12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Ольга Александровна666
Учитель, высшая категория. Преподаваемый предмет - экономика, финансовая грамотность,основы менеджмента,основы предпринимательства, основы проектной и исследовательской деятельности. Руководитель РМО учителей экономики.
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «Экономическое образование»

ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, ВКК

МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, город Екатеринбург, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы развития налоговой культуры и грамотности среди школьников, проведен анализ уровня налоговой грамотности среди учащихся образовательной школы. Разработан методический комплект для уроков налоговой грамотности для обучающихся среднего звена.

Ключевые слова: налоговая грамотность, налоговая культура, школьники, налоги, урок.



Умение управлять своими финансами, грамотно распоряжаться ими, включая правильность исчисления и уплаты налогов необходимо каждому человеку, который живет в условиях рыночной экономики. В современном мире подростки нередко сами начинают зарабатывать, иметь доход от различных видов деятельности. При этом не задумываются порой о правомерности заниматься определенным видом деятельности, так и налогообложении результатов этой деятельности. Зачастую, эти нарушения являются следствием низкого уровня налоговой культуры, как у самих подростков, так и их законных представителей (родителей).

Налоговая культура — это часть общенациональной культуры страны, которая представляет собой систему ценностей в обществе, основанной на знаниях о налогах, их начислении и своевременной уплате, связанной с пониманием важности действий в области налогообложения.

Налоговая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в налоговой сфере [1].

Финансово грамотное население — это залог экономического процветания страны, стабильности экономики. От уровня финансовой грамотности зависит много факторов: инвестиционный климат в стране, количество финансовых правонарушений, уровень жизни населения, уровень закредитованности в стране и т.д.

При этом, по мнению одного из исследователей в данной сфере, в нашей стране, отсутствие чувства долга, а не низкая эффективность налоговой системы и управления налогами служат первопричиной низкой собираемости налоговой системы [2].

Внедрение в школьное образование тем и модулей, связанных с налогами, их видами, правильностью начисления и уплаты может способствовать повышению налоговой культуры и грамотности школьников и в дальнейшем потенциально может увеличить коэффициент эффекта налогообложения. Повышение налоговой грамотности приведет к увеличению налоговой ответственности будущих налогоплательщиков, пониманию сущности и необходимости налогов как экономического явления, что в конечном счете приведет к повышению предпринимательской инициативы молодых людей, расширению налоговой базы, созданию новых рабочих мест и в конечном счете к увеличению собираемости налогов, и как следствие к повышению уровня жизни населения.

Налоговая грамотность является важной составляющей финансовой грамотности, однако во всероссийском проекте «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017–2023 гг.» ей не было уделено должного внимания. Безусловно, в тестированиях различных мероприятий на региональном уровне встречались вопросы и по основам налогообложения, но они ограничивались пониманием самого термина «налог» [1].

Среди школьников среднего звена школы №140 города Екатеринбурга был проведен опрос. Было опрошено около четырехсот человек. На открытый вопрос «Знаете ли Вы какие налоги должны платить граждане России?» ответы были разные, в основном «Нет. Не знаю» ответило около 70% учащихся, около 25 % попытались указать некоторые налоги (например, транспортный), и только незначительный процент респондентов указал основные налоги, а в некоторых случаях была указана процентная ставка конкретного налога. На вопрос «Знаете ли вы, что с 14 лет можно стать индивидуальным предпринимателем и открыть свой бизнес?» 34% опрошенных ответили положительно. Далее респондентам был задан следующий вопрос «Какие налоги и в каком размере должен платить предприниматель?». Было предложено дать развернутый ответ или поставить галочку в графе «Не знаю». Только двадцать четыре человека попытались указать перечень налогов и их размер, что фактически означает, что почти 90% респондентов не знают, что можно стать индивидуальным предпринимателем в юном возрасте, какие налоги надо платить от организованного бизнеса, ставки налога и сроки уплаты. На вопрос «Что такое налог?» только 24% смогли выбрать правильное определение термина «налог», тогда как 14% выбрали вариант, в котором указано «нет верного варианта», а 62% считают, что налог это одна из форм оплаты государственных услуг. При этом около 70% респондентов знают, что в семье кто-то из членов семьи оплачивает налоги (транспортный, имущественный). На вопрос «Зачем нужно платить налоги на Ваш взгляд?» 79% ответило для пополнения бюджета страны, а 82% для того, чтобы избежать государственного наказания – это два самых популярных варианта ответа на данным вопрос. Самым же непопулярным (~10%) стал вариант «для создания общественных благ», хотя именно он является наиболее правильным, так как конечная цель налоговых поступлений – финансирования создание общественных благ (больниц, школ, парков, дорого и т. д.). Таким образом, данное исследование подтвердило низкий уровень налоговой культуры среди школьников. При этом была выявлена потребность в новых знаниях и желание изучить данную тему, что подтверждает актуальность и необходимость разработки и проведения уроков для повышения налоговой культуры и грамотности в рамках предмета обществознание или экономики, а также курса финансовой грамотности.

