Разработка урока биологии на тему «Взаимодействие сенсорных систем организма. Обобщение» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 28 June

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(для учителя)

по теме: «Взаимодействие сенсорных систем организма. Обобщение»

 

Подготовила учитель биологии

высшей категории ГБОУ «ДСШИ №17»,

Трусова Татьяна Сергеевна

 

Предложенная разработка обобщающего урока построена в системном плане развития понятий. Его ведущей идеей является развитие понятий о сенсорных системах человека и их взаимодействии. Большое внимание уделяется развитию логического мышления учащихся, формированию общебиологических идей, установлению причинно-следственных связей. Этому способствуют приведенные в разработке задания, которые учат учащихся сравнивать, анализировать, делать выводы.

Цель: обобщить знания учащихся о строении и функциях сенсорных систем, установить факт взаимодействия анализаторов и их роль в поддержании гомеостаза, адаптации организма к окружающей среде.

Оборудование: Таблицы и модели предыдущих уроков темы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

I. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассказ.

«…Жилетка подобрана со вкусом, туфли хорошие, однако, с другой стороны, с утра в черном костюме… наверное, что бы лучше избежать пули», – решил де Бовези ». Это отрывок из романа Стендаля «Красное и черное». Все знают, черные предметы кажутся меньше. Желаете выглядеть еще меньше? Прикажите во время дуэли играть на пианино. А ещё лучше, если бы ваш соперник был в красных очках. Тогда он будет шататься, и ваша победа обеспечена!

– Чем можно объяснить эти явления?

До сих пор мы изучали каждое чувство отдельно. Однако в реальной жизни все они работают в контакте, единстве. Содружество их очень прочное, а проявления очень многочисленные. Без разговора о том, как и для чего взаимодействуют чувства, наше представление о них было бы неполным.

Однако для начала вспомним основные сенсорные системы человека.

II.Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа, работа с таблицами, моделями, постепенное заполнение тестовой таблицы.

(Примечание. При повторении основное внимание необходимо сосредоточить на: а) приспособленности строения органа чувств к его функциям; б) механизме восприятия раздражителей; в) роли каждой части сенсорной системы).

 

Сенсорная система

Рецепторы

(что, где)

Проводящие пути

Мозговые центры

Зрительная

Палочки и колбочки (сетчатка)

Зрительный нерв

Четверохолмие, таламус, гипоталамус, зрительная зона коры больших полушарий

Слуховая

Волосковые клетки (улитка)

Слуховой нерв

Четверохолмие, таламус, слуховая зона коры

Обонятельная

Слизистая оболочка

Обонятельный нерв

Обонятельная луковица, гипоталамус, обонятельная зона коры

Вкусовая

Сенсорные клетки языка

VII, IX пары нервов

Продолговатый мозг, таламус, гипоталамус, зона коры

Осязание

Рецепторы кожи

Спинномозговые нервы

Спинной мозг, таламус, соматосенсорная кора

Чувство равновесия

Рецепторы вестибулярного аппарата

Вестибулярный нерв

Спинной мозг, мозжечок, таламус, соматосенсорная кора

Двигательная

Проприорецепторы (мышцы, сухожилия, суставы)

Спинномозговые нервы

Спинной мозг, ствол мозга, таламус, мозжечок, двигательная зона коры

 

III. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Рассказ (приведение примеров взаимодействия сенсорных систем), беседа (обсуждение этих примеров), постепенное составление схемы «Взаимодействие чувств».

Примеры:

Вспомните примеры, с которых начался урок. Какой вывод можно сделать из этих примеров? (Влияние слуха и чувства равновесия на зрение).

Влияние вкуса на зрение: во время прошедшей войны для повышения сумеречного зрения во время ночных боев рекомендовали употреблять что-нибудь кисло-сладкое (аскорбиновую кислоту с глюкозой и др.).

Влияние двигательной системы на зрение (несколько десятков мышечных движений, и чувствительность зрения повышается).

Влияние температуры на зрение (для повышения зрительной чувствительности можно протирать лицо и шею холодной водой).

С той же целью можно применять запах бергамотного масла (влияние обоняние на зрение).

Влияние зрения на слух: когда на глаза действует зелёный свет, чувствительность слуха повышается.

Влияние зрения на вестибулярный аппарат: есть отличный способ вызвать морскую болезнь даже у «морского волка» – необходимо продержать его достаточно долго в жёлтой комнате.

Влияние зрения на двигательную систему: при красном освещении мы немного наклоняемся вперед, в при зеленом или синем – назад.

Влияние зрения на восприятие температуры: при +15°С в комнате с оранжевыми стенами вы будете чувствовать себя хорошо. Однако, если стены синие, сразу же ощущается холод.

Влияние зрения на вкус: а) британские ученые на опыте доказали, что зеленое масло, обычное во всем, кроме цвета, кажется невкусным; б) при ярком освещении лучше воспринимается вкус пищи.

Влияние слуха на двигательную систему: груз, который поднимаешь под музыку, кажется более легким.

Влияние слуха на вкус: ученым известна женщина, для которой звуки имели определенный вкус: когда она слышала ноту «соль», то чувствовала вкус банана, имя Альфред ассоциировалось со вкусом хлеба в молоке, слог «деп» – со вкусом мяса, слог «пор» – печени. Редкостная была женщина!

Влияние осязания на слух: если воздействовать на рецепторы кожи слабым электрическим током, то человек начинает лучше слышать.

Влияние температуры на двигательную систему: холодные и тёплые грузы кажутся тяжелее тех, у которых температура не ощущается.

О влиянии обоняния на вкус известно всем.

 

t1719571704aa.gift1719571704ab.gif

 

t1719571704ac.gift1719571704ad.gift1719571704ae.gift1719571704af.gift1719571704ag.gift1719571704ah.gift1719571704ai.gif

t1719571704aj.gif

 

t1719571704ak.gift1719571704al.gift1719571704am.gift1719571704an.gift1719571704ao.gift1719571704ap.gift1719571704aq.gift1719571704ar.gif


 


 


 


 

О чём свидетельствует такое взаимодействие?

2) Беседа (формулировка выводов):

а) Органы чувств – часть одной нервной системы, одного организма.

б) Интеграция чувств осуществляется на уровне подкорковых и корковых образований.


 

3) Беседа «Физиологическая природа взаимодействия сенсорных систем», составление схемы:

t1719571704as.gift1719571704at.gift1719571704au.gift1719571704av.gift1719571704aw.gift1719571704ax.gift1719571704ay.gift1719571704az.gift1719571704ba.gift1719571704bb.gift1719571704bc.gift1719571704bd.gift1719571704be.gift1719571704bf.gift1719571704bg.gift1719571704bh.gif

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

– Какую роль в этом процессе играет ретикулярная формация?

4) Рассказ, беседа «Практическое использование знаний о взаимодействие знаний о взаимодействии анализаторов»:

а) цветовая музыка (автор-композитор Скрябин);

б) техническая эстетика;

в) физиология труда;

г) военная, космическая, спортивная физиология.

5) Прокомментировать стихотворение В. Солоухина:

Какого вкуса чувства наши —

И скорбь и лютая тоска?

И впрямь горька страданий чаша?

Любовь и впрямь как мед сладка?

Горчинка лёгкая в стакане

У грусти явственно слышна.

Живая соль на свежей ране,

Когда обида солона.

Среди страстей, среди боренья

Я различить тотчас берусь

И резко-кислый вкус презренья,

И кисловатый скуки вкус.

Под вечер — горькая услада

И на просвет почти черно

Вино дождя и листопада,

Печали терпкое вино.

Вот так. И пусть. И горесть тоже.

Приемлю мед, приемлю соль.

От одного меня, о Боже,

По милосердию уволь:

Когда ни вьюги и ни лета,

Когда ни ночи и ни дня,

Когда ни вкуса и ни цвета,

Когда ни льда и ни огня!

 

V. Домашнее задание: записи в тетради; подготовить сообщения на тему «История развития рефлекторной теории: Р. Декарт, И. М. Сеченов, И. П. Павлов»; подготовиться к тематической аттестации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.