Методическая разработка «Использование дидактического пособия «Домики и кубики» для развития фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте»

3
0
Материал опубликован 1 November 2021

Методическая разработка

«Использование дидактического пособия «Домики и кубики» для развития фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте»


Пояснительная записка.

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж, знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи — чтения и письма. Необходимо добиться того, чтобы процесс овладения навыками чтения и письма стал доступным и интересным для малыша. Необходимо учитывать, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра.

Дидактический материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода и рассчитан на возможности шестилетнего ребенка. Занимаясь с ребенком, постепенно переходя от простого к сложному, можно достичь следующих результатов:

развить зрительное и слуховое восприятие ребенка,

развить речевой слух, возможности речевого анализа и синтеза,

обогатить и активизировать словарь,

подготовить руку к письму,

научить малыша читать и «печатать», предотвратить серьезные нарушения чтения и письма дислексию и дисграфию.

Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (нача­ло, середина или конец слова), с помощью звукового ана­лиза определять характеристику звука (гласный или со­гласный; если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубокий анализ характерис­тики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.

Оборудование: 1.Два домика для гласных и согласных звуков и букв (объемные, вешаются на стену).

2. Кубики, размером 10/10 см., с предметными картинками на заданный звук в разной позиции и образцами письменных и печатных букв на разных сторонах кубика.

3.Прописи, с изображением домика, образца написания буквы, предметными картинками для звукового анализа.


Использование пособия «Домики и кубики» на занятиях по обучению грамоте.

Примерная схема занятия.


Организационный момент.

Внимание ребенка акцентируется на звуке, который будет изучаться. Звук выделяется из текста или слов.

Произнесение звука.

Уточнение правильной артикуляции и характеристика звука.

Определяем в каком домике будет жить звук.

Сюрпризный момент.

Сказочный персонаж вносит новый кубик.

Работа с кубиком.

1)Определение наличия и места звука в словах-картинках.


Важно ! Место звука в слове соответствует этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза, т.е. например, при изучении гласных А, звук находится в начале слова в ударной позиции; У-звук находится в начале слова , О- в конце, в начале. При изучении согласного М- звук находится сперва, в конце, а затем и вначале слова. При изучении согласных П,Т – в середине. Когда сформированы навыки определения места звуков во всех позициях (примерно 2 неделя октября), это условие уже не соблюдается.


2)Образец написания буквы. Печатная и письменная. (На кубике)

Кубик помещается на свое место в домике.

3)Развитие творческого мышления детей.

«На что похожа буква?»

4)Образец письма буквы.

5. Динамическая пауза.

6. Работа в прописи.

1) «Посели букву в домик»

Дети вписывают букву в изображение домика.

2) Определение места звука и показ его на схеме.

Детям предлагаются следующие за­дания:

Назови предмет, изображенный на картинке;

Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

Закрась соответствующую клетку в схеме под кар­тинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук.

Объясни, почему ты закрасил клетку именно этим цветом;

Сам нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа);

Покажи на схеме под каждой картинкой место звука в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова; звук гласный , согласный).

Важно! На начальном этапе, до изучения темы «Глухой звук» ( 2 неделя октября) гласные обозначаем красным, а все согласные черным. Затем вводим синий и зеленый цвета(глухие и звонкие согласные)В результате, у детей формируется четкое представление о разделении всех звуков на гласные и согласные звуки, а согласных на звонкие и глухие. Это представление подкрепляется каждодневным наглядным примером.В некоторых случаях эта схема используется с написани­ем в ней (с помощью логопеда) букв, например:— при изучении гласных второго ряда Е, Ё, Ю, Я, когда они обозначают два звука,— в случае безударных гласных ;— при оглушении парных согласных в корне (кружка 1 ж 1) и на конце слова.


3) «Печатание» буквы.

Показ печатания буквы логопедом.

Индивидуальный показ.

Обводка имеющегося образца.

Самостоятельное письмо.

Важно! Обучение письму по прописям — задача школьного периода, но примерно во втором периоде обучения некоторые дети легко и намного быстрее своих товарищей справляются с написанием буквы, поэтому считаю возможным поупражнять детей в обводке по контуру письменных букв. Остальные дети имеют такую возможность при выполнении вечернего индивидуального или домашнего задания.

На этом заканчивается работа с пособием «Домики» и напрямую связанным с ним пособием «Пропись». На первых неделях обучения описанная работа занимает все время занятия, но уже к концу 3-4 недели появляется много времени для упражнений в чтении, словообразовании и других видов работ.

Такая систематическая наглядная и практическая деятельность позволяет очень быстро сформировать у детей навык письма и звукового анализа. Дети легко определяют место звука и показывают его на схеме через 3-4 недели. Дают характеристику звука и самостоятельно выбирают нужный цвет; хорошо ориентируются при написании букв, соблюдают высоту буквы , пропускают клетку между буквами.

Далее, в зависимости от степени подготовки детей использую различные игры и упражнения. Игры придуманы специально для пособия «Домики и кубики»


Дидактические игры к пособию

«Домики и кубики».

«Найди домик»

1 вариант.

Цель: дифференциация гласный-согласный звук; дифференциация

йотированный- простой гласный звук.

Оборудование: домик для гласных звуков, кубики гласных и согласных

звуков.

1 Задание : выбрать из кубиков и поселить в домик, только кубики с
гласными,

2 задание: разделить гласные на простые и волшебные.
2 вариант.

Цель: дифференциация гласный-согласный звук, дифференциация звонкий

-глухой, закрепление понятия парные звонкие и глухие согласные.

Оборудование: домик для согласных звуков, кубики гласных и согласных

звуков.

Падание: выбрать из всех кубиков только кубики с согласными.

задание : разделить на звонкие и глухие.

задание :подобрать каждому кубику свою пару.( по звонкости -глухости).
3 вариант.

Цель : дифференциация гласный-согласный звук, дифференциация звонкий

-глухой, закрепление понятия парные звонкие и глухие

согласные,дифференциация йотированный- простой гласный звук.

Оборудование: домик для согласных звуков, домик для гласных звуков

кубики гласных и согласных звуков.

1.Задание: расселить все кубики по своим домикам.

2 задание: разделить согласные на звонкие и глухие,

подобрать каждому кубику свою пару.( по звонкости -глухости), разделить

гласные на простые и волшебные.

«Кубики и обручи»

Цели: дифференциация гласный-согласный звук, дифференциация звонкий

-глухой, дифференциация йотированный- простой гласный звук.Развитие

логического мышления детей.

Оборудование: гимнастические обручи, кубики.

Задание: разложить кубики по обручам по образцу.

Обручи могут лежать рядом, образуя две группы для классификации; могут

перекрещиваться друг с другом, образуя три группы для классификации. В

этом случае, средняя часть принадлежит ,по определенным признакам, двум соседним группам.

«Кубики и разведчики»

Цели: тренировать в узнавании звука и буквы по его описанию.

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, кубики.

Задание : определить звук и кубик с буквой по его описанию.

Например: загадан звук Ё.

1.Этот звук можно петь, воздушная струя идет свободно, губы, зубы и язык

нам не мешают произносить этот звук.( дети делают вывод: звук гласный)

2.Этот звук волшебный.(это звук второго ряда)

3.Посмотрите на артикуляцию звука.(логопед беззвучно артикулирует)

Если дети затрудняются , то дается последняя прямая подсказка:

4. Этот звук первым стоит в слове Ёжик.

«Кубики и волшебные цепочки»

Цель: Развитие логического мышления детей, закрепление имеющихся

знаний о звуках и буквах.

Оборудование : кубики.

Кубики выкладываются в цепочки в определенном порядке.

1.Задание: установить закономерность и продолжить ряд.

2.3адание : установить закономерность и дополнить недостающие кубики.

«Кубики и слова»

Цель: составление слов различной сложности .

Оборудование : кубики.

Задание: составить слова из заданных букв.

«Кубики и ящики»

Цель: закрепление имеющихся знаний о звуках и буквах. Развитие

логического мышления.

Оборудование: ящики, кубики, символы звуков.

1 Задание: Найти кубики по описанию в нужном ящике.

2.задание: положить кубик в нужный ящик , по образцу. Объяснить выбор.

3 задание: Положить кубик в нужный ящик в соответствии с символами

лежащими в ящике.



Литература

Е.О.Астафьева. Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.