Мастер-класс «Формирование познавательного интереса на уроках химии»
ПЛАН
проведения мастер-класса
«Формирование познавательного интереса на уроках химии»
Цель мероприятия: показать и апробировать с учителями некоторые формы деятельности, позволяющие и помогающие учащимся развивать познавательную активность при изучении химии
Задачи мероприятия:
- совершенствовать качество преподавания химии путем обновления и модификации цели, содержания, организации, форм и методов обучения и воспитания;
- адаптировать учебный процесс к новым общественно-историческим условиям;
- развитивать личностно-профессиональную компетентность учителей химии;
- развивать познавательные интересы, творческие и интеллектуальные способности, практические навыки учителей.
- способствовать обмену опытом.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, плакаты, раздаточный материал, маркеры, чистые листы бумаги
Перед учителем стоит задача научить учащегося ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Сегодняшние уроки химии из-за недостатков химических реактивов все больше и больше скатываются в сторону «бумажной» химии. Многочисленые видеоматериалы помогают в некотором роде решить проблему химического эксперимента. Но, по своему опыту, могу сказать, что особого интереса учащиеся к видеоопытам не проявляют. Уроки становятся серыми, лишенными эффектной эмоциональной поддержки, которую обеспечивает химический эксперимент. Исправить ситуацию по оснащению школ реактивами не в нашей компетенции, а вот разннобразить уроки – в наших силах.
Конечно, химия сложна – формулы, законы, реакции, превращения, задачи…Выучить химию без труда, терпения, усидчивости невозможно. Но использование методов обучения, которые стимулируют мыслительную деятельность, развивают познавательную активность поможет вовлечь ребят в активную деятельность.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся благодаря АМО, вовлекаются в насыщенной образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причём их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятёрку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.
Именно поэтому я приглашаю Вас на мастер-класс по теме «Формирование познавательного интереса на уроках химии».
Давайте проведем небольшой эксперимент: перед Вами чистый лист бумаги. Сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол (еще раз, еще раз). Покажите, что у Вас получилось? (Показывают свои листочки)
Это элементарный пример того, что выполняя одни и теже действия, мы можем получить разный результат. И это не потому, что Вы ошиблись, а потому, что все мы – разные!
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся проблемные лекции, обучающие алгоритмы, викторины, турниры и т.д. И использовать их можно на любых этапах урока. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Например, игру «Руки вверх» можно применять для закрепления различных понятий: «вещество» и «физическое тело», «простое вещество» и «сложное вещество» (7 класс), «электролит» и «неэлектролит» (9 класс) и т.д.
Цель игры: Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия
Задание: Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2–3 соответствующих примера.
Давайте попробуем вместе поиграть. Пример: стакан, гвоздь, железо, вода, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота.
Следующий интересный метод, который можно использовать как для изучения нового материала, так и для закрепления ранее выученного – это создание интеллект-карт (карты знаний, схемы мышления и т.д.). Впервые термин «интеллект-карты» был предложен Энтони Бьюзеном. В основе метода лежит известный всем принцип функционирования левого и правого полушарий головного мозга. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв.
Есть определенные правила, которые я рекомендую придерживаться при составлении карты:
1. Бумагу лучше брать белую, формат на ваше усмотрение, лист расположить горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.
2. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения),символизирующий основную идею.
3. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
4. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
Преимущества использования ИК:
строится чѐткая система связей и ассоциаций;
помимо абстрактно-логического мышления, работает пространственное и образное мышление;
дети работают с учебником, что очень важно в условиях «тотальной» компьютеризации;
использование интеллект-карт возможно для всех групп учащихся, так называемых «продвинутых», «середняков» и детей с проблемами здоровья и усвоения материала.
Сейчас мы попробуем применить этод метод на теме «Смеси».
Метод интеллект-карт уместно применять с интерактивным методом «Синтез мыслей». После составления карты, учащиеся обмениваются своими схемами и проверяют карту другой группы. Дополняют своими ответами, подчеркивают то, с чем не согласны, делают свой вывод и представляют на обсуждение всему классу.
Этот метод развивает внимание, умение работать с источником инфрмации и анализировать.
С целью развития познавательного интереса к предмету, информационно-коммуникативных компетенций учащихся, умения работать в группе, провожу квесты. В игре этого жанра предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игроков заключается в том,что нужно уметь применять логику, смекалку и знания, а так же работать в команде
Ход игры
Класс делится на команды по 4-5 человек. Всем раздаются папки с заданиями. Ребята знакомятся с правилами игры. Учитель зачитывает ключевое задание: Перед вами документ датированный 1720 годом, на котором Петр I сделал записи химических веществ. Вам предстоит разгадать, что означают эти записи? Ответ хранится в шкатулке с кодовым замком. Узнать код вы сможете только решив ряд заданий.
Учащиеся выполняют поэтапно задания решив их правильно получают по цифре от кодового замка.
В бумагах Петра I , датированных 1720 г, были обнаружены записи химических реакций и символов
ВАМ ПРЕДСТОИТ РАЗГАДАТЬ, ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЗАПИСИ? ОТВЕТ ХРАНИТСЯ в ШКАТУЛКЕ С кодовым замком. Узнать код вы сможете только решив ряд заданий.
ЗАДАНИЕ I «ЛАБИРИНТ»
Вам необходимо найти выход из лабиринта. Следуя по правильному пути нужно собрать формулы химических веществ с ковалентной неполярной связью и указать их количество.
Ответ: 3
ЗАДАНИЕ II «КРОССВОРД» ( ЗАПИШИТЕ ключевое слово)
| 1 о | к | с | и | д | ||||||||||||||||
ч | е | р | н | ы | й | ||||||||||||||||
3в | о | р | о | н | к | а | |||||||||||||||
4 а | т | о | м | н | а | я | |||||||||||||||
5 ф | е | н | о | л | ф | т | а | л | е | и | н | ||||||||||
6 н | о | л | ь |
Бинарное соединение химического элемента с кислородом в степени окисления −2?
Цвет оксида меди ( II )?
Используется для переливания жидкостей и для фильтрования?
Тип кристаллической решетки алмаза?
Индикатор, который изменяет свой цвет в щелочной среде на малиновый?
Степень окисления у простых веществ?
Ответ: 9
ЗАДАНИЕ III «ОПЫТ АЛХИМИКА»
Заполните таблицу:
1 задание:
Б) Три электронных слоя и два электрона на внешнем электронном уровне соответствуют элементу:
1) кремнию; 2) магнию; 3) сере; 4) кислороду
2 задание:
Г) Номер группы химического элемента в периодической системе
Д.И. Менделеева соответствует:
1) числу электронов в атоме;
2) относительной атомной массе;
3) числу недостающих электронов до завершения электронного уровня;
4) числу электронных уровней в атоме;
5) числу электронов на последнем уровне.
3 задание:
Г) Веществом с ковалентной полярной связью является:
1) Cl2 2) NaBr 3)O2 4) CaCl2 5)NaCl 6)S 7)Fe 8) H2S
4 задание:
Д) Какое вещество образовано ковалентной неполярной связью
1) КCl 2) NaBr 3)ВаО 4) CaCl2 5)NaCl 6) SO2 7)Fe 8) H2S 9) Cl2
5 задание:
Д) Какому химическому элементу соответствует электронная формула
1s22s22p63s23p4:
1) берилий 2) углерод 3)фосфор 4) азот 5)кислород 6) сера
6 задание:
З) Что является продуктом реакции Fe+Cl2=
1) FeCl2 2) FeCl3 3) FeCl2+Cl2 4) FeCl3+Cl2
7 задание:
Б) Что является продуктом реакции Na+O2=
1) NaO2 2) Na2O2 3) NaO 4) Na2O
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Б | Г | Г | Д | Д | З | Б |
2 | 5 | 8 | 9 | 6 | 2 | 2 |
С помощью полученных выделенных цифр и букв ориентируясь по координатам, по очереди соедини точки
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И ЧТО это? запиши название, посчитай буквы в данном слове и запиши цифру |
1 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
2 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
3 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
4 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
5 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
6 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
7 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
8 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
9 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
10 | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Ответ:7
ЗАДАНИЕ IV «Неожиданный взрыв»
Студенту было дано задание изучить реакцию взаимодействия солей хлорной кислоты с серой. Он взял банку с надписью «хлорат калия», смешал кристаллы этой соли с серой и стал нагревать смесь в фарфоровом тигле. Раздался взрыв, фарфоровый тигель разорвало на мелкие кусочки. Студента спасло лишь то, что в момент взрыва он отошел от своего места за щипцами.
Студент допустил грубейшую ошибку, не зная номенклатуры неорганических веществ. Соли хлорной кислоты носят название «перхлоратов», а не «хлоратов».
Хлорат (точнее триоксохлорат калия) КClO3 - сильный окислитель и в присутствии горючих веществ очень опасен в обращении. При растирании его с серой (а тем более при нагреве) может произойти взрыв:
КClO3 + S = SO2 + KCl
Используя метод электронного баланса, определите окислитель и восстановитель. Найдите коэффициент перед восстановителем.
Ответ: 3
Код – это полученная последовательность 4 цифр полученных при решении заданий 3973
Получив код ребята открывают замок на шкатулке и получают ответ на ключевое задание (бумага в шкатулке с ответами тоже сделана под старину)
Уважаемые коллеги!
Запомните активные методы обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших учеников-ваш успех.
Определите со своими учениками понятие успеха.
Помогите ученикам овладеть качествами успешного человека.
Научите их планированию, самоанализу.
Проводите уроки с использованием активных методов обучения.
И, самое главное, никогда не сравнивайте успех ребёнка с чужим успехом. Каждый человек – уникален, поэтому успех каждого тоже уникален.
В одной известной притче говорится: Учитель -ты будешь бессмертен, потому что продолжишь свою жизнь в своих учениках.
Я желаю вам, чтобы использование активного метода обучения на ваших уроках всегда проходило на «УРА!»
Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Уважаемые коллеги! Задумайте любой химический элемент ПСХЭ, найдите его порядковый номер.
После этого необходимо провести следующие вычисления:
1) номер элемента умножить на 2;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщите.
Объяснение игры: пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:
25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.