Методическая разработка родительского собрания "Как сделать работу над проектом интересной"
Методическая разработка родительского собрания-практикума
«Как сделать работу над проектом интересной»
Автор: Ботвинник Татьяна Федоровна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 71
г. Нижний Тагил
Оборудование:
1.Интерактивная доска, ноутбук;
2. Мультимедийная презентация;
3. Таблица для заполнения (по 1 шт. на каждый стол);
4. Названия направлений работы для работы группы;
5. Научно-исследовательские работы и творческие проекты с продуктами исследования для наглядности;
6. Ручки.
Ход собрания
1.Оргмомент.
- Добрый вечер, уважаемые родители. Федеральный государственный образовательный стандарт, который осваивают ваши дети, требует от них научиться ставить цель, реализовывать ее, самостоятельно находить и обрабатывать информацию. Развитию этих способностей помогает проектная деятельность. Если вы обратили внимание, после каждой темы по каждому предмету имеется раздел «Наши проекты». Данный вид деятельности готовит детей к умению выполнять проекты и представлять результаты своего труда, а в 9 классе, завершая ступень основного общего образования, успешно защитить итоговый проект.
- Как помочь ребенку в этом непростом, но невероятно увлекательном занятии? Как стать ребенку помощником в мире исследований и творчества? В этом мы сегодня попытаемся разобраться. Также, мы попытаемся доказать, что проект можно сделать из чего угодно.
2. Ознакомление с итогами работы над проектом.
- Для того, чтобы представить себе, как будет выглядеть итог работы – защита проекта, мы посмотрим две защиты ребят. Первым выступит ученик 4 класса Виктор З. Он представит нам свою работу, которую выполнял во втором классе. Тема работы «Современные новогодние обычаи и традиции народов Среднего Урала».
- Выступление Виктора, перечисление его наград и достижений
- А теперь представим, как может развиваться ребенок, занимающийся проектной деятельностью регулярно, чего он достигает к 9 классу, к тому моменту, когда выходит на защиту итогового проекта. Перед нами выступит призер и победитель всероссийских и международных конференций, автор 9 научных публикаций Полина Б.
- Выступление Полины, презентация брошюр и книги.
3. Практикум
- Вы увидели два выступления: первые шаги в науке и уже состоявшегося исследователя. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе. Проектная работа может помочь ребенку в этом. И в этом сложном пути важна роль родителей. Сейчас мы докажем, что проект можно сделать из чего угодно. Я предлагаю каждой группе вытянуть по одному названию. (На листочках написаны разные слова: выпечка, школа, витамины, животные, здоровье, питание и пр.) Это направление работы над проектом.
- На столах лежат таблицы, которые необходимо заполнить. Каждая группа вытянула направление работы, впишите его в таблицу. Нашим первым шагом будет формулировка темы. Подумайте, что нового и интересного можно узнать и рассказать о своем направлении, запишите в графу «Тема».
(демонстрация слайда с алгоритмом выбора темы)
- На следующем этапе работы необходимо сформулировать цель и задачи исследования. Обратите внимание на слайд. Цель – это то главное, чего хотите достичь в процессе работы. Цель тесно связана с тем продуктом, который должен получиться в ходе исследования.
- Задачи – это маленькие шаги, с помощью которых мы идем к своей цели. В задачах может быть анализ литературы, синтез данных, проведение анкетирования, интервьюирования, изучение архивных данных или данных картографии и пр.
- Далее выделяем объект и предмет исследования. Объект исследования – это то, ЧТО мы изучаем, а предмет исследования – на предмет чего мы изучаем объект, это понятие уже, чем предмет.
- Нам необходимо сформулировать гипотезу. Гипотеза – это предположение, которое в ходе исследования либо подтверждается, либо опровергается. Не в каждом проекте нужна гипотеза. Она обязательна в научно-исследовательской работе, в творческом проекте ее может не быть.
- Рассмотрим методы исследования. В каждой работе они могут быть разные. Наиболее часто используются анализ, синтез, систематизация данных, анкетирование, интервьюирование и пр.
- Поговорим об оформлении работы. В каждой работе всегда имеется:
1. Введение
2. Основная часть/теоретическая часть/практическая часть
3.Заключение
4. Список литературы
5. Возможно наличие приложений
- По ходу объяснений группы родителей заполняют соответствующие графы в своих таблицах.
- В каждой работе обязательно должен быть список использованной литературы и источников. Обратите внимание на правила его оформления. Сначала в алфавитном порядке вносятся литературные источники, где указываются фамилия, имя автора, название, полные выходные данные. Потом указываются интернет-источники. При работе с интернет-источниками желательно указать дату обращения к нему.
- Особое внимание хотелось бы уделить продукту проекта. Это тот конечный результат, который планируется получить. Обратите внимание, что цель работы и продукт проекта должны быть взаимосвязаны. Очень приветствуется, когда конечный продукт имеет социальную значимость или получил внешнюю положительную оценку (например, рецензия на экскурсионную программу), когда применение продукта принесет пользу окружающим.
- Когда работа готова, наступает волнительный момент – защита. Вы сегодня видели примеры защит. Что важно в такой момент?
1. Владение материалом;
2. Грамотная речь;
3. Уверенность;
4. Выразительность;
5. Умение отвечать на вопросы
- Ребята из нашей школы пишут интересные исследовательские работы, создают замечательные творческие проекты и выступают с ними на конференциях различного уровня.
4. Подведение итогов работы в группах
- А сейчас мы заслушаем Ваши идеи по созданию проектов. Каждая группа в начале занятия выбрала одно из направлений. Пожалуйста, назовите тему проекта, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезу, если она нужна и продукт проекта.
(Участники слушают выступления групп, делятся идеями)
5. Блиц-проект
- Как видно, из любой самой простой мелочи можно сделать интересный проект. Сейчас я предлагаю блиц-проект. Я продемонстрирую предмет, а ваша задача предложить структуру проекта.
(Демонстрируется работа, выполненная в технике алмазной вышивки). Родители предлагают идеи: понятие алмазной вышивки, история появления алмазной вышивки, описание техники, создание работы и пр.
6. Рефлексия
- Наш практикум по созданию проекта подошел к концу. Поделитесь своими впечатлениями, была ли работа интересной, полезной.
(Ответы родителей)
- Путь исследователя сложен, но очень интересен. И важно, чтобы на этом пути у ребенка был надежный союзник – родитель. Работа над проектом дарит новые впечатления, совместные переживания, способствует сближению детей и родителей. Проект может стать тем увлекательным делом, которое объединяет семью. Важно сделать первый шаг. А дорогу, как мы знаем, осилит идущий. Желаю всем уверенности, задора и увлекательных исследований.
Благодарю за работу.