Статья «Метод проектов как личностно ориентированная технология обучения школьников»
ТЕМА: «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ЛИЧНОСТНО ОРЕЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ВЕДЕНИЕ
Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение обучающихся в активную познавательную и творческую деятельность. Очевидно, что для этого нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является технология проектной деятельности.
Актуальность работы
Современный социальный заказ системе образования направлен на саморазвитие личности ребенка. Школа должна подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и, в силу этого, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Учителю необходимы новые методы и формы обучения, позволяющие максимально решить эти проблемы. Как способ решения проблем может быть использован метод проектов.
Метод проектов способствует:
формированию и развитию внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
повышению мыслительной активности обучающихся и приобретению навыков логического мышления, связанных с реальной жизнью;
развитию индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании.
Цель работы:
Рассмотреть теоретические основы метода проектов и его практическое применение для старшего школьного возраста, которые помогут подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Показать использование технологии проектной деятельности для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Предполагаемый результат:
повышение уровня качества знаний по математике, развитие и укрепление интереса к предметам;
формирование способностей учеников к аналитическому и творческому самовыражению личности;
развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества.
Объект исследования:
Методика проектной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
Теоретический анализ, наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности, вторичные методы.
1. Особенности метода проектов в учебно-познавательной деятельности
Постоянно изменяющийся ритм современной жизни требует развития новых идей образования, активных педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, ее творческой активности, навыков самостоятельного движения в информационном поле, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Следовательно, приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Обучающиеся сегодня другие и, соответственно, роль учителя должна быть другой. Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивируя интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Именно этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Метод проектов рассматривается сегодня как педагогическая технология, цель которой - ориентирование обучающегося на актуализацию имеющихся знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность в социокультурной среде.
История возникновения метода проектов относится ко второй половине XIX века. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Его основоположниками считаются Джон Дьюи, Уильям Херд Килпатрик, Эсме Коллингс [1]. Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность, строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».
В настоящее время метод проектов нашел широкое распространение в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах. Этот метод приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Доктор педагогических наук, профессор Евгения Семёновна Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании как определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов [5].
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении и ориентирован на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этого метода обучающиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Основным вектором метода проектов является идея о том, что учебно-познавательная деятельность ребёнка должна подкрепляться результатом, который получается при решении некоторой учебной проблемы. Результатом такой деятельности является создание как внешнего продукта (презентации, текстового файла с докладом, графиками) так и осмысление, осознание ценности своей деятельности.
При формулировке проблемы важно учитывать, что она может носить теоретический или прикладной характер. В рамках предложенной тематики проектная команда конкретизирует проблему, на решение которой будет направлен проект [8]
Итак, перейдем к конкретике.
Проектный метод – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта [4].
Проектный метод разнообразен как по видам, так и по целям.
Педагогическая цель любого проекта – формирование различных компетенций [2]. Внешне компетенции проявляются в форме умений. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. К ним относятся:
исследовательские (генерировать идеи; находить способы действия; умение находить несколько вариантов решения проблемы; выбирать рациональное решение);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск и анализ нужной информации, выявлять её ценность);
социального воздействия (сотрудничать в процессе проектной деятельности);
коммуникативные (умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс);
презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
оценочные (оценивать ход и результат своей или чужой деятельности);
рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему научился?», «Чему мне необходимо научиться?», а так же адекватно выбирать свою роль в коллективном деле) [3].
Кроме формирования различных компетенций обучающихся, проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд образовательных задач:
создание активной образовательной среды на уроке;
активное вовлечение обучающихся в учебную деятельность;
развитие самостоятельного мышления обучающихся;
формирование навыков работы с информацией;
формирование умений выделять проблему, определять свою позицию, подбирать пути и способы решения проблемы;
формирование умения аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию;
развитие коммуникативных навыков.
Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования принята определенная типология проектов, классифицируемых по доминирующей деятельности обучающихся:
практико-ориентированный (результат деятельности - документ по истории, биологии, проект закона, словарь школьной лексики, проект школьного зимнего сада и т. д.);
исследовательский (в данных проектах должны быть продуманы структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза);
информационный (проект представляет собой сбор информации, статью, реферат, репортаж, доклад);
творческий (проект может быть представлен в виде сценария праздника, спектакля, стенгазеты, плана сочинения);
ролевой (проект организуется посредством ролевой игры) [6].
Роль учителя, при работе обучающегося над проектом, можно охарактеризовать следующими словами — не вести за собой, а быть рядом, то есть корректировать, координировать работу над проектом, провоцировать желание на самостоятельную деятельность. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности.
Определим основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Что бы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся, учителю необходимо проводить подготовительную работу. Проекты обучающиеся создают на уровне своих индивидуальных возможностей. Это надо обязательно учитывать.
