Статья на тему "Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи в процессе создания мультипликационного фильма"

4
0
Материал опубликован 8 February в группе

Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи в процессе создания мультипликационного фильма



Бестужева Мария Сергеевна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование


Хабарова Людмила Павловна

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар


Аннотация: книга оказывает большое влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, она является средством развития и обогащения речи, фантазии, эмоционального мира ребенка. У детей с общим недоразвитием речи есть типичные проявления, которые указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирования интереса к чтению художественной литературы.

Ключевые слова: интерес к чтению, мультипликация, общее недоразвитие речи.

В процессе чтения художественной литературы у детей появляется интерес к книге, как источнику знаний, развивается кругозор, творческие способности, расширяется словарный запас, углубляются литературные интересы. Но самое главное – это формирование у ребенка потребности в книге, желание ее прочитать, а значит и желание учиться читать.

Привить ребёнку интерес, любовь к литературе далеко не просто, потому, что научить искусству чтения и понимания книги очень трудно. В дошкольных образовательных организациях воспитатели используют разные средства по приобщению детей к процессу чтения. Данными средствами могут являться использование книжек-игрушек, рассматривание иллюстраций, беседа с детьми и их родителями, инсценировка произведений художественной литературы. Но, наибольшей популярностью, в то же время трудностью, может выступить процесс создания с детьми мультфильма.

Мультипликация, названная С.М. Эйзенштейном школой метафорического мышления, особым образом способствует умственному развитию детей, овладению навыками художественно-публицистического выражения мысли [2].

Создание мультфильмов детьми с помощью родителей и педагогов помогает разнообразить формы образовательного процесса, повышают качество работы с детьми, а также дают возможность популяризировать деятельность детского сада среди родителей.

Приобщаясь к мультипликации, дети приобретают ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъемка и видеомонтаж). Работая вместе со взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения, делают нравственный выбор. Преимущество выбора мультфильма в том, что в процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности.

Всё чаще в детские сады приходят дети с различными речевыми нарушениями. К таким нарушениям относится общее недоразвитие речи – это сложное нарушение всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Использование в обучении детей с нарушением речи информационно-коммуникационных технологий позволяет развивать у них умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование мультимедиа в образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

С введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, появились требования к предметно-пространственной развивающей среде, а именно, использование информационно - компьютерных технологий. Это происходит, потому что современные дети проявляют большой интерес к новому. Компьютерные технологии, а именно мультимедийные пособия значительно расширяют образовательное пространство, раскрывают способности детей, активизируют умственную деятельность, повышают мотивацию [3].

Процесс создания мультфильма не простой, требует много времени и имеет свою структуру. Основной формой работы являются занятия. Занятия подразделяются на два вида: вводные и тематические. В рамках вводных занятий дети знакомятся с историей и процессом создания мультипликационного фильма, с разными его видами и особенностями, с профессиями тех людей, которые работают над созданием мультфильма, как и кто, озвучивает героев любимых мультфильмов. В рамках тематических занятий создаются мультфильмы. Для этого занятия делят на 4-8 занятий. Темы выбирают дети совместно с педагогом исходя из личных предпочтений, предстоящих праздников или опираясь на календарно-тематическое планирование, основанное на Федеральной Адаптированной Образовательной программе дошкольного образования.

Виды мультфильмов бывают по следующему способу создания:

пластилиновый;

рисованный;

комбинированный;

компьютерный;

кукольный;

песочный;

силуэтный.

Выбор способа создания мультфильма остается за педагогом по согласованию с детьми.

По данным отечественных (Д.В. Деревягина, А.А. Комарова, О.С. Куликова, С.В. Максимова, Е.А. Медведева, Р.В. Сажина, Р.А. Самофал, А.Ю. Шаханская и др.) и зарубежных (Drigas A. S., Kokkalia G. 2014; Kokkalia K., Drigas A. S., Economou A., 2016; Baglama B., Yucesoy Y., Yikmis A., 2018 и др.) исследований, «участие детей с ОВЗ в коллективной деятельности по созданию мультфильмов развивает когнитивные и творческие способности, мелкую моторику, речевые и коммуникативные навыки, снижает агрессию, способствует формированию эмоционального благополучия. В результате актуализируются психические резервные возможности организма, позволяющие на этой основе сформировать у ребенка адекватное поведение и социально-значимые качества личности» [1].

В процессе создания мультфильма дети плотно работают с книгой. Совместно с педагогом они читают произведение, анализируют его, разговаривают о каждом герое произведения, составляют мнемотаблицу по произведению, разучивают фрагменты из него, рисуют иллюстрации к произведению, играют в игры по его содержанию и многое другое. То есть, проводиться полная работа с выбранным произведением. Именно поэтому одним из мотивов для чтения книги служит создание мультфильма.

t1739048012aa.jpg t1739048012ab.jpg t1739048012ac.jpg








Фото 1. Подготовительная работа по созданию мультфильма по мотивам русской народной сказки "Гуси-Лебеди"

Чтобы выявить сформированность интереса детей к чтению художественной литературы, была проведена диагностика с детьми шести-семи лет с нарушением речи.

Диагностические задания по выявлению уровня сформированности интереса детей шести-семи лет к чтению художественной литературы

Название

Цель

Методы

Остановка 1 «Дворец сказок»

Изучение интереса к слушанию, рассказыванию и разыгрыванию сказок; знаний об особенностях сказочного жанра.

Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры «литературная страна».

Остановка 2 «Бульвар историй»

Выявление особенностей восприятия текста.

1. Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры «литературная страна».

2. Диагностическое задание на выявление особенностей восприятия текста.

Остановка 3 «Поэтическая роща»

Изучение поэтического развития детей.

Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры «литературная страна».

2. сочинение собственного стихотворения ребенком.

Остановка 4 «Литературная гостиная»

Определение источника литературного опыта детей.

Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры

«литературная страна». вопросы:

Остановка 5 «Театр»

Изучение интереса к театрализованным играм разных видов; исследовать умения театрализованной деятельности.

1. Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры

«литературная страна».

2. Обыгрывание театрального представления.

Остановка 6 «Дом художника»

Определение интереса к отражению литературного опыта в изобразительной деятельности детей.

Индивидуальная беседа с ребенком и диагностическое задание с использованием игры «литературная страна».

Остановка 7 «Площадь поэтов, писателей, сказочников»

Определение познавательного опыта ребёнка об авторах детских книг; способности к самостоятельной творческой речевой деятельности по литературным произведениям.

Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры

«литературная страна».




Данные диагностические задания направлены на выявления уровня сформированности детей в разных сферах деятельности в рамках приобщения к чтению художественной литературы. Выбор именно данной диагностики обоснован причиной выявления полных и актуальных сведений сформированности интереса детей к чтению художественной литературы. Результаты диагностических заданий помогают увидеть, по каким направлениям необходимо работать и какую коррекционную работу проводить. На их основе удобно составить планирование дальнейшей работы.

Список литературы:

Кривуля Н. Г. Специфика развития и формирование особенностей отечественной анимационной индустрии в контексте концепции детства. Ч.1 // Наука телевидения. — 2018. — № 14.2. — С. 107–135

Педагогический терминологический словарь / [Электронный ресурс] // GUFO.ME : [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms

ФГОС Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384 / [Электронный ресурс] // ФГОС : [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации