвящает своё время (семья, хобби, спорт, работа и т.д.). Задача учащихся разбить часы на сектора, размер которых будет отражать значимость каждой сферы и рассказать о своих приоритетах классу. Задание запускают процесс рефлексии, даёт возможность учащимся проявить свою индивидуальность.
Интервью: учащимся необходимо взять интервью у человека, которым они восхищаются (член семьи, друг, учитель, тренер). При выполнении задания, учащиеся продумывают действительно важные вопросы собеседнику, извлекают для себя значимую информацию.
Эстетические потребности:
Описание картины: учащимся предлагается выбрать картину любимого художника, описать основные детали, атмосферу картины, рассказать, чем она примечательна. Происходит тренировка навыков устной речи, формирование художественного вкуса.
Схематизация прочитанного текста: после чтения текста, учащимся предлагается создать символическое изображение содержания, затем рисунок необходимо презентовать классу.
Познавательные потребности:
Этимологическое исследование: учащиеся выбирают слово и изучают историю его происхождения, сравнивают со словами в других языках. При выполнении задания формируются навыки анализа и сравнения, происходит первая проба научно-исследовательской деятельности.
Ребусы: учащимся предлагается разгадать ребус и составить по аналогии свой. Происходит развитие логического мышления, в игровом формате осваиваются приёмы создания головоломок, отрабатываются навыки правописания.
Это может быть...: на экран выводится изображение части предмета в увеличении, задача учащихся, предположить, какой предмет изображен, используя модальные глаголы may/can/could/must. Формируется догадка, логическое мышление, грамматические навыки.
Планирование урока иностранного языка с учётом потребностей учащихся в самоактуализации и познании, а также эстетических потребностей, подразумевает постановку определённых целей, выбор соответствующих подходов и принципов. Главными характеристиками мотивирующего урока являются: индивидуализация, творческая активность, сознательность деятельности и проблемное обучение. Упражнения и задания урока должны затрагивать личностно-значимые сферы жизни учащихся, давать свободу выбора способов решения, развивать не только предметные навыки и умения, но и личностные качества, универсальные учебные действия. В таком случае урок иностранного языка будет оказывать положительное влияние на формирование мотивационной сферы учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. — М.: Владос. 1997. 688 с.
Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222c.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 1999