Рассмотрим общие этапы работы над проектом [7], которые представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Общие этапы работы над проектом
№ п/п | Этапы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
1 | Подготовительный | Выделение проблемы и формулирование предполагаемой темы проекта. Выдвижение гипотез и путей решения проблемы. Определение цели и задач проекта. | Предлагает проблему в скрытом виде. Консультирует, помогает выделить проблему проекта. |
2 | Планирование | Выработка плана действий | Консультирует по мере необходимости. |
3 | Подбор материала | Анализ личного опыта. Поиск необходимой информации, анализ литературы по данной проблеме. | Консультирует, помогает в анализе и поиске источников информации. |
4 | Определение методов исследования | Определение вида и формы исследования: анкетирование, социологический опрос, наблюдение, интервью и т.д. | Консультирует по мере необходимости. |
5 | Работа над проектом | Выполнение исследования, решение промежуточных задач. Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования. Промежуточное обсуждение полученных результатов. | Консультирует по мере необходимости. |
6 | Оформление результатов исследования | Оформление результатов исследования. Сделать выводы. | Консультирует по мере необходимости. |
7 | Подготовка к защите проекта | Оформление визитной карточки проекта, подготовка публичной защиты, разработка электронной презентации. | Контролирует деятельность. |
8 | Защита проекта | Защита проекта (выступление с докладом). Ответы на вопросы слушателей. | Участвует в коллективном анализе результатов работы над проектом. Обобщает результаты и подводит итоги работы. |
При подведении итогов проектной деятельности обучающегося, самой значимой оценкой является общественное признание его состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Основным результатом проектной деятельности обучающихся является отчет, обычно сопровождаемый презентация проекта. Фактически презентация включает доклад о проекте и его визуальное сопровождение. Основная задача презентации состоит в том, чтобы кратко и емко представить основное содержание и результаты проектной деятельности. В презентации проекта обязательно должны быть отражены следующие вопросы:
- проблема, на решение которой направлен проект, и ее значимость;
- структура и логика проекта;
- методы и инструменты, использованные для проведения проектного исследования;
- результаты проектной деятельности [8].
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Необходимо предусмотреть материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационные (каталоги, библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, возможность выхода в Интернет).
Информационной средой для разработки проектов может выступать:
Текстовый редактор (Microsoft Office Word или другой редактор);
Электронные таблицы (Microsoft Office Excel или аналог);
Графические редакторы (Paint, Gimp и др);
Публикации (Microsoft Office Publisher);
Базы данных (Microsoft Office Access);
Презентации (Microsoft Office PowerPoint, Prezi);
Среды программирования (Pascal, C#, Delphi, Visual C и др.);
Блоги, Web – сайты;
Облачные сервисы Интернет [6].
К началу работы над проектом обучающиеся должны владеть навыками работ в программных средах, при помощи которых он создается.
В старших классах для обучающихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов:
большинство обучающихся уже имеют хорошие навыки работы на персональном компьютере;
изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
обучающиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности (им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность)
2. Проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе.
Элементы проектной деятельности можно включать и в обычный урок. Такая форма работы открывает возможности для возникновения групповой познавательной деятельности.
На уроках метод проектов можно использовать на различных его этапах: для работы в группах, индивидуальной работы, фронтальной работы. Метод проектов будет эффективен при выполнении домашнего задания, содержащего творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, составление тематических заданий, составление вопросов для тестовых заданий. Для определения качества усвоения материала тоже можно применять метод проектов: зачетные работы, защита проектов.
Вот пример краткого описания построения урока с применением проектного метода: сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание, затем обучающиеся переходят к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений обучающихся по базовому курсу предмета; после этого обучающимся предлагается выполнить проекты, направленные на применение полученных знаний и, желательно, имеющих практическое значение.
Таким образом, проект позволяет решать проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для обучающегося. Проектная деятельность помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов, дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.
Следовательно, материал к уроку надо подбирать таким образом, чтобы создать ситуацию успеха на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, раскрывать потенциал каждого ребенка в том или ином виде деятельности.
Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Метод проектов способен сформировать у обучающегося опыт творческой деятельности. В процессе подготовки проекта, школьники пополняют недостаток знаний из разных источников, учатся применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
Организация проектной деятельности во внеурочное время в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теории, так и практическое их применение, а так же навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от обучающегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
Работая над проектом, обучающиеся приобретают и развивают следующие коммуникативные умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д. Ребята видят, что результаты их труда могут быть использованы и одноклассниками, и учителями. Это стимулирует их на создание новых интересных работ, на реализацию масштабных проектов.
Так как защита проектов проводится в форме презентаций, лекций или конференций, то такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, в ходе выполнения подобных учебных проектов обучающиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.
ВЫВОДЫ
В процессе работы выполнен обзор литературы по теме исследования, рассмотрены теоретические основы метода проектов и его место в учебном процессе.
По результатам реализации проектного метода обучения можно сделать следующие выводы:
необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлена очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности обучающегося, его подготовки к реальной деятельности;
проектная методика находит все более широкое применение при обучении, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше;
применение проектной методики даёт результаты на всех уровнях образования, так как сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития;
проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающегося.
Исходя из опыта работы можно отметить, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию обучающихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя – Журнал "Высшее образование сегодня", 2003 , № 5, с. 34-42.
2. Подласый, И. П. Педагогика: Учебник / И. П. Подласый – М.: Высшее образование, 2006. - 540с.
3. Шишов, С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов – Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4. - с. 8-12.
4. Полат, Е. С. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 стр
5. История возникновения метода проектов, классификация по Е.С.Полат //. – Образовательная социальная сеть. – URL: https://nspotal.ru/shkola/raznoe/library/
2020/09/23/istoria-vozniknovenia-metoda-proektov-klassifikatsiya-po-e-s. – Дата публикации: 23 сентября 2020г.
6. Проектная технология на уроках информатики //. Ведущий образовательный портал России. – URL: https://infourok.ru/proektnaya-tehnologiya-na-urokah-informatiki-1758713.html. – Дата публикации: 7 апреля 2017г.
7. Сборник «Проектная деятельность на уроках математики» //. Ведущий образовательный портал России. – URL: https://nsportal.ru/shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/12/22/sbornik-proektnaya-deyatelnost-na. – Дата публикации: 22 декабря 2013г.
8. Дудина, И. М. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Дудина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2019. — 28 с.