12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Самофал Светлана Дмитртевна33

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования муниципального образования город Краснодар

«Детский морской центр имени адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова»














Методическая разработка на тему «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»

Номинация: «Использование современных образовательных технологий в дополнительном образовании»






ПОДГОТОВИЛА

Самофал Светлана Дмитриевна,

педагог дополнительного образования










Краснодар, 2023

АННОТАЦИЯ


Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей родине. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Эта методическая разработка является примером, как можно развивать творческие способности и личностные качества у старших дошкольников при изучении народных промыслов России.

СОДЕРЖАНИЕ:


Пояснительная записка……………………………………………..

4

Занятие № 1 по изучению хохломы ………………………………

10

Занятие № 2 по изучению дымковской игрушки, росписи………

12

Занятие № 3 по изучению Жостовской росписи………………….

21

Занятие № 4 по изучению Гжели…………………………………..

33

Список литературы и интернет – источников ……………………

39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – это человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера.

Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение. Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Старший дошкольный возраст – возраст активного рисования, лепки. Рисунки, поделки могут быть самыми разными по содержанию, они приобретают сюжетный характер. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по свету и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

В этот период продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Высокая продуктивность в развитии творческой деятельности. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки, поделки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

Основные достижения старшего дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Устойчивое сохранение у детей интереса к творческой деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора. Одним из привлечений к творческой деятельности – это знакомство с декоративно-прикладным искусством, в частности, народными художественными промыслами России. Они - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с пластилином, глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Данная методическая разработка представляет собой комплекс занятий для дошкольников старшего возраста по знакомству с некоторыми видами народных художественных промыслов России. В это состоит её новизна.

Цель методической разработки – это поделиться с педагогами опытом, разработками занятий по развитию у детей интереса к искусству через изучение народных промыслов России и творческие способности в процессе продуктивной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников через декоративно-прикладное творчество;

- изучить и теоретически обосновать эффективность изучения народной декоративной росписи для развития творческих и изобразительных способностей детей дошкольного возраста;

- разработать комплекс занятий для детей 5-6 лет по знакомству с народными промыслами и развитию творческих способностей.

В разработке представлен комплекс занятий, который проводится в рамках реализации одного из модулей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга» (для детей 5-7 лет) в Детском морском центре, посвященного знакомству с такими народными промыслами, как дымковская игрушка, хохломская и жостовская росписи и гжель.

Основной целью моей работы с детьми 5-6 лет на занятиях является развитие творческих способностей посредством знакомства с разными видами художественной росписи народных промыслов.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи на занятиях:

Образовательные: познакомить детей с народными художественными промыслами, как разными видами росписи народных промыслов; научить различать особенности разных видов росписи; совершенствовать технические навыки при работе с бумагой, красками, пластическими материалами и соответствующими инструментами.

Развивающие: развивать творческие способности у детей (воображения, творческого мышления, фантазии), продолжить развитие мелкой моторики, развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, воспитывать любовь к истории и традициям России.

Планируемые результаты: развитие творческих способностей у дошкольников через деятельность, связанную с разными видами росписи народных промыслов; отработка навыков работы с красками, бумагой, пластическими материалами, стекой; развитие мелкой моторики; развитие чувства прекрасного; воспитание уважения к истории, традициям России через знакомства с народными художественными промыслами.

Занятия проходятся с элементами игры, инсценировок, просмотром видеофильмов, чтения стихов, рассказов, сказок, по тематике подбираются задания для физминутки, так для детей дошкольного возраста важна смена вида деятельности во избежания утомляемости.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

в предварительном создании эскизов на бумаге;

в продумывании элементов узора;

в расположении их на объемах;

в создании предметов декоративного характера;

в умении найти способ изображения и оформления предмета;

в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Методы: 1. Наглядный (показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом).

2. Словесный (беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей. Рассказ – монологическая форма).

3. Практический (игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, творческие задания, инсценировки, инсценировок, просмотр видеофильмов, чтения стихов, рассказов, сказок, по тематике подбираются задания для физминутки, так для детей дошкольного возраста важна смена вида деятельности во избежания утомляемости).

Отбирая мотивы народных росписей и орнаментов для воспроизведения их в детских работах, учитывается доступность техники изображения и степень выразительности образов в узорах.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Знакомя детей с народным промыслом, даю сначала некоторые сведения о нем – название, его местонахождение, определяем вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен.

