Методическая разработка серии учебных занятий «Этюд яблок в различных техниках»
III Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект урока с мультимедийным сопровождением
Методическая разработка урока ИЗО
«Этюд яблок в различных техниках»
Автор разработки: педагог студии «Miravis»
Ошвинцева Лариса Николаевна
г. Пермь, 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
ИННОВАЦИОННОСТЬ
АДРЕСАТ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ СЕРИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЕРИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЗ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из ключевых положений ФГОС является развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Данная методическая разработка создана с учетом ФГОС, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.
ИННОВАЦИОННОСТЬИнновационность методической разработки заключается в разбиении серии занятий на блоки и применении в каждом блоке современных педагогических технологий:
-знакомство с творчеством художников с сопровождением показа видеопрезентации;
-виртуальная экскурсия по крупнейшим музеям мира;
-«погружение» в творческую деятельность через показ учебных видеороликов;
- творческая деятельность учащихся на учебном занятии; -
-выставка работ учащихся.
АДРЕСАТМетодическая разработка серии занятий по теме адресована педагогам образовательных учреждений для проведения уроков художественно- эстетического цикла в 3- 5 классах.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Основной целью методической разработки является повышение творческой активности обучаемых.
Задачами методической разработки являются:
освоение и понимание художественных понятий (предметный результат обучения);
формирование у учащихся логического мышления (обобщение, определение понятий) и навыки переработки информации (метапредметный результат обучения);
воспитание художественного и эстетического вкуса при создании творческой работы (личностный результат обучения).
Базовые знания должны включать такие разделы, как:
- композиция;
- рисунок;
- живопись и цветоведение.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПри создании методической разработки серии занятий учитывались следующие аспекты:
- индивидуальный уровень изобразительной грамотности;
- психофизиологические особенности учащихся;
- соблюдение общепринятых дидактических принципов, систематичность и последовательность изложения материала, наглядность и доступность в обучении.
ОСОБЕННОСТИ СЕРИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Технологии
Проектная, ИКТ-технология
Тип уроков
Сообщение нового материала, комбинированный с использованием ИКТ - технологий.
Методы
Наглядный, словесный, проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы
Формы организации деятельности учащихся
Индивидуальная работа, фронтальная работа.
Материалы и оборудование
Альбомные листы (бумага для акварели, формат А4) , акварельные карандаши, кисть-белка, краски, палитра, салфетки, баночки для воды, простой карандаш, ластик.
Презентация к уроку, видеоматериалы, мультимедийный проектор, компьютер.
Межпредметные связи
Литература, музыка, технология, информатика и ИКТ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЕРИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Цель :
Познакомить с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить творческую активность обучаемых во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Задачи
ОбразовательныеФормирование художественных знаний, умений, изобразительных навыков.
Ознакомление учащихся с художественными техниками в изобразительном искусстве через выполнение творческой работы по теме «Рисование с натуры. Яблоки».
РазвивающиеРазвитие психических познавательных процессов.
Развитие эмоциональной и чувственной сферы у учащихся.
Развитие художественного вкуса и творческих способностей.
ВоспитательныеВоспитание эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира.
СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Этапы учебных занятий | 1 занятие | 2 занятие |
Организационно-мотивационный блок | 2 мин | 2 мин |
Информационно-аналитический блок | 3 мин | 3 мин |
Определение последовательности построения рисунка | 15 мин | 15мин |
Практическая художественно-творческая деятельность | 20 мин | 20 мин |
Оценочно-рефлексивный блок | 5 мин | 5 мин |
Каждая серия занятий состоит из блоков. Учебные блоки выстроены в определенной логической последовательности, имеют свою автономность и функциональную завершенность.
По итогу второго занятия проводится выставка творческих работ учащихся.
Организация проведения учебных занятий
Проведение учебных занятий использует следующие формы:
виртуальная экскурсия;
мини-лекции с элементами творческого обсуждения материала;
выбор замысла творческого проекта и обсуждение вариантов его реализации;
творческая работа.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЗ
1 занятие | 2 занятие | ||
Организационно-мотивационный блок | |||
2 мин | 2 мин | ||
Информационно-аналитический блок | |||
/data/files/i1738137081.pdf Викторина "Яблоки в творчестве художников" (презентация) | 3 мин | 3 мин | |
Определение последовательности построения рисунка Просмотр последовательности изображения яблок | |||
Построение рисунка | 4 мин 4 мин 6 мин 6 мин | Работа в цвете | 2 мин 8 мин 8 мин 2 мин |
Практическая художественно-творческая деятельность Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности | |||
Работа карандашом | 20 мин | Работа в цвете | 20 мин |
Оценочно-рефлексивный блок | |||
Анализ работ учащихся Критерии оценивания рисунка с натуры | 5 мин | Выставка работ учащихся | 5 мин |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Виртуальный Pусский музей (rusmuseumvrm.ru)
Виртуальные туры - Виртуальный Pусский музей (rusmuseumvrm.ru)
Журнал «Третьяковская галерея» (tg-m.ru)
Галерея - страница 1 из 465 (tretyakov.ru)
Статьи раздела «Музеи» (culture.ru)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Творческая работа воспитанницы студии