12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомина Татьяна267
Россия, Чувашская респ.


Методическая разработка урока «Эволюция звезд»

с помощью конструктора образовательных ресурсов CORE


Автор – Фомина Татьяна Алексеевна,

преподаватель Канашского педагогического колледжа

Минобразования Чувашии


Введение


Урок разработан с помощью конструктора образовательных ресурсов CORE (платформы CORE)

Данный онлайн-урок может применяться как при дистанционном обучении, так и при обычном проведении урока.

При дистанционном обучении обучающиеся получают ссылку на урок. При этом они имеют возможность зарегистрироваться на данной платформе или пройти урок без регистрации, просто введя свои фамилию и имя.

При проведении обычного урока, преподаватель использует данный урок в режиме презентации. При этом задания (классификации, тесты и т.д.) выполняются совместно или одним обучающимся, вызванным к доске. Также имеется возможность распечатать отдельные страницы урока для раздачи обучающимся.

Кроме этого, данный урок может применяться при использовании метода ротации станций.


Тема урока: Эволюция звезд

Цель: формирование научной картины мира на основе изучения эволюции звезд

Задачи:

 - закрепление знаний о закономерностях в мире звезд

- формирование представления о процессах образования и развития звезд

- развитие умения обрабатывать информацию

- развитие умения излагать свои мысли

- развитие интереса к астрономии

 

Урок направлен на достижение следующих результатов (в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия»):

личностных:

– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

− умение использовать достижения современной науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;

метапредметных:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; (при дистанционном прохождении урока)

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

4) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

5) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


предметных:

1) сформированность представлений об эволюции звезд, пространственно-временных масштабах Вселенной;

2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.


Если вы зарегистрированы на платформе CORE, вы можете добавить этот урок себе и посмотреть его содержание «изнутри». Ссылка на урок для учителя https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fb6acff6e5c696e8e3e2e48

Если вы хотите посмотреть, как выглядит урок со стороны ученика, вы можете пройти по ссылке https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fb57a805f9de41be1965306

Или зайти на сайт urok.io и ввести код:YW6N



План урока


 1. Организационный момент

2. Мотивация, постановка задачи

3. Актуализация знаний

4. Получение новых знаний

5. Первичное закрепление

6. Итоги урока, домашнее задание 


Ход урока для дистанционного варианта

(В скобках даны пояснения для очного варианта)


1. Организационный момент – вход на урок по коду или ссылке.


2. Мотивация, постановка задачи

С осени 2019 года весь астрономический научный мир и любителей астрономии волнует поведение одной из крупнейших звезд – звезды альфа Ориона или Бетельгейзе.

«Когда взорвется Бетельгейзе? Что мы увидим? Что нас ждет?» – такие вопросы часто мелькали на просторах Интернета.

Звезда меняет свою яркость, она стала тускнеть. И даже изменила свою форму. Но с февраля блеск звезды стал восстанавливаться. 

Что же происходит с этим красным сверхгигантом? Каковы законы развития звезд?

Об этом наш урок.

Тема урока: Эволюция звезд

На уроке вы узнаете:

- какие стадии в развитии проходят звезды;

- как будет выглядеть вспышка сверхновой звезды.

Научитесь:

- определять конечную стадию развития звезды.


3. Актуализация знаний

Вспомните, что представляет собой диаграмма Герцшпрунга-Расселла, мы изучали это на прошлых уроках. (На экране демонстрируется диаграмма)

Рассмотрите эту диаграмму, вспомните, как она построена и какие закономерности в мире звезд она описывает. При необходимости, вы можете прочитать документ «Важнейшие закономерности в мире звезд» (Воронцов-Вельяминов Б.А. 'Астрономия: Учебное пособие для 10 класса средней школы' \\18-е изд. - Москва: Просвещение, 1989)

Ответьте на вопросы: (Вопросы демонстрируются на экране)

1) Какая зависимость представлена на диаграмме?

А. Цвет – Светимость

Б. Масса – Цвет

В. Размер – Масса

2) Что такое термоядерная реакция?

А. Это химическая реакция при очень большой температуре

Б. Это ядерная реакция образования более легких ядер из более тяжелых, при которой выделяется большая энергия

В. Это реакция, которая возникает при нагревании

Г. Это реакция слияния легких ядер с образованием более тяжелых


4. Получение новых знаний

Просмотр трех коротких видео, общей продолжительностью около 11 минут (Эволюция звезд – 4:11, Почему зажигают звезды? – 3:18, Как умирают звезды – 3: 15)

Эволюция звезд (Преподаватель может подвести итоги просмотренного)

Итак, между массой, размерами, светимостью и температурой звезды существует взаимосвязь, которая отображается местом звезды на диаграмме Герцшпрунга-Расселла и определяет эволюцию звезд. 