В течение года я отбираю несколько видов народного орнамента, чтобы показать детям геометрические орнаменты, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, видеофильмы. Начинаем с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в предыдущей занятии. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов проходит на новом уровне, выделяя общее, дети замечают то, на что раньше не обращали внимание.

В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения. Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора. Важно показать геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев. Соединяя круги, овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу.

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.

Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, сделают эти занятия живыми и интересными. Знакомя детей с одним из видов народного искусства выделяют некоторые приемы, доступные детям 5-6 лет: обобщенные способы лепки, быстрое выполнение отдельных элементов и скоропись, заполнение пространства листа в определенной последовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные, потом украшения и т.д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяет ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатываются навыки и темп рисования без пауз.

Таким образом, знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

















ЗАНЯТИЕ № 1 по изучению хохломы.

Тема: «Краса ненаглядная. Пластинография. Золотая хохлома».

Возраст: 5-6 лет

Цель – воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

Задачи: продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством; прививать интерес к различным видам народных промыслов: гжель, дымковская игрушка, хохлома, филимоновские свистульки, каргопольская игрушка, матрешка; показать красоту и своеобразие изделий: развивать художественный вкус; научить детей выделять характерные особенности каждого промысла: материал, цвет, форма, место, где возник данный промысел; познакомить детей с художественным народным промыслом - хохломской росписью: природным материалом, из которого делают посуду, характерные особенности, элементы узора, основные цвета; закрепить навыки работы с пластилином; развивать композиционные навыки.

Материалы: пластилин восковой, тарелочка, стека, карандаш, иллюстрации, предметы русских народных промысел.

Методы и приемы:

1. Словесный (рассказ педагога, беседа с детьми).

2. Наглядный (демонстрация посуда, орнаментов).

3. Практический (использование метода мастер и подмастерье, педагог в роли мастера показывает детям – подмастерьям как создавать элементы, игровой момент как физминутка).


Ожидаемый результат: познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством; привить интерес к различным видам народных промыслов, развить художественный вкус; научить детей выделять характерные особенности каждого промысла: материал, цвет, форма, место, где возник данный промысел; познакомить детей с особенностями хохломской росписи; закрепить навыки работы с пластилином; развить композиционные навыки.


Ход занятия можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/2ZE6/rB4aCzj9U


Самоанализ:

Содержание задач занятия построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: художественно-эстетического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и физического развития в рамках реализации ФГОС. Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов и приёмов: наглядные, словесные, практические, игровые.

Занятие прошло успешно. Были подготовлены изделия различных росписей. Началось занятие с художественного слова (сказка). В процессе занятия присутствовал игровой момент, что позволяет привлечь внимание детей и заинтересовать их в работе. Занятие не было затянутым, присутствовала тематическая физкультминутка. Этапы занятия были последовательны, с логическим переходом от одного к другому.

В процессе самостоятельной работы детей осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся помощи при выполнении задания, в виде напоминания, дополнительного объяснения, совместного прорисовывания (рука в руке, с учётом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.

Похвала, поощрение, подчёркивание достижений – также стимулировали и поддерживали интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности. Итог деятельности проводился методом анализа и предполагал положительную индивидуально – дифференцированную оценку деятельности детей и самооценку результата деятельности учащимся. Дети самостоятельно выставляли работы на выставку, а затем высказывали своё мнение о работах.

Затруднений в ходе проведенной непосредственно – образовательной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности, проявляли повышенный интерес уже с первых её этапов, испытывая при этом эмоциональное и эстетическое наслаждение. Детские работы получились интересными, выразительными, неповторимыми и радовали дошкольников.

Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.


ЗАНЯТИЕ № 2 по изучению дымковской игрушки, росписи.

Тема: «В гости к дымковской игрушке»

Возраст учащихся: 5-6 лет

Цель – приобщить детей к русской культуре через знакомства с народными промыслами – дымковской игрушкой, ее росписью.


Образовательные:

1) Приобщить детей к миру прекрасного, учить видеть в неприметной игрушке выразительный образ народного промысла - дымковской расписной игрушки.

2) Закрепить умение самостоятельно реализовывать замысел в росписи дымковских игрушек, используя акварельные краски.

