Методическая разработка урока русского языка «Стилистический анализ текста» (10 класс)

27
21
Материал опубликован 2 August 2021 в группе


d1627904125.png

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Автор материала

Суслопарова Людмила Юрьевна

  1. Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

 КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

10 класс

  1. Название

   материала

Урок русского языка "Стилистический анализ текста (на основе текста Ф. А. Искандера). 10 класс"

  1. Вид ресурса

Методическая разработка

  1. Название раздела учебного курса

«Стилистика. Публицистический стиль речи»

  1. УМК, авторы

образовательной программы

УМК по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой (углублённый уровень изучения)

  1. Тип урока

Урок систематизации знаний

  1. Цель и задачи

   материала

Цель:  создание условий для осмысления,  выполнения практических заданий и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в ходе изучения темы.

Задачи:

Образовательные: повторение и обобщение материала по теме,  формирование речевой и практической грамотности обучающихся при анализе текста публицистического стиля.

Развивающие: развитие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, учиться создавать собственные (вторичные) тексты на примере образцов классиков литературы.

Воспитывающие: воспитание  нравственных качеств личности; выстраивание собственной модели поведения.

  1. Формируемые УУД

Предметные:

Умение интерпретировать текст, определять его смысловую структуру, находить и классифицировать средства выразительности и лексики в тексте публицистического стиля.

Коммуникативные:

нахождение в тексте требуемой информации (в соответствии с целями своей деятельности);

осмысление содержания текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста;

установление взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов;

умение резюмировать главную мысль текста.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

изложение полученной информации, интерпретация ее в контексте решаемой задачи;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

усвоение моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения и выбирать ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

умение определять действия в соответствии с учебной

и познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самопроверку, самокоррекцию.

  1. Как реализуется на практике 

На выполнение работы отводится 1  урок (45 минут).

  1. Использованные

 источники

Капинос В. И, Пучкова Л. И. Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате: [учебное пособие]. – Москва: Интеллект – Центр, 2012, 80 с.

Текст: https://www.livelib.ru/quote/42301465-sozvezdie-kozlotura-fazil-iskander

https://stesty.ru/2017/07/28/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yazyiku-za-kurs-10-klassa/

  1. Ссылки на изображения

http://900igr.net/up/datai/217406/0022-007-.png

https://189131.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/200237/content/f8cbed2c-ba74-48dd-ac20-7757247fbfa0.jpg

http://s1.fotokto.ru/concurs/photo/full/1/16583.jpg

  1. Комплектация

публикации

Пояснительная записка,  

презентация, сценарий урока.


Сценарий  урока

  1. Мотивирование на учебную деятельность

Приветствие учителя, психологический настрой на урок.

  1. Актуализация знаний, фиксирование затруднений

Фронтальный опрос обучающихся учителем:

- Какой раздел нашего учебника мы изучаем? (Стилистику).

- Как вы думаете, нужны ли будут вам знания, умения, полученные в ходе изучения этого курса? (Ответы)

- А где, как и когда они вам могут пригодиться? (Ответы)

- Правильно, ребята! Стилистика – наука об УМЕЛОМ выборе языковых средств для вашего общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, ведь, заметьте,  говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.

- А какой стиль речи мы изучаем сейчас? (Публицистический)

- Вспомните, какова задача этого стиля речи? Какова сфера его применения? (Задача – воздействовать на читателя /слушателя, чтобы убедить в своём мнении. Сфера применения – общественно-политическая жизнь общества. Это, как сейчас говорят, язык массовой коммуникации).

- А что и кто нам может помочь в выстраивании собственной речи, устной и письменной, для публичного общения (Ответы).

- Вы правы! Нам могут помочь образцовые тексты, созданные мастерами слова, так что девиз нашего урока сегодня и, впрочем, всегда: «Будем учиться у классиков!»

- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Подсказка – на слайде.

           СЛАЙД 2


p1627904705.png
  1. Целеполагание, постановка задач

     Цель урока – анализ текста Ф. А. Искандера, задача – определить, какие языковые средства автор использует для того, чтобы донести до нас свои мысли, свою идею.

  1. Работа с текстом Ф. А. Искандера
  1. Чтение текста 

СЛАЙД 3


g1627904792.png

СЛАЙД 4


y1627904884.png

2. Практическая работа (индивидуальная). Анализ текста:

А) Тематический


                СЛАЙД 5


z1627904926.png


Б) Стилистический

               СЛАЙД 6


d1627905044.png


              СЛАЙД 7


k1627905075.png



  1. Самостоятельная проверка по эталону

     

- Ребята, что было особенно трудным в анализе данного текста? Как вы думаете, почему? (Ответы)

- Давайте проверим свои результаты.


             СЛАЙД 8


s1627905193.png

             СЛАЙД 9


e1627905223.png

             СЛАЙД 10


p1627905249.png

             СЛАЙД 11


q1627905279.png

             СЛАЙД 12


z1627905307.png


  1. Рефлексия учебной деятельности

Экспресс – опрос:

- На уроке было…

- Я узнал…

- Я понял …

- Я согласен…

- Я не согласен …

- Мне захотелось …

  1. Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение (70 – 100 слов) по прочитанному тексту: «Собака – это прекрасно». Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свою позицию.

ПРИМЕЧАНИЕ. Данной работе с текстом предшествовал коллектиный анализ обучающего характера статьи Ю. М. Лотмана "Мы живём, потому что мы разные" : АНАЛИЗ ТЕКСТА Ю. ЛОТМАНА    Правда, в несколько изменённом виде.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
PPTX / 1.91 Мб



Сценарий для проверки на заимствования
DOC / 43.5 Кб


Комментарии

Спасибо, Людмила Юрьевна, возьму на заметку. Только добавлю задание на установление связей между предложениями (если в формате ЕГЭ, то это № 25), тяжело этот номер у ребят идет!

2 August 2021

Спасибо, Вера Сергеевна! Я сейчас немного редактирую ещё...

2 August 2021

И я в копилочку прихвачу! Интересный урок!

2 August 2021

Спасибо, Марина Юрьевна!

2 August 2021

Спасибо, Людмила Юрьевна! Беру и я в свою копилку!

2 August 2021

Спасибо, Ирина Викторовна! Этот текст "открыла" для себя на дистанционке. Искала для анализа что-то новое, то, что будет интересно по содержанию и по форме...

2 August 2021

Вы нашли поистине интересный, замечательный материал! Спасибо еще раз!

2 August 2021

Спасибо, тоже прихвачу!

2 August 2021

Благодарю Вас за оценку, Ирина Владимировна!

2 August 2021

Спасибо большое! Как всегда, отличная работа!

2 August 2021

Признательна Вам за похвалу, Юлия Васильевна! Рада, что нравится!

2 August 2021

Людмила Юрьевна, мои поздравления со 2 местом! Вы молодец!

10 August 2021

Спасибо, Наталия Алексеевна! Неожиданная, но приятная новость!

10 August 2021

Поздравляю с призовым местом, Людмила Юрьевна!

10 August 2021

Большое спасибо, Раиса Поликарповна!

10 August 2021

Людмила Юрьевна, поздравляю Вас с победой!

10 August 2021

Благодарю Вас за поздравление, Ольга Николаевна! Рада Вашему вниманию!

10 August 2021

С заслуженной победой, Людмила Юрьевна!

10 August 2021

Спасибо за приятные слова, Наталья Юрьевна! Очень ценю Ваше мнение!

10 August 2021

Людмила Юрьевна, поздравляю Вас с победой! Творческих успехов и новых идей!

10 August 2021
Показать больше комментариев