Звезды начинают свой цикл с газопылевого облака. За счет гравитационного сжатия образуется протозвезда, при дальнейшем сжатии водородное облако в центре разогревается и начинается термоядерная реакция - протозвезда превращается в звезду. 

Часть протозвезд, имеющих небольшую массу, не достигают температуры термоядерного синтеза. Это коричневые карлики.

Чем больше масса звезды, тем температура в ее недрах выше и быстрее идет процесс образования гелия из водорода. Голубые звезды главной последовательности, "сжигают" водород за 106-107 лет, а такие, как Солнце, лишь за 1010 лет. 

С выгоранием водорода в центре звезды ее эволюция ускоряется. Звезда превращается в красный гигант. В  ядрах красных гигантов идет реакция синтеза углерода из гелия. С уменьшением количества гелия эта реакция прекращается. Звезда сжимается, приходит в состояние белого, крайне плотного карлика, который может светить очень долгое время.

Такие стадии в своем развитии проходят звезды, масса которых не превышает  массу Солнца.

Очень массивные звезды, имеющие массы в 8-10 раз больше массы Солнца, взрываются как сверхновые звезды. Взрыв сопровождается выбросом в межзвездную среду тяжелых химических элементов. После взрыва звезды сжимается, превращаясь в нейтронную звезду или черную дыру.

Нейтронные звезды – это конечная стадия эволюции звезд с массой немного большей, чем у Солнца.

Звезды с массой, значительно превышающей солнечную, завершают свою эволюцию, превращаясь в черную дыру.

Белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры являются конечными стадиями эволюции звезд различной массы. Из вещества, которое выброшено звездами, в последующем могут образовываться звезды нового поколения.


5. Первичное закрепление


(Задания демонстрируются на экране, один обучающийся выполняет)

Распределите по корзинам:

Завершающие стадии эволюции звезд

Промежуточные стадии эволюции звезд



Слова для распределения: красный гигант, белый карлик, субкарлик, сверхгигант, черная дыра, нейтронная звезда, желтый карлик.


Ответьте на вопросы:

1) От чего зависит завершающий этап эволюции звезды?

(открытый ответ)

2) Какие звезды живут дольше всех?

А. Белые карлики

Б. Звезды главной последовательности

В. Красные гиганты

Г. Сверхгиганты

3) Каков путь развития Солнца?

(открытый вопрос)

4) «Когда запасы водорода в недрах звезды иссякнут, запуститься следующий процесс – горение гелия». Как вы понимаете словосочетание «горение гелия» в данном контексте?


6. Итоги. Домашняя работа

А что же с Бетельгейзе? Чего нам ждать? Строить бункеры, делать запасы? 

20 октября 2020 года научный журнал  The Astrophysical Journa  опубликовал статью, в которой говорится... А что в ней говорится, вы найдете самостоятельно, пройдя по ссылке 

Это будет вашим домашним заданием.



Источники:

Астрономия : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/[Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова] ; под ред. Т.С.Фещенко. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 256 с.

Воронцов–Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень, 11 класс: учебник/ Б.А. Воронцов–Вельяминов, Е.К.Страут. – М.: Дрофа, 2018. – 238,[2] с. : ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник)

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для учреждений сред.проф. образования / В.Ф.Дмитриева. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 448 с.

Грачёв А.В. Физика: 11 класс: базовый и углубленный уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.В.Грачёв, В.А. Погожев, А.М. Салецкий и др. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Вента-граф, 2014. – 464 с.


Опубликовано


Комментарии (1)

Фомина Татьяна, 03.01.23 в 21:06 0Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги!
Если вам понравилась моя разработка урока "Эволюция звезд" в конструкторе CORE, то вам лучше воспользоваться ссылкой для учителя. В этом случае вы сможете проверять прохождения этого урока вашими учениками. Это будет уже ваш урок. И вы сможете что-то изменить, если хотите.
Сейчас,если вы даете ссылку на этот урок ученикам, то результаты вижу только я. К тому же я могу что-то изменить в уроке или закрыть его для прохождения.
Если вы воспользуетесь ссылкой для учителя, то вы сможете поделиться вашим, а не моим уроком. И проверить работы ваших учеников.
Вот ссылка для учителя https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fb6acff6e5c696e8e3e2e48
Всего доброго
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.