3) Создавать условия для познавательной инициативы детей в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

4) Обогатить словарь детей: дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.

5) Обогатить музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.


Развивающие:

1) Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов. размышлять, обобщать результаты.

2) Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.

3) Развивать умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круг, кольцо, волнистая линия, точка и технику прорисовки этих элементов, подбирая цвета в соответствии с образцами народной игрушки.

4) Развивать чувство симметрии, ритма.


Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Способствовать проявлению положительных эмоций, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.


Ожидаемый результат: познакомить с историей дымковской игрушкой, особенностью ее росписи, научить различать геометрические фигуры и их рисовать, сформировать умения работать по образцу, развить эстетический вкус, привить любовь и уважение к труду народных мастеров, интерес к народному искусству России.

Материалы: трафареты (Приложение 1) на белой бумаге формат А4 барышни, петушка, лошадки, карандаш простой, кисть, краски акварельные, непроливайка, салфетки влажные.

Методы: словесный (рассказ, демонстрация презентации, беседа); практический (рисование с помощью кисти и красок, игровые моменты, физминутки).

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», подбор иллюстраций «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации.


Ход занятия:

Педагог: Ребята я сегодня хочу поговорить с вами об игрушках, а о каких, вы ответите мне сами, отгадав загадку:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежны как берёзки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор. (дымковские игрушки). Ответы детей

Педагог: Как вы думаете, где ее создали? В каком городе? Ответы детей

Педагог: Верно. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Давайте с вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Промысел родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскимиДымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка - праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

Педагог: (показывает иллюстрации):

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

Дымковская барышня вся

в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.


Педагог: Что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Педагог: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Педагог: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети отвечают

Педагог: Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная, а снега много. Мастерам хотелось сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети отвечают

Педагог: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками. Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Педагог: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Педагог: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка ,петушок, олень, баран, барышня.

Педагог: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Педагог: Ребята, хотите посмотреть, как создается игрушка?

Ответы детей.

(Дети смотрят видео на интерактивном доске https://clck.ru/33QJ8Q с 1 минуты 58 секунды, педагог параллельно уточняет).

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Педагог: Правильно. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Педагог: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и попробовать расписать трафареты дымковской игрушки. (Раздает трафареты). Но перед тем, как приступать к делу потренируем ручки.

Физминутка:

Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя

Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.

Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.

Побежала наша кисть.

А потом, а потом Кисточку держат вертикально.

Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!


Педагог: Приступаем к работе. Все необходимое для росписи у вас на столе.

-Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка.

Во время самостоятельной работы педагог держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 7 минут самостоятельной работы «Гимнастика для пальчиков».


Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (Вращаем кисти рук)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.   (Встряхиваем кистями)

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)

А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)

Рисовать опять начнем. (Потираем руками)

Постучали.  (Стучим кончиками пальцев по столу)

Повертели.  (Круговые вращения кистью)

И работать захотели.  (Потираем руками)


Педагог: А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры. Подводя итог, педагог хвалит детей, отмечает особенности их работы.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Самоанализ.

При выборе темы и материалов к ней я опиралась на основные принципы образовательной программы, учитывая возрастные особенности детей, а также уровни их развития.

Были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения, наличие демонстрационного материала, оборудования.

Для осуществления непосредственной образовательной деятельности была проведена работа по знакомству детей с дымковским промыслом, чтение стихов прибауток о дымковских игрушках, с детьми была проведена работа по оформлению трафаретов узорами.

По своей структуре непосредственная образовательная деятельность построена на едином игровом сюжете, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес. Состоит из 3-х взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной:

1 часть - направлена на мотивацию детей, стимуляцию слухового восприятия и внимания (загадка).

2 часть - строилась на использовании следующих методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны, а именно:

-наглядные: дымковские игрушки (индюк, лошадка, барышня. Козлик и тп);

- словесные: рассказывание приговорок;

- практический: рисование узоров на трафатере.

Для подготовки руки к работе были использованы пальчиковые гимнастики. Использованный комплекс методов позволил повысить результативность.

3 часть - заключительная, в ней был подведен итог учебной деятельности.

Считаю, что оборудование и материал, использованный мной, позволили мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всей деятельности.

Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. Для достижения результата опиралась на индивидуальные. возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чутко переходили от одного к другому.

В ходе индивидуальной работы детей старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы были партнерами.

