Методическая разработка урока русского языка «Стилистический анализ текста» (10 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| Суслопарова Людмила Юрьевна |
| Учитель русского языка и литературы КОГОАУ «Гимназия г. Уржума» |
| Русский язык |
| 10 класс |
материала | Урок русского языка "Стилистический анализ текста (на основе текста Ф. А. Искