Методическая разработка урока биологии в 5 классе «Разнообразие живого»

2
1
Материал опубликован 17 October 2020 в группе

Предмет,класс биология, 5 класс

Тип урока урок «открытия» нового знания

Технология построения урока технология деятельностного метода

Тема Разнообразие живого.

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о систематике как науки о классификации.

Задачи:

Способствовать формированию у детей понятия «систематика», «классификация», «царство», «вид».

Направлять развитие у детей интеллектуальных и познавательных умений: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, приводить примеры.

Формировать у детей навыки самостоятельно организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Содействовать формированию у учащихся целостного мировоззрения на восприятие природы.

Понятийный аппарат: «систематика», «классификация», «царство», «вид».

Персоналии: Карл Линней

Предметные умения:

-уметь называть признаки живых организмов, представителей царств живой природы, среды обитания различных живых существ;

-уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

-уметь устанавливать черты сходства и различия между представителями основных царств;

-уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах;

-уметь приводить примеры живой и неживой природы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- проявлять интеллектуальные и творческие способности; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- определять цели и задачи;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- осуществлять постановку и формулирование проблемы;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения:

Мультимедийные материалы: презентация «Разнообразие живого»

Технические средства: ПК, экран.

Технология изучения.

1.Организационный блок.

Цель: организовать деятельность учащихся для восприятия новых знаний и способов деятельности.

Организация начала занятия (учащиеся проводят организацию собственного рабочего пространства: готовность к уроку, осмысление вопросов)

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- проявлять интеллектуальные и творческие способности.

Регулятивные УУД:

- оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

Фронтальная беседа с учащимися:

-Назовите главную причину возможного зарождения живого в океанах и морях?

-Докажите, что 500 млн лет назад органический мир нашей планеты был разнообразным.

-Приведите аргументы невозможности современного образования каменного угля.

-В чём отличие эпохи динозавров?

Работа с заданиями в рабочей тетради:

-№ 56 стр.31 (несколько учащихся во время фронтального опроса)

Организация проведения взаимоконтроля выполненного задания.

Организация проверки творческого домашнего задания (стр.56 учебника):

Задание 10) С помощью вертикальных отрезков изобразите в рабочей тетради относительные размеры различных динозавров и человека.

(Важно отметить момент, как учащиеся выполняли данное задание).

Задание 8) Составьте план предполагаемой экскурсии на тему «Древние обитатели нашей планеты»

Учащиеся систематизируют информацию в соответствии с поставленной задачей действия, проводят самоконтроль и взаимоконтроль устных ответов.

2.Информационный блок.

Цель: создать организационные условия для изучения новых знаний и способов действий учащимися.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

-уметь называть признаки живых организмов, представителей царств живой природы, среды обитания различных живых существ;

-уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;

-уметь устанавливать черты сходства и различия между представителями основных царств;

-уметь приводить примеры живой и неживой природы.

Личностные УУД:

- проявлять интеллектуальные и творческие способности.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- определять цели и задачи;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- осуществлять постановку и формулирование проблемы;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

1)Мотивация к изучению.

Предложить учащимся прослушать стихотворение и определить тему урока.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг...(природа)

2)Актуализация знаний (фронтальная беседа):

-Какими признаками характеризуются живые организмы?

3)Этап определение темы занятия.

-Ребята, очень часто русские народные сказки начинаются словами … «в некотором царстве, в некотором государстве». Я предлагаю вам побывать сегодня на уроке в царствах живой природы.

Обсуждение с учащимися

-Предложите тему урока (перейти к слайду 1 презентации)

-Что нужно будет узнать?

-Что мы должны будем уметь?

-Что нам поможет в изучении темы?

Обобщение ответов учащихся. Учащиеся определяют тему урока; задачи; источники информации.

4)Работа со слайдами презентации

-Рассмотрите иллюстрацию. Давайте попробуем описать живую природу (по слайду 2).

Обратить внимание учащихся на восприятие иллюстрации:

- Как вам удобнее описывать, называя всех беспорядочно, или по группам?

-Деление на группы называется классификацией (по слайду)

-Систематика – это наука о классификации. Учащиеся работают с понятийным аппаратом. Обратить внимание учащихся на удобство разделения: животные, растения, грибы, бактерии.

-По каким признакам мы будем отличать представителей Царства Растения? Царство Животные? Царство Грибы? Царство Бактерии?

-Основная единица классификации- вид (по слайдам 4,5)

Предложить привести примеры видов животных леса, растений леса.