В течение всей деятельности обращала внимание на осанку детей, для снятия утомляемости провела физкультурную минутку, решая одну из главных задач - здоровьесбережение воспитанников, длительность занятия составила 30 минут, что соответствует нормам СанПиН.

Считаю, что мне удалось достичь поставленной цели, реализовать задачи.


Методические рекомендации:

Работу по обучению лепке с использованием дымковской народной игрушки детей 6 – 7  лет следует проводить систематически;

Необходимо использовать образцы для занятий по лепке;

Учить детей передавать движение с помощью такого приема: когда работа с натуры готова, можно задать вопрос «что делает?» (птица, конь, кукла). Дети  «оживляют» фигурки;

Очень тщательно  с детьми следует рассматривать оборки у кукол, прически и головные уборы, думать над тем, как сделан хвост у петушка, грива и хвост у коня;

Необходимо направлять внимание ребят на раскрытие содержания образа, его выразительность;

Анализ игрушки должен быть проведен за несколько дней до занятия и в начале его;

Показ приемов рисования следует демонстрировать лишь тогда, когда ребята впервые рисуют игрушку;

Образцы должны быть вариантными, т.е. игрушка одного персонажа представлена в разном оформлении.        








ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис. 1. Барышня

t1680078770aa.png







Рис. 2. Петушок



t1680078770ab.jpg

Рис. 3 Лошадка

t1680078770ac.jpg



ЗАНЯТИЕ № 3 по изучению Жостовской росписи


Тема: «Поднос из Жостова – великое творенье»

Возраст: 5-6 лет

Цель – познакомить с традиционным русским художественным промыслом - «Жостовская роспись».

Задачи:

Обучающие:

- формировать знание детей об особенностях росписи жостовских изделий;

- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение, композиции;

- закрепить знания об искусстве как виде творческой деятельности людей;

-продолжать знакомить детей с народным прикладным искусством (жостовских росписи);

- учить детей находить характерные особенности жостовских изделий;

- учить приемам рисования кистью декоративных элемента растительного узора жостовской росписью;

- закрепить умение использовать навыки рельефной лепки;

- познакомить детей с особенностью жостовской росписью;

- совершенствовать умение рассматривать жостовские подносы, видеть разнообразие форм подносов композиции, варианты цветов;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы;

- развивать навыки правильного грамматического строя речи;

- продолжать работу по обогащению бытового, общественного словаря;

- развивать умение выполнять движения в соответствии с содержанием текста динамических пауз.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности;

- развивать логическое мышление, длительную память, умение анализировать;

- развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству;

- формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведении народных мастеров;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому декоративно- прикладному искусству;

- продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества;

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров- умельцев;

- воспитывать усидчивость, мотивацию к учению, самостоятельность, взаимопомощь;

- воспитывать любовь к русскому фольклору.


Активизация словаря. Село Жостово, жостовская роспись, элементы жостовской роспись (бутон,листочек, завиток, серединка; цветы (незабудки, колокольчики, ромашки, розы, васильки).

Методы и приёмы:

Практические: динамические паузы, дид.игра, физминутки, игровые упражнения.

Наглядные: рассматривание изделий народных мастеров, образцы элементов росписи.

Словесные: беседы, объяснения, рассказ педагога, вопросы, чтение стихотворений.

Материалы и оборудование: жостовские изделия, иллюстрации с элементами жостовской росписи, разрезные картинки, круги Луллия; заготовка цветов и подноса для создания композиции, пластилин, черный картон, стеки, салфетки.

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, чтение произведений о народных промыслах, заучивание стихотворений по данной теме.

Ожидаемый результат:

Обучающие:

- сформировать знание детей об особенностях росписи жостовских изделий;

- развить цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение, композиции;

- познакомить детей с народным прикладным искусством (жостовских росписи);

- научить детей находить характерные особенности жостовских изделий;

- научить приемам рисования кистью декоративных элемента растительного узора жостовской росписью;

- закрепить умение использовать навыки рельефной лепки;

- совершенствовать умение рассматривать жостовские подносы, видеть разнообразие форм подносов композиции, варианты цветов;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы;

- развить навыки правильного грамматического строя речи;

- обогатить словарь;

- развить умение выполнять движения в соответствии с содержанием текста динамических пауз.

Развивающие:

- развить мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности;

- развить логическое мышление, длительную память, умение анализировать;

- развить у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству;

- сформировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведении народных мастеров;

Воспитательные:

- воспитать интерес к русскому декоративно- прикладному искусству;

- воспитать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества;

- воспитать любовь и уважение к труду народных мастеров- умельцев;

- воспитать усидчивость, мотивацию к учению, самостоятельность, взаимопомощь;

- воспитать любовь к русскому фольклору.


Ход занятия:

Педагог: Ребята, поспешите, на эту красоту посмотрите. (расставлены подносы жостовские)

Подносы разноцветные в ряд стоят.

Яркими рисунками радуют ребят.

Педагог: Кто знает, как называется это чудо? (ответы детей) Это жостовские подносы.

Дети читают стихи: Г. Степановой «Жостово - цветущий край», А. Загрядского «Жостовские подносы», «Подарок из Жостова» (тексты в Приложении 1).


Педагог: Давайте отправимся в местечко под названием Жостово и посмотрим, с чего все начиналось.

Беседа о жостовской росписи (презентация - https://disk.yandex.ru/d/AKL1MyVBOz8Q7A )

Педагог: В давние – давние времена в селе Жостова, что находится недалеко от Москвы, изготавливали необычные подносы (Слайд 2)

- Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей)

- Да, ребята, название их пошло от имени села, «жостовский поднос» (Слайд 3)

- Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других народных промыслов? (Ответы детей) (Слайд 4)

- Правильно, они отличаются от других тем яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Обратите внимание, какое разнообразие форм (Слайд 5). Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие.

- Как же делают такое чудо?

- Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными, и мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по-новому (Слайд 6). Металл прессуют, краски тоже стали применять новые. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса.

- Ребята, а посмотрите и ответьте, что в основном изображают на подносах? (Слайд 7) (Букеты, цветы)

- Букеты состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков. А где расположены букеты на подносе? (В центре)

- Какие краски используют мастера? (Ответы детей)

Педагог:

Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово,

В середине много роз, ярких как олово.

Рядом мак и василек, по бокам ромашки,

Вот такую красоту подарю Наташке.

Пусть посмотрит на поднос и представит лето,

Веет запах васильков, по тропинке где-то.

- Давайте и мы с вами попробуем создать такое чудо. А помогут нам «волшебные» шкатулки.

Дети выбирают понравившуюся шкатулку и одновременно выполняют задания: «Составь композицию».

Бумажные заготовки подносов дети украшают вырезанными цветами.

t1680078770ad.png

Вариант 2: «Разрезные картинки». Дети собирают поднос из разрезных картинок (предлагается несколько вариантов).

t1680078770ae.pngt1680078770af.jpg


Педагог: Вы замечательно потрудились, можно и немного отдохнуть.

Физкультминутка «Цветы» (Приложение 2)

Педагог: А как же жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам эту тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит? (предположения детей). Краски накладываются друг на друга в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера пользуются специальные приемы (Слайд 8).

Сначала художник придумывает, какой цветок будут рисовать. Разбавленной краской наносит его изображение на поднос, замалевывает. Называется это прием «замалевка».

Затем мастер наносит полупрозрачными красками тени. Этот прием называется «тенёжка». Далее наступает очень ответственный момент, когда мастер прорисовывает детали цветов. Они становятся объемными. Этот прием называется «прокладка цветом».

Чтобы добавить рисунку цвет, используют прием «бликовка». Цвет добавляют с помощью белой краски. Букет становится светлее, как будто на него светит солнышко.

На следующем этапе у цветов прорисовывают прожилки, семечки, края лепестков. Для это мастер использует тонкую кисточку. Называют этот прием «чертёжка».

А чтобы связать все цветы в один букет, мастер как бы привязывает их друг к другу с помощью стебельков, травинок, усиков. Этот прием так и называется – «привязка».

Педагог: Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Но сначала я хочу узнать, запомнили ли вы этапы работы. А помогут мне в этом наши волшебные круги.

t1680078770ag.jpg«По порядку» (с помощью кругов Луллия)











Дети крутят круги, воссоздавая последовательность создания жостовского рисунка: замалёвка, тенёжка, прокладка цветом, бликовка, чертёжка, привязка.

Педагог: Свои подносы мы будем создавать с помощью пластилина. Но для начала, подготовим наши пальчики.


