Урок на тему «Налоговая культура. Теневая экономика» (5–6 классы)

5
0
Материал опубликован 14 April 2023 в группе


Презентация к уроку "Налоговая культура. Теневая экономика"PPTX / 258.42 Кб

Методическая разработка урока:

«Налоговая культура. Теневая экономика.»

Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5–6 класс)

Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.

Учебное пособие: учебник «Основы экономической культуры» 5–6 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк.

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний

Вид урока: Комбинированный

Цели урока:

- обучающая: ознакомить учащихся с понятием «налоговая культура».

развивающая: продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).

- воспитательная: научить принимать ответственное решение за начисление и уплату налогов.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник, листы формата А2-2–3 шт., А4- 10шт, карточки красного, желтого, зеленого цвета в комплекте для каждого ученика.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 1. индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);

2. групповая (размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);

3.фронтальная.

План урока:

Актуализация знаний.

Повторение терминов и понятий прошлого урока.

Дебаты на тему «Важность уплаты налогов».

Групповая работа. Раскрытие понятия «налоговая культура».

Рефлексия

Предварительная подготовка:

Настройка презентации. Расстановка столов для рабочих групп. Листы формата А2 развешиваются на доску. Листы формата А4 по 2–3 штуки раскладываются на столах. Перед уроком учащиеся рассаживаются за столы по группам 5–6 человек (по желанию кто с кем хочет).

Ход урока.

Организационный момент

(2 слайд) (приложение 1)- ~1 мин. Здравствуйте, ребята! Начнем урок с упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). У вас на столах лежат листы формата А4, выберите, кто запишет участников вашей группы на одном из них. Другие листы предназначены для работы во время урока.

На предыдущих уроках мы с вами узнали несколько понятий, такие как налог, ставка налога, виды налогов, плательщики налогов.

Учитель: Давайте немного повторим пройденный материал. Перед вами будут появляться вопросы, попробуйте дать ответ. Прошу поднимать руки при желании ответить. А за каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетон. Напоминаю, что в конце урока Вы можете обменять их на оценку в журнале по курсу 3 жетона -отметка «5», 2 жетона -отметка «4».

Актуализация знаний.

(3 слайд) (приложение 2) – ~2 мин.

!!Каждый вопрос и ответ -отдельный клик

Что такое налог? (это обязательный платеж, который взимается в соответствии с законом.)

Какие виды налогов вы знаете? (1. Федеральные 2. Региональные 3. Муниципальные/местные)

(4 слайд) (приложение 3) – ~2 мин.

Учитель: Давайте проверим решение задачи, которую вам необходимо было решить дома по желанию. У кого получилось это сделать, назовите ваш ответ. (За правильный ответ выдать два жетона)

Задача. Доходы за май - Вам начислили зарплату 30000 руб., премию 10%, дивиденды в сумме 20000руб., также вы продали свой велосипед за 5000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ за май?

(клик) Решение задачи:

1) 30000*0.15=4500 сумма премии 2) 30000+4500=34500 итого начислено заработной платы

3) 34500+20000+5000=59500 итого получено доходов 4) 59500* 0.13=7735 сумма исчисленного налога

(5 слайд) (приложение 4) – ~3 мин.

Учитель: Давайте проверим письменные ответы на вопросы, которые вам необходимо было выполнить дома по желанию. У кого получилось это сделать, можете поднять руку для ответа. (За ответ выдать жетон).

Чем НДФЛ отличается от налога на прибыль? (НДФЛ платят физические лица, налог на прибыль юридические. Ставка налога на прибыль 20%, у НДФЛ 13–30%)

Почему каждому государству нужны налоги? (Для выполнения своих экономических функций или приближенный к этому ответ)

Учитель: действительно, для выполнения своих экономических функций государству нужны деньги, а налоги — это основной источник всех бюджетов. Все свои программы государство и местные власти могут выполнять только тогда, когда в бюджет будут поступать средства.

(6 слайд) (приложение 5) – ~7 мин.

Учитель - Ребята, предлагаю вам выразить свое отношение к налогам при помощи карточек, которые находятся у вас на столах.

Красный цвет: налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Желтый цвет: нужно платить только справедливые налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Зеленый цвет: налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Учитель: Я вижу, что (определить сколько каких карточек больше-меньше). Давайте послушаем мнение тех, кто поднял … карточки (наименьшее число карточек этого цвета). Аргументируете свой выбор ответа. (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

Давайте послушаем мнение тех, кто поднял … карточки (наибольшее число карточек этого цвета). Аргументируете свой выбор ответа. (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

Учитель: как мы видим, далеко не всем из вас хочется платить налоги. Так и в любой стране существуют люди, которые не платят налогов, уклоняются от них, скрывают свои доходы, поэтому государство принимает законы, которые регулируют взимание налогов со своих граждан. Эти законы в большинстве стран одни из строгих – от лишения имущества и активов до лишения свободы уклониста. Согласно закону, платить налог – обязанность граждан страны!