Обратить внимание учащихся, что и среди грибов и бактерий тоже имеются виды.

-Что же такое вид? (по слайду 6)

Предложить учащимся дать определение понятию «вид» самостоятельно.

При необходимости подвести к пониманию факта, что вид- группа сходных особей.

5)Работа с учебником.

Работа с терминами: «вид» (стр.58)- предложить учащимся выделить характерные признаки понятия (сходство в строении; сходные процессы жизнедеятельности; обитание на одной территории; плодовитое потомство). Учащиеся работают с понятийным аппаратом.

Обратить внимание учащихся (по слайду 7) на объединение систематических групп в более крупные, из которых самая крупная- Царство.

-Практически в каждом царстве есть и одноклеточные организмы, тела которых состоят всего из одной клетки, и многоклеточные.

Выделение роли К.Линнея как основоположника систематики.

Проведение физкультминутки.

3.Аналитический блок.

Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.

Планируемы результаты:

Предметные умения:

-уметь устанавливать черты сходства и различия между представителями основных царств;

-уметь различать изученные объекты в природе, на табл.

Личностные УУД:

- проявлять интеллектуальные и творческие способности.

Регулятивные УУД:

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-умение вести анализ информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

Фронтальная беседа:

-На Земле обитает свыше 2,5 млн видов организмов. Можно ли считать эту цифру неизменной?

- Почему возникла необходимость в систематике?

-У Алексея домашний питомец- пекинес Бантик, у Тани- сиамская кошка Бусинка, у Олега- немецкая овчарка Барс. Сколько перечислено организмов и видов?

Учащиеся участвуют в обсуждении, проводят взаимоконтроль ответов.

Организация работы в парах в тетради.

Задание: выполнить задания 59,61.Установка на рассматриваемые действия:

-Какие знания и умения мы получим, выполнив задание 59 и 61 в рабочей тетради?

Учащиеся участвуют в обсуждении, проводят взаимоконтроль ответов.

4.Оценочный блок.

Цель: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- проявлять интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулятивные УУД:

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-умение вести анализ, отбор информации.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

-Насколько изученный нами материал на уроке важен для нас в жизни? (безопасность при сборе грибов, опасные животные, уход за растениями, профилактика заболеваний, вызванных бактериями).

Предложить учащимся проработать критерии оценивания своей работы на уроке (приложение 1). Осмысление учащимися изучаемого содержания. Приведение детьми примеров практического применения знаний по теме урока.

5.Рефлексия.

Цель: организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- проявлять интеллектуальные и творческие способности.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

Приём «Закончи предложение». Рефлексивное осмысление учащимися материала урока.

-Мне было интересно…

-На уроке мне было непонятно…

-Спасибо…

6.Домашнее задание.

Цель: организовать деятельность учащихся по систематизации и закреплению полученных знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

Организация рамок выполнения домашнего задания: изучить материал стр.57-59; ответить на вопросы после параграфа; выяснить, что известно родителям о царствах живого.

Осмысление учащимися действий по систематизации и закреплению знаний и способов действий.

Критерии оценивания. Приложение 1.

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Я не совсем точно знаю определения «вид», «классификация», «систематика».

Я хорошо знаю определения «вид», «классификация», «систематика».

Я хорошо знаю определения «вид», «классификация», «систематика» и могу привести по одному примеру видов изученных царств.

Я хорошо знаю определения «вид», «классификация», «систематика» и могу привести по 3-5 примеров видов изученных царств

Я могу отличить объекты живой и неживой природы.

Я могу отличить объекты живой и неживой природы, представителей царств живой природы.

Я могу отличить объекты живой и неживой природы, представителей царств живой природы, виды одного царства.

Я могу отличить объекты живой и неживой природы, представителей царств живой природы, виды одного царства, назвать их среду обитания.

Я выполнил почти все задания на уроке.

Я выполнил все задания на уроке и внимательно слушал товарищей

Я выполнил все задания на уроке и внимательно слушал товарищей

Я ответственно выполнял свои обязанности при работе в парах, самостоятельной работе.

Источники:

Биология: Введение в биологию. 5 кл.: учебник/Н.И.Сонин, А.А.Плешаков- М.:Дрофа,2018

Биология: Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику/Н.И.Сонин, А.А.Плешаков- М.:Дрофа,2020

Введение в биологию. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию» авт.-сост. И.В.Константинова.- Волгоград: Учитель, 2015.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за методический ресурс, Наталья Николаевна!

17 October 2020