Пальчиковая гимнастика «Цветок» (Приложение 2)


Создание композиции в технике пластилинография

(музыкальное оформление: р.н.м. «Сударушка», обработка Ю.Слонова)

На картонных заготовках еле заметно карандашом намечены места, где будут располагаться цветы.

Вариант 1:


Приготовим из пластилина маленькие шарики: фиолетовых, красных и белых.

Выкладываем фиолетовый шарик, «наступаем» на него пальчиком и тянем его в центр

t1680078770ah.jpg Слайд 9

Чтобы цветок стал объемным, выкладываем второй ряд из красных шариков и также вытягиваем их к середине.

t1680078770ai.jpg Слайд 10

То же самое проделываем с белыми шариками.

Из жёлтого пластилина делаем сердцевину цветка.

t1680078770aj.jpg Слайд 11

Из зеленого пластилина делаем листики, усики, стебельки.

t1680078770ak.jpg Слайд 12

Оформляем край подноса (по желанию)

t1680078770al.jpg


t1680078770am.jpgВариант 2 (по образцу):

t1680078770an.jpg


Сначала изготовим поднос. Берем вот этот шаблон и распечатываем его на принтерной бумаге желтого цвета. Далее вырезаем его и наклеиваем на плотный картон. Вместо этого можно просто использовать картон черного цвета, из которого нужно вырезать поднос нужной вам формы и сразу на него наносить пластилин.

Для работы важно брать мягкий пластилин, кроме того перед работой его можно положить в теплое место для размягчения, например возле батареи.

Для начала работы пластилин делим на маленькие кусочки, формируем их в небольшие шарики, которые выкладываем по краям лепесточков цветка, затем указательным пальцем надавливаем на шарик и растягиваем его по направлению к центру цветка.

t1680078770ao.jpg

После этого берем пластилин контрастного цвета, также формируем шарики и выкладываем их на края лепесточков внутреннего ряда, и тоже растягиваем их к середине. Для серединки цветка берем кусочек крупнее желтого цвета, формируем шарик, кладем в центр цветка и расплющиваем

t1680078770ap.png

Подобным образом выкладываем пластилином остальные цветочки. При выкладывании зеленых листочков будем чередовать пластилин светлого и темного оттенка. Сначала возьмем светло-зелёный пластилин, сформируем шарик, выложим его на вершину листочка и растянем его вниз. Затем из темно-зеленого пластилина сформируем 2 шарика и сделаем 2 листочка с обеих сторон от светлого листочка. Завершим веточку листиками из светло-зеленого пластилина.

t1680078770aq.pngt1680078770ar.png

Таким же образом выложим остальные листики. Завершим украшение подноса ягодками. Для них потребуются крупные кусочки пластилина, из которых также формируем шарики, выкладываем в центр ягодки и расплющиваем. Украшаем ягодки очень маленькими шариками желтого или белого цвета. Нам осталось равномерно покрыть поднос лаком для волос для того, чтобы закрепить работу. Лак не позволит появиться на бумаге жирным пятнам от пластилина, а работа будет выглядеть более красиво, ярко и эстетично.

t1680078770as.jpg

Педагог: Наши подносы готовы, и я предлагаю вам отправиться на ярмарку. Вы будете продавцами (купцами), а я - покупателем.


«На ярмарке» (Звучит песня Н. Некрасова «Ой полна, полна коробушка»)

Педагог по очереди подходит к детям. Дети хвалят свои работы.

Педагог: Все работы хороши, молодцы, ребята. Такие можно и подарить. Давайте подарим их своим мамам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Художественный ряд

Жостово - цветущий край

Г. Степанова

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса… .

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

***


Жостовские подносы

А. И. Загрядский

О Жостовских подносах давно молва бежит,
Купава золотая на полотне лежит.
Фиалки голубые в подносиках живут
И ласточки лихие летают там и тут.


****

Подарок из Жостова

Вот жостовский чёрный изящный поднос 
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Физкультминутка «Цветы»


На лугу растут цветы
Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,
Только это не беда.

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.

А потом опять встают
И по-прежнему цветут

Потягивания — руки в стороны.

Потягивания — руки вверх.


Дети машут руками, изображая ветер.


Наклоны.


Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.



Самоанализ.

При выборе темы и материалов к ней я опиралась на основные принципы программы «Радуга», учитывая возрастные особенности детей, а также уровни их развития.

Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной и практической деятельности. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Для достижения результата опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы четко переходили от одного к другому.

В течение всей деятельности обращала внимание на осанку детей, для снятия утомляемости провела физминутка. Для подготовки к работе была проведена пальчиковая гимнастика. Санитарные требования к проведению занятия соответствовали нормам СанПин. Длительность занятия по времени составила согласно данной возрастной группы, 30 минут.

Методы и приемы:

-словестные (вопросы к детям, уточнения, поощрения)

-наглядно-демонстрационные (презентация, иллюстрационный материал, атрибуты к занятию)

-практический (лепка)

-игровой (физминутка, пальчиковая гимнастика)

-метод контроля (анализ выполнения заданий, оценка результатов деятельности.)

Музыкальное сопровождение способствовало созданию непринужденной, творческой атмосферы, положительного эмоционального настроя.

Таким образом, занимательное содержание образовательной деятельности, использованные методы и приемы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности, позволили обеспечить активность, удержать внимание и интерес к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало ее результативности и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Затруднений в ходе проведения занятия не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности, проявляли повышенный интерес уже с первых ее этапов. Считаю, что цель достигнута, поставленные задачи решены.


Методические рекомендации:

Рекомендации по организации роботы в технике пластилинографии:

- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее жизнь.




ЗАНЯТИЕ № 4 по изучению Гжели


Тема: «Неужели, неужели.

Вы не слышали о Гжели?»

Возраст: 5-6 лет

Цель – познакомить с традиционным русским художественным промыслом - «Гжель».

Задачи:

Образовательные:
- ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель;

- расширять представление о творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства;
- научить детей определенным методам, принципам и техническим приемам работы;
- углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
-  закреплять представления детей о народных промыслах: Дымково, Хохлома, жостовская роспись;

Развивающие:
- развивать индивидуальные творческие способности;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров;

- формировать положительный эмоциональный фона, психологический отдых;

- воспитывать чувство гордости за творчество русских мастеров.
Словарная работа: гжельский завиток, петельная линия с точкой.

Методы и приёмы:

Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций).

Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово).

Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности).

Материалы и оборудование:  Слайдовая презентация, изделия народных промыслов, посылка (коробка с наклейками игрушек дымкомской, хохломской, жостовской, росписей), белый сервиз из папье-маше, гуашь синяя, кисть.

Предварительная работа: создание сервиза из папье-машье (по числу детей)

Ожидаемый результат:

Образовательные:
- познакомить с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель;

- расширить представление о творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства;
- научить детей определенным методам, принципам и техническим приемам работы;
- углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
-  закрепить представление детей о народных промыслах: Дымково, Хохлома, жостовская роспись;

Развивающие:
- развить индивидуальные творческие способности;

Воспитательные:

- воспитать любовь к искусству народных мастеров;

- сформировать положительный эмоциональный фона, психологический отдых;

- воспитать чувство гордости за творчество русских мастеров.


Ход занятия:


Педагог: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес: г. Краснодар, ул. Буденного, 107/1, Детский морской центр, учащимся объединения «Радуга». Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы разных промыслов)

Педагог: Кто же нам её прислал и что в ней? (дети отвечают)

Педагог: Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

-Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.

Как хороша эта девица-душа:

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

-Это игрушка каких умельцев? (дымковская игрушка)


Педагог: Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)

Педагог: Смотрите, какой поднос. Как называется эта роспись? (жостовская роспись)


Педагог: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Педагог: А знает, как называется эта роспись? (дети отвечают)

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.

Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку педагога и просматривают слайды - https://disk.yandex.ru/i/RO9hAjxV5Ra1fQ )

Педагог: В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой – кувшинчик, третий – тарелку. (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

Педагог: Понравилась вам сине-голубая сказка? (ответы детей)

Беседа по сказке.

Педагог: О каком промысле эта сказка?

Педагог: Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)

Педагог: Какую краску используют мастера в гжельской росписи(синюю)

Педагог: Каким узором украшают мастера свои изделия? Показ демонстрационных изображений элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Педагог: Какие изделия делали мастера из глины? (посуда, различные фигурки)

Физкультминутка

- Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)

- Очень важный как начальник (рука как носик на чайнике)

- Вот фарфоровые чашки (присесть одна рука на поясе)

- Очень хрупкие бедняжки!