Проблема повышения налоговой культуры и грамотности стоит не только перед Российской Федерацией. Любое правительство, которое стремится к эффективной работе налоговой системы, понимает, что высокая налоговая культура обеспечивает высокие темпы собираемости налогов, а также способствует снижению налоговых правонарушений. Известно, что высокий уровень налоговых отношений способствует росту налоговых поступлений, а они, в свою очередь, являются основной статьей дохода бюджета государства [3].

Участники средней школы – самая понятная и базовая аудитория. Она еще не начала свой путь в качестве налогоплательщиков, но при этом уже достаточно взрослая, чтобы попытаться разобраться в сложной теме налогообложения. Сегодняшние школьники являются отличной базой для формирования поколения с совершенно новой налоговой культурой. Поэтому проведение уроков по блоку «Налоговая культура» на уроках экономики или обществознания преследует следующие цели:

1) формирование позитивного отношения молодых людей к налоговой политике Российской Федерации;

2) воспитание гражданской ответственности за исполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством;

3) повышение общего уровня налоговой культуры и налоговой грамотности учащихся;

4) побуждение школьников к самостоятельному расширению своих знаний в сфере налогообложения.

В образовательный урок для средней школы следует добавить не только теоретическую, но и интерактивную часть в форме деловых игр. Теоретическая часть будет носить скорее декларационный характер, сохраняя деловую субординацию между участниками и выступающим. Объяснив суть налогообложения, можно нарастить уже на сформировавшиеся знания информацию о конкретных налогах или, например, налоговых льготах. Так как данную аудиторию можно рассматривать как «чистый лист» в сфере налогообложения, то при создании уроков можно использовать классические цвета и образы ФНС РФ, тем самым продвигая бренд ФНС в новое поколение налогоплательщиков [1].

Таким образом, согласно анализу целевой аудитории образовательного урока по повышению налоговой культуры можно описать требования к методическим материалам, например:

1. Наличие теоретической и интерактивной части.

2. Теоретическая часть построена на понимании налоговой системы и его функционала.

3. Включение в теоретическую часть блока о конкретных налогах и сборах, ставках налога.

4. Замена декларационного тона на дружеский для формирования эффективной межличностной коммуникации.

Для обучающихся 5–6 классов возрастная группа 11–13 лет был разработан образовательный продукт. Он представляет собой методический комплект материалов к урокам по блоку «Налоги. Налоговая Культура» для 5–6 классов. Методическая разработка представляет собой серию взаимосвязанных конспектов уроков и проверочную работу к тематическому блоку «Налоги. Налоговая культура».

Каждый урок включает в себя:

1. Сопроводительную презентацию к уроку (предоставлена в формате power point);

2. План проведения урока, который включает в себя теоретическую базу и правила интерактивных игр (предоставлен в формате word);

3. Раздаточные материалы для печати (предоставлены в формате PDF).

Основными целями образовательных уроков является знакомство с налогами, правилами их начисления; формирование умения применять на практике знания в области налогообложения, а также создание положительного образа налоговой системы в целом. Курс образовательных уроков был опробован на базе школы №140 города Екатеринбурга с учениками 6 классов, возрастная категория 11–13 лет. Количество обучающихся – 60 человек. Уроки прошли в штатном режиме, был выполнен методологический план в рамках теоретической и интерактивной части и получена положительная обратная связь от учеников.

В заключении можно сказать, что важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное отношение к тому, что его окружает. Полученные знания в области экономики, развитие экономического мышления, налоговой культуры – один из главных факторов высокого благосостояния в будущем.





Список литературы:

Магомадов Х. У., Акимова О. А. Повышение налоговой культуры и грамотности школьников и студентов: обучение и поддержка на базе опыта Федеральной налоговой службы России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 92– 99. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-92-99/

Абакарова Р.Ш. Налоговая культура России. // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 148–150.

Головащенко А.А. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговых отношений // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 6. С. 96–105

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.