Разработка урока биологии на тему «Взаимодействие сенсорных систем организма. Обобщение» (9 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(для учителя)
по теме: «Взаимодействие сенсорных систем организма. Обобщение»
Подготовила учитель биологии
высшей категории ГБОУ «ДСШИ №17»,
Трусова Татьяна Сергеевна
Предложенная разработка обобщающего урока построена в системном плане развития понятий. Его ведущей идеей является развитие понятий о сенсорных системах человека и их взаимодействии. Большое внимание уделяется развитию логического мышления учащихся, формированию общебиологических идей, установлению причинно-следственных связей. Этому способствуют приведенные в разработке задания, которые учат учащихся сравнивать, анализировать, делать выводы.
Цель: обобщить знания учащихся о строении и функциях сенсорных систем, установить факт взаимодействия анализаторов и их роль в поддержании гомеостаза, адаптации организма к окружающей среде.
Оборудование: Таблицы и модели предыдущих уроков темы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
I. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Рассказ.
«…Жилетка подобрана со вкусом, туфли хорошие, однако, с другой стороны, с утра в черном костюме… наверное, что бы лучше избежать пули», – решил де Бовези ». Это отрывок из романа Стендаля «Красное и черное». Все знают, черные предметы кажутся меньше. Желаете выглядеть еще меньше? Прикажите во время дуэли играть на пианино. А ещё лучше, если бы ваш соперник был в красных очках. Тогда он будет шататься, и ваша победа обеспечена!
– Чем можно объяснить эти явления?
До сих пор мы изучали каждое чувство отдельно. Однако в реальной жизни все они работают в контакте, единстве. Содружество их очень прочное, а проявления очень многочисленные. Без разговора о том, как и для чего взаимодействуют чувства, наше представление о них было бы неполным.
Однако для начала вспомним основные сенсорные системы человека.
II.Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа, работа с таблицами, моделями, постепенное заполнение тестовой таблицы.
(Примечание. При повторении основное внимание необходимо сосредоточить на: а) приспособленности строения органа чувств к его функциям; б) механизме восприятия раздражителей; в) роли каждой части сенсорной системы).
Сенсорная система |
Рецепторы (что, где) |
Проводящие пути |
Мозговые центры |
Зрительная |
Палочки и колбочки (сетчатка) |
Зрительный нерв |
Четверохолмие, таламус, гипоталамус, зрительная зона коры больших полушарий |
Слуховая |
Волосковые клетки (улитка) |
Слуховой нерв |
Четверохолмие, таламус, слуховая зона коры |
Обонятельная |
Слизистая оболочка |
Обонятельный нерв |
Обонятельная луковица, гипоталамус, обонятельная зона коры |
Вкусовая |
Сенсорные клетки языка |
VII, IX пары нервов |
Продолговатый мозг, таламус, гипоталамус, зона коры |
Осязание |
Рецепторы кожи |
Спинномозговые нервы |
Спинной мозг, таламус, соматосенсорная кора |
Чувство равновесия |
Рецепторы вестибулярного аппарата |
Вестибулярный нерв |
Спинной мозг, мозжечок, таламус, соматосенсорная кора |
Двигательная |
Проприорецепторы (мышцы, сухожилия, суставы) |
Спинномозговые нервы |
Спинной мозг, ствол мозга, таламус, мозжечок, двигательная зона коры |
III. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Рассказ (приведение примеров взаимодействия сенсорных систем), беседа (обсуждение этих примеров), постепенное составление схемы «Взаимодействие чувств».
Примеры:
Вспомните примеры, с которых начался урок. Какой вывод можно сделать из этих примеров? (Влияние слуха и чувства равновесия на зрение).
Влияние вкуса на зрение: во время прошедшей войны для повышения сумеречного зрения во время ночных боев рекомендовали употреблять что-нибудь кисло-сладкое (аскорбиновую кислоту с глюкозой и др.).
Влияние двигательной системы на зрение (несколько десятков мышечных движений, и чувствительность зрения повышается).
Влияние температуры на зрение (для повышения зрительной чувствительности можно протирать лицо и шею холодной водой).
С той же целью можно применять запах бергамотного масла (влияние обоняние на зрение).
Влияние зрения на слух: когда на глаза действует зелёный свет, чувствительность слуха повышается.
Влияние зрения на вестибулярный аппарат: есть отличный способ вызвать морскую болезнь даже у «морского волка» – необходимо продержать его достаточно долго в жёлтой комнате.
Влияние зрения на двигательную систему: при красном освещении мы немного наклоняемся вперед, в при зеленом или синем – назад.
Влияние зрения на восприятие температуры: при +15°С в комнате с оранжевыми стенами вы будете чувствовать себя хорошо. Однако, если стены синие, сразу же ощущается холод.
Влияние зрения на вкус: а) британские ученые на опыте доказали, что зеленое масло, обычное во всем, кроме цвета, кажется невкусным; б) при ярком освещении лучше воспринимается вкус пищи.
Влияние слуха на двигательную систему: груз, который поднимаешь под музыку, кажется более легким.
Влияние слуха на вкус: ученым известна женщина, для которой звуки имели определенный вкус: когда она слышала ноту «соль», то чувствовала вкус банана, имя Альфред ассоциировалось со вкусом хлеба в молоке, слог «деп» – со вкусом мяса, слог «пор» – печени. Редкостная была женщина!
Влияние осязания на слух: если воздействовать на рецепторы кожи слабым электрическим током, то человек начинает лучше слышать.
Влияние температуры на двигательную систему: холодные и тёплые грузы кажутся тяжелее тех, у которых температура не ощущается.
О влиянии обоняния на вкус известно всем.
О чём свидетельствует такое взаимодействие?
2) Беседа (формулировка выводов):
а) Органы чувств – часть одной нервной системы, одного организма.
б) Интеграция чувств осуществляется на уровне подкорковых и корковых образований.
3) Беседа «Физиологическая природа взаимодействия сенсорных систем», составление схемы:
РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ
– Какую роль в этом процессе играет ретикулярная формация?
4) Рассказ, беседа «Практическое использование знаний о взаимодействие знаний о взаимодействии анализаторов»:
а) цветовая музыка (автор-композитор Скрябин);
б) техническая эстетика;
в) физиология труда;
г) военная, космическая, спортивная физиология.
5) Прокомментировать стихотворение В. Солоухина:
Какого вкуса чувства наши —
И скорбь и лютая тоска?
И впрямь горька страданий чаша?
Любовь и впрямь как мед сладка?
Горчинка лёгкая в стакане
У грусти явственно слышна.
Живая соль на свежей ране,
Когда обида солона.
Среди страстей, среди боренья
Я различить тотчас берусь
И резко-кислый вкус презренья,
И кисловатый скуки вкус.
Под вечер — горькая услада
И на просвет почти черно
Вино дождя и листопада,
Печали терпкое вино.
Вот так. И пусть. И горесть тоже.
Приемлю мед, приемлю соль.
От одного меня, о Боже,
По милосердию уволь:
Когда ни вьюги и ни лета,
Когда ни ночи и ни дня,
Когда ни вкуса и ни цвета,
Когда ни льда и ни огня!
V. Домашнее задание: записи в тетради; подготовить сообщения на тему «История развития рефлекторной теории: Р. Декарт, И. М. Сеченов, И. П. Павлов»; подготовиться к тематической аттестации.