12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила22
2

Мастер-класс с элементами тренинга по теме: «Как справиться с беспокойством и тревогой в повседневной педагогической деятельности»

Мастер-класс с элементами тренинга по теме: «Как справиться с беспокойством и тревогой в повседневной педагогической деятельности»



Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

 Задачи:

Самодиагностика эмоционального состояния

Снижение эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции.

Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Участники: педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, работающие в системе СПО

Время проведения: 15 минут

Вступление.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Знакомство:  Выразите с помощью жеста, движения свое эмоциональное состояние на сегодня. Анализ результатов.

Экспресс-оценка «выгорания»

Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл. Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия студенты.

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Коллегам (ученикам, родителям и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:

0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 б. – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.

10 б. – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Экспресс- самодиагностика

 Тест «Скрытый стресс»

Наверное, каждый из вас попадал когда-либо в стрессовые ситуации.

Вам предлагается 8 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют (можно загибать пальцы на руках) 
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами. 
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят. 
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы. 
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор. 
5. Если кто-то без причин повышает голос. 
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей. 
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас. 


Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание. 



По данным НИИ медицины труда к неврозам и постоянным стрессам склонны 60% педагогов. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе психолога колледжа.

Сегодня много говорили о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

- В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок.

- В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, недостаточной оценки окружающими собственных трудовых усилий.

- В области Действия: стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.


Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.

К эффектам саморегуляции относятся:

эффект успокоения (устранения эмоциональной напряжённости),

эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),

эффект активизации (повышение психофизиологической активности).


Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием

Упражнение «Ведро мусора» (10-15 мин)
Задача: освобождение от негативных чувств и эмоций
Материалы: бланки упражнения, ручки, коробка для «мусора».
Я предлагаю всем выбросить в мусорную коробку старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства. После этого педагоги рвут свои бумажки на кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и выбрасываются.

Упражнение «Корзина Советов». Как преодолеть стресс?

Каждый по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Вывод: Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.



УПРАЖНЕНИЕ «Скорая помощь для восстановления сил» Предлагаю вам написать 5 видов повседневной деятельности, приносящих вам удовольствие. Затем расположите их по степени значимости. Это и есть ваш ресурс, который можно использовать в качестве «скорой помощи» для восстановления сил. Чтобы сделать свои будни ярче, предлагаю вам  создать собственный БЛОКНОТ УДОВОЛЬСТВИЙ, в который вы будете записывать все, что доставляет вам удовольствие. Так каждодневную рутину мы превратим в собственный творческий проект, который утешит и вдохновит.

Составьте свой блокнот УДОВОЛЬСТВИЙ или РАДОСТЕЙ!



Следующая техника "Ластик"

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Упражнение на дыхание «Воробушки»

Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию. Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики». Упражнение делаем стоя под музыку. Слушаем. (Включить запись)

Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики! Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.


Заключительная часть


Заключительный шеринг (15-20 минут). Предоставляется слово каждому участнику (примерно по 2-3 минуты). Предлагается 3 вопроса:
1. Что я сейчас чувствую?
2. Чему я сегодня научился?
3. Каким я хочу быть завтра?

Наше занятие подходит к концу. Коллеги, я желаю вам заботиться о своём психическом здоровье. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относитесь к конфликтам на работе.


Благодарю всех за работу!

Пожелание: В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.




ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.

НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.

НЕ позволяйте чувствам стеснения. Неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.

НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.



Список используемой литературы:
1. Авидон И. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг [Текст] /.И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.
2. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.
3. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя [Текст]: советы психолога / Н.В. Самоукина. – 2-е изд., испр. - М.: Психотерапия, 2006.- 187 с.
4. Хухлаева О. Давайте учиться «не гореть» [Текст] / Ольга Хухлаева. д-р пед. наук // Школьный психолог. - 2006. - № 4. – С. 20-29.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.