Методическая разработка образовательной организованной деятельности по развитию речи с элементами мнемотехники и ТРИЗ-технологии по теме: "Зимние чудеса"
Методическая разработка Организованной Образовательной Деятельности (ООД) по развитию речи с элементами мнемотехники и элементами ТРИЗ-технологии для детей старшего дошкольного возраста.
Тема ООД: «Зимние чудеса»
Цель: Закрепление знаний детей о зиме через решение творческих задач.
Образовательная задача: Расширять словарный запас по теме зима, обогащать лексику родственными словами
Развивающая задача: Развивать связную речь детей, совершенствовать навыки словообразования. Способствовать развитию воображения, сообразительности, умения ориентироваться в ситуации.
Воспитательная задача: Воспитывать умение внимательно слушать и отвечая полным ответом, не повторять ответы своих сверстников. Закреплять навыки тесного сотрудничества в коллективе.
Материал: индивидуальный заламинированный «планшет» и фломастер для «кодировки», влажные салфетки, письмо-загадка, «дорожки» к тексту стихотворения Ирины Гуриной «Зима», разрезные картинки по тексту.
Ход ООД:
Организационная часть.
Педагог: «Вот письмо, а в нем загадка,
отгадаем – дальше продолжаем!»
-) Какое время года нас сегодня в гости к себе приглашает?
По цвету: белая – НО НЕ – крем;
По температуре: холодная – НО НЕ – мороженое;
По размеру: длинная – НО НЕ – ленточка. Что это? (Зима)
(Подсказка: Белое покрывало всю землю укрывало. Что это? (снег).
Когда бывает снег? (зимой).
Основная часть.
Постановка проблемы:
Какие чудеса нам приносит Зимушка-зима, узнаем, пройдя по «зимним» дорожкам: (чтение и «кодировка» зимнего текста в соответствии с текстом). У каждого ребенка индивидуальный заламинированный «планшет» и фломастер для «кодировки», влажные салфетки.
Верхняя зимняя дорожка: «Зима спускалась к нам с небес,»
-) Как приходит зима? Откуда? Что с собой несет? На чем может спускаться зима? Кто еще носит мешок? (ответы и «кодировка» текста)
«Мешок большой несла чудес»
-) Мешок какой скажи и покажи? Что внутри мешка? (предположения детей)
«Снегурочку из сказки»
-) Кого из сказки и почему? Из чего сделана? («кодировка» слов текста стихотворения)
«И лыжи и салазки»
-) Назови зимние забавы и зарисуй?
Коллективное и индивидуальное чтение верхней дорожки (можно показать стихи, с движениями проговаривая строчку).
Нижняя зимняя дорожка:
«И елку и игрушки,»
-) Что несла в мешке зима? (зарисуем при помощи знаков-символов)
«И снег в большой кадушке» (словарная работа: «кадушка» - это деревянная круглая посуда-бочка из деревянных дощечек, стянутых обручами, с крышкой. Нужна для хранения продуктов. А зима, что хранила?)
«Для речек гладкий лед»
-) Что зимой с речками происходит?
«Для деток – Новый год!»
-) Что приносит праздник? («кодировка» слов текста).
Коллективное и индивидуальное чтение нижней дорожки (можно показать стихи, с движениями проговаривая строчку).
Поэтапное чтение стихотворения Ирины Гуриной «Зима»
-) Игровое упражнение: чтение стихотворения «по цепочке», (сменяющиеся кадры телевизора):
Дети читают стихотворение по «кодировке» картинки одного кадра-экрана,
Далее продолжает следующий участник.
-) Игровые упражнения : «работа в парах», м.б. вариант «я начну – а ты продолжи»
-) Коллективное игровое упражнение «Покажи стихи руками», с одновременным произнесением текста стихотворения.
3. Заключительная часть:
Игровое упражнение «Закружилась метель»
Задание: одиночные картинки-кадры выложить по порядку в соответствии с текстом стихотворения.
-) Какие же чудеса принесла с собой зима?
«Раз, два, не зевай! Быстро нам называй!»