Методическая разработка урока физики «Графическое представление движения» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 3 October 2020 в группе

Ф И О учителя --- Товарнова Ольга Юрьевна

Образовательное учреждение – МАОУ «Лицей № 14» г. Владимир

Класс - 7

Тема урока - Графическое представление движения.

УМК под ред. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, М.: Дрофа, 2018г..

Тип урока - Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы проведения урока:

по источнику материала: наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, проблемные, объяснительно-иллюстративные.

по степени взаимодействия учителя и учеников: активные (эвристическая беседа;) и интерактивные.

Цель урока: создание условий для прочного усвоения и расширения знаний по теме «Механическое движение»..

Методическая цель: активизация познавательной деятельности путём использования активных методов обучения.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для формирования умения строить и читать графики движения тел;

создать условия для развития умения работать с информацией, представленной в разных формах: текст, график, таблица, рисунок:

обобщить изученный материал по теме.

Развивающие:

развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное,

развитие умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развитие коммуникативной культуры,

создание условий для развития познавательного интереса.

Воспитательные:

содействовать совершенствованию у учащихся навыков работы в группах;

содействовать формированию интереса к изучению физики;

содействовать формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: научиться строить и читать графики движения тел; научиться производить расчёт скорости, пути и времени движения тела по

графику.

Метапредметные:

познавательные УУД: самостоятельно приобретать новые знания; самостоятельно строить и читать график движения;

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать познавательную задачу; выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения.

коммуникативные УУД: с помощью вопросов добывать недостающую информацию; взаимно контролировать действия друг

друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра

и самого себя.

Личностные: формирование познавательного интереса, мотивация образовательной деятельности

Комплексно-методическое обеспечение урока:

1. Иллюстрированная презентация по всем этапам урока:

- проверка домашнего задания

- формулировка темы и цели урока

- организация учебной деятельности обучащихся

- закрепление материала.

2. Комплект заданий для проведения самостоятельной работы.

3. Листы рефлексии.

4. Материал для оформления стенда с домашним заданием.

5. Плакат: план рассказа о физической величине.


Оборудование :

Мультимедийный проектор, компьютер, комплекты линеек, карандашей, калькуляторов.


Технологическая карта урока:

№п/п

Этап урока.

Деятельность учителя по вовлечению учащихся в учебную деятельность.

Прогнозируемая деятельность учащихся, желаемый результат.

Формируемые УУД


1


Самоопределение к деятельности.

Подготавливает учащихся к восприятию материала.

Создаёт эмоциональный настрой на учебную деятельностью. Осуществляет контроль уровня имеющихся знаний.


Что называется механическим движением?

Какие физические величины характеризуют механическое движение?

Рассказать об этих физических величинах по плану. (Определение, обозначение, единица измерения в системе СИ)

Какое движение называют равномерным? Приведите примеры.

Что показывает скорость при равномерном движении?

Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела?

Какое движение называют неравномерным? Приведите примеры.

Как определить среднюю скорость при неравномерном движении тела?

По слайду №1 устно решается задача на перевод единиц измерения скорости в систему СИ.









Отвечают на вопросы учителя.







Настраиваются на работу по определению характеристик движения.

6

2

Выделение проблемного поля.

Создаёт для учащихся ситуацию недостаточности знаний.

Предлагает решить производственную ситуацию, которая их должна подвести к цели урока. Слайд № 2

Представьте, что вы являетесь менеджером крупной транспортной компании, осуществляющей грузоперевозки по всей стране. Вам необходимо отслеживать перемещение автомобиля с важным грузом, и передавать эти сведения своему руководителю.

Каким образом Вы будете это делать? ( Возможна организация инсценировки)

А какие сведения Вы у водителя будете узнавать?




Если передвижение груза происходит на большие расстояния и занимает продолжительное время, каким способом целесообразнее и удобнее менеджеру это делать?

Ставит перед учащимися вопрос: как записывать информацию?



Анализируют ситуацию.





Делать звонки водителю в заранее установленное время.

Загруженность трассы, качество дороги, состояние его здоровья. Но главное, на каком километре дороги он сейчас находится.



Предлагают в виде таблиц, в которых отражать время и координату или рисовать диаграммы…

3

3

Совместная с учащимися постановка целей.

Создаёт условия, при которых учащиеся смогут сформулировать цель урока.

Отгадайте ключевое слово темы сегодняшнего урока.

Предлагает разгадать ребус. Слайд №3


Какова цель нашего урока?


Формулирует тему урока. Слайд № 4

Тема: Графическое представление движения.



Разгадывают ребус.

График.


Ребята формулируют цель урока: научиться строить и читать графики движения тел.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

2

4

Совместный поиск путей решения проблемы.

Организует работу в микрогруппах.

Создаёт условие для решения возникшей проблемы в недостаточности знаний.

Ребятам в группах по 4 человека предлагается решить задачу, в ходе которой они самостоятельно строят графики зависимости скорости и пройденного пути от времени. Слайд №5

Кошка на расстоянии 6 метров от дерева, за которым сидела, увидела воробья, внимательно разглядывающего букашек в траве. Стараясь не отвлекать его внимание, она в течение 4 секунд медленно передвигалась в его направлении, и прошла путь 2 метра. Затем ей пришлось затаиться на 4 секунды. Оставшееся расстояние кошка преодолела «стремительным» рывком, который длился 2 секунды. Но воробей улетел.