- Вот фарфоровые блюдца (кружиться вокруг себя)

- Только стукни разобьются

- Вот серебряные ложки (потянуться Вверх и сомкнуть руки над головой)

- Вот фарфоровый поднос, он посуду нам принёс (круг с детьми).


Педагог: А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель». Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо. (рассматривание изделий народного промысла)

Педагог: Для чего нужны гжельские изделия?

Педагог: Почему Гжель называют сине-голубой?

Педагог: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками. (дети выбирают посуду и садятся за столы)

Педагог: Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

-Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)

-Где расположен цветок? (в середине, на одной стороне посуды)

-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)

-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)

-Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.

-Капелька – один из любимых элементов Гжели.


Разбор этапов выполнения работы

Серединка цветка.

Лепестки-капельки.

Педагог: Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)

Бордюр. (волнистая линия с точками)

Особый приём, отличающий гжельскую роспись«растяжение цвета», от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка. (уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок)

Педагог: Перед тем как приступить к работе, сделаем гимнастику для пальчиков.

Утром встали пальчики

(все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).


Педагог: С чего вы начнёте работу?

-Приступаем к работе.

(Педагог оказывает индивидуальную помощь детям)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Педагог:

- Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».

- О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)

-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!


Самоанализ.

Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей.

Для реализации каждой задачи были подобраны интересные и занимательные приёмы, обучающие наглядные пособия, которые активизировали и стимулировали детей к мыслительной деятельности.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

В вводной части занятия дети через игровой момент повторили пройденный материал, был проведен мотивационный момент для изучения нового материала, которое способствовало повышению интереса к занятию. Я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. После сообщения темы был теоретический материал дан детям через демонстрацию презентации, затем были уточнены способы и последовательность рисования. Дети активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы. Затем дети подготовили пальчики к работе.

  В практической части дети самостоятельно пытались разукрасить узорами предметы. Сначала они действовали очень неуверенно, не решались начать рисовать, но поддержка и одобрение со стороны педагога помогли справиться с нерешительностью. Использование спокойной музыки помогли детям расслабиться и снять напряжение.

В конце анализировали работы детей: отметили работы, которые им понравились, а также заметили некоторые неточности в элементах.

 Я считаю, что на данном занятии поставленные задачи были полностью решены. Дети научились выделять знакомые элементы узора на гжельских изделиях и называть их, проявили самостоятельность и творчество в создании узоров по мотивам гжельской росписи, обогатили свой словарь новыми словами. Необходимо и дальше продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, совершенствовать изобразительные навыки и умения, совершенствовать диалогическую форму речи. 


Методические рекомендации:

Основным инструментом декоративной росписи является кисть. В зависимости от вида росписи используют круглые беличьи, хорьковые, колонковые, медвежьи кисти, начиная с самых мелких для исполнения различны усиков и приписок и заканчивая большими для крупных сочных мазков травки или лепестков цветов. В отдельных случаях пользуются плоскими кистями.

В начале обучения старших дошкольников кистевому письму, важно научить их правильно держать кисть. При рисовании широких полос и мазков кистью её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти.

Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи, мастера гжельской росписи используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые большую (№10-12), среднюю (№6-8), маленькую (№2-4) с тонким концом.

Белая бумага должна быть крепкой(плотной), Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна. Для декоративного рисования используют гуашь. Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розетты, круга, плоских предметов. Многоугольник, розетту, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см



Список литературы и интернет-источников:

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004, №6.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Творческий центр Сфера, 2005.

Жигалова С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

Клиенов А. П. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс, 1998.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). - М.: ФМиЗХ, 1993.

Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М.: Феникс, 2003.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5 – 7 лет. - М.: 2001.

Островская О.В. Литературный материал к урокам изобразительного искусства. – М.: ООО «Коллаж», 2007.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


Интернет-источники:

Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html

Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, ​живопись. - www.artly.ru

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. ​Красота - www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm

Сборник сказок и легенд о народных промыслах России - https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/22/sbornik-skazok-i-legend-o-narodnyh-promyslah

Народные промыслы России. Цветные росписи, лаковые миниатюры, игрушки и кружева на карте страны - https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/#:~:text=%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%9C%D0%AB%D0%A1%D0%9B%D0%AB%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98,%D0%BD%D0%B0%C2%A0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B





40


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.