(7 слайд) (приложение 6) – ~3 мин.

Учитель: экономическая деятельность, которая скрывается от государства, называется Теневая экономика. Граждане или не платят налоги, так как специально не учитывают свой доход в официальных документах.

Вопрос ко всем учащимся: Вопрос ко всем -как вы думаете, что может произойти, если в бюджет нашего города перестанут поступать налоги? (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

Учитель: (резюмировать ответ). Да, действительно, может не быть денег на ремонт школ, больниц, благоустройство улиц, парков, скверов, не будет денег на поддержание и улучшение работы общественного транспорта и другие необходимые нужды.

Как правило, на упражнении поднимаются больше карточек зеленого цвета. Этой группе ребят, поднявших этого цвета карточки, задается дополнительный вопрос- Ребята, поднявшие карточки зеленого цвета, скажите, пожалуйста, можно ли вас назвать культурным человеком в области налогообложения? Почему?

Вопрос «в зал»- А что же такое налоговая культура?

(8 слайд) (приложение 7) – ~10 мин.

Учитель: сейчас предлагаю поработать в группах. Соберите все возможные варианты ответов о том, что такое налоговая культура, что в нее входит, что она отражает и т. д. Предлагаемые ответы участников группы кто-то один из вас записывает на листе А4. Затем через 5 минут мы соберем общий список ответов.

Дается время на самостоятельную работу в группах, после собираются все возможные ответы от групп. Например, высказываются по порядку каждая группа по кругу по одному ответу, если повторяется ответ, либо пропускает ход, либо предлагает другой вариант. Если у группы закончились варианты, она сидит и слушает остальных.

Учитель: итак, перед вами весь список возможных ответов. Может ли кто-то из вас, глядя на него, дать ответ- Что такое Налоговая культура? (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

(9 слайд) (приложение 8) – ~4 мин

Учитель: посмотрите на слайд. Перед вами определение «налоговая культура». Как видите, вы в целом все правы. (как правило, ребята дают приблизительно верный ответ).

НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА

Это часть общенациональной культуры страны.

Она связана с деятельностью участников налоговых отношений.

Она отражает:

уровень знаний и соблюдения законодательства о налогах и сборах,

правильность исчисления,

полноту и своевременность уплаты налогов и сборов

знание своих прав и обязанностей, уровень понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налоговых платежей.

Учитель: создать такую культуру в государстве очень непросто. Она складывается годами и даже столетиями. Для того, чтобы налоговая культура создавалась, необходимы определенные условия.

Вопрос к учащимся: как вы думаете о каких условиях идет речь? (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

(10 слайд) (приложение 9) – ~1 мин

Учитель: действительно, как мы видим, условия для создания налоговой культуры - это

Доверие граждан своему государству

Экономическое образование граждан

Размер и сумма налогов должны быть разумными и по силам для граждан.

**Если остается время для работы можно провести игру на тему введения нового налога:

Суть деловой игры: Представьте ситуацию, что в нашем городе местные законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев домашних животных.

Первая и вторая группы выступят от имени местных депутатов гордумы с инициативой введения этого налога. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городской думы считаем, что нужно ввести сбор с владельцев животных, потому что ….”

Третья и четвёртая группы будут выражать интересы владельцев домашних животных и обосновывать почему вводить налог не нужно: “ Мы, владельцы животных считаем, что …”

Пятая группа выступит от имени остальных жителей города. «Мы инициативная группа жителей по этому вопросу считаем….»

Итог урока. Рефлексия ~1 мин.

Учитель: итак, сегодня на уроке мы повторили, что такое налог, рассмотрели, что такое налоговая культура, теневая экономика. Обсудили важные составляющие налоговой культуры. Давайте закончим подведение итога урока, одним словом, которое у вас ассоциируется с принятием «Налоговая культура». Отвечают те, кто хочет. (Ответы 3–5 учеников)

(11 слайд) (приложение 10) ок.1 мин

Учитель: ну и в заключении урока. Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.

(12слайд) (приложение 11) ок.1 мин

И как обычно-Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)

Дайте письменно ответ на вопросы:

Почему люди не любят платить налоги?

Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?

Как можно мотивировать налогоплательщиков платить налоги?

Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

** Для всех обязательно- подготовиться к контрольной работе по всей главе «Налоги».



Учитель: те, кто получили жетоны, могут подойти и обменять их на свои отметки по курсу.

Всем спасибо. До встречи.





















Приложение 1

t1681495837aa.png

Приложение 2

t1681495837ab.png



Приложение 3

t1681495837ac.png

Приложение 4

t1681495837ad.png



Приложение 5

t1681495837ae.png

Приложение 6

t1681495837af.png



Приложение 7

t1681495837ag.png

Приложение 8

t1681495837ah.png



Приложение 9

t1681495837ai.png

Приложение 10



t1681495837aj.png

Приложение 11

t1681495837ak.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.