Задание: Построить графики зависимости скорости, пройденного пути и координаты от времени.


Координирует деятельность учащихся. Слайд № 6

Осуществляет проверку выполнения задания. Слайд №7

Задаёт вопросы:

Проанализируйте только график зависимости координаты от времени. Можно ли узнать из графика перемещение?

Как Вы это сделали?




Учащиеся анализируют условие, записывают дано.

Приходят к выводу, что для построения графика удобнее информацию представить в виде таблицы.

Вычисляют скорость кошки на каждом участке.


По данным таблицы выстраивают в тетради графики зависимости скорости, пройденного пути и координаты от времени.



Можно.

S1=Х10

S2=Х21

S3=Х32

12

5

Закрепление во внешней речи.

Предлагает решить задачи , в которых отрабатываются навыки работы с графическим способом описания движения.

Слайд № 8

Предлагает устно решить задачи.

Оценивает индивидуальный ответ учащегося .


t1601687162aa.gif

Слайд №9

Оценивает индивидуальный ответ учащегося.

t1601687162ab.gif



Учащиеся анализируют зависимость каких величин представлена на графике.




Скорости от времени.

Изменение скорости тела с течением времени.







Решают задачу на установление соответствий.






Учащиеся анализируют зависимость каких величин представлена на графике.


Отвечают на поставленные вопросы.








Начальная скорость движения.

Направление движение.

Промежуток времени.


У первого скорость увеличивается, а у второго уменьшается.


Второй автомобиль остановился.



Нет.








5

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует работу в парах при работе учащихся у доски.

Организует диагностику первичного усвоения новых знаний при чтении графиков. Слайд № 10

t1601687162ac.gif

Слайд № 11

t1601687162ad.gif

Подводит учащихся к выводу о целесообразности представления механического движения графическим методом.

С чего надо начинать анализ любого графика?

В чём преимущество представления информации в графической форме?


К доске вызываются два ученика для оформления решения задачи.



Учащиеся на местах оформляют решение задачи в тетрадях.









































С анализа данных на координатных осях.


Кратко, лаконично, без лишней информации.

6

7

Практическое закрепление опыта.

Оценивает результат восприятия учебного материала с последующим его анализом.

Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу в парах. Слайд № 12

Учащимся выдаёт лист с заданием. Работа выполняется на этом листе.

t1601687162ae.gif Собирает листы с заданием и включает Слайд № 13. с правильными ответами.






Подписывают лист.

Выполняют задание в парах.

10

8

Инструкция по выполнению домашнего задания

Мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания,

Акцентирует внимание учащихся на дополнительные задания.

Слайд №14

Упражнение № 5

Составьте тексты к задачам-графикам из упражнения 5.

Подготовиться к проверочной работе по теме «Механическое движение».

Для желающих в классе на доске объявлений вывешиваются задания на перевод единиц измерения в систему СИ и на определение средней путевой скорости. Слайд № 15, 16, 17

В каких областях жизнедеятельности человека информация предлагается в виде графика.

Подумайте о недостатках представления информации в виде графика.



Учащиеся записывают домашнее задание.

2

9

Рефлексия.

Предлагает заполнить лист рефлексии.

Слайд №18

Оцените по пятибальной шкале:

Вам удалось на уроке показать свои знания.

2. Вы узнали интересные факты.

3. Ваше состояние на уроке было комфортным.

4. Как вы оцениваете свою готовность к выполнению

проверочной работы.

5. Вам хочется выполнить домашнюю работу?

Ответьте: ДА или НЕТ.

Презентация помогала Вам усваивать материал?

Она поддерживала вашу работоспособность на уроке?

Учащиеся заполняют лист, отвечая на вопросы.

1


45


Приложение:

В классе на доске объявлений вывешивается дополнительное задание. Выполняют задание желающие. (Таким образом определяется уровень учебной мотивации).


№1 Задача про печального дядю Борю.

Добираясь из пункта А до пункта Б, расстояние между которыми 4 километра, печальный дядя Боря имел ряд приключений.

Первые 10 минут дядя Боря шёл не спеша и только изредка

вздрагивал, предчувствуя опасность.

Следующие 4 минуты дядя Боря мчался изо всех сил, спасаясь от дворняги Моськи и её верных подруг Жучки, Шавки и Клюквы.

После того, как подруги, мечтавшие поближе познакомиться с дядибориными брюками, наконец отстали, дядя Боря еще 16 минут

бежал трусцой, постепенно снижая скорость.

Затем он 18 минут тихонько полз в густой траве мимо

мирно пасущегося быка Ерёмы.

И ещё 3 минуты очень быстро от вышеназванного быка убегал.

Последние 9 минут Дядя Боря на всякий случай преодолел на

четвереньках, перемещаясь по высокой траве.


Вычисли среднюю скорость печального дяди Бори ,

прибывшего в пункт Б в невменяемом состоянии .



t1601687162af.gif











Задача №2: Перевод единиц измерения скорости.

t1601687162ag.gif





Самостоятельная работа в парах на 7 этапе урока – практическое закрепление опыта.


1 участок

2 участок

3 участок

t




υ




S






t1601687162ah.gift1601687162ai.gif

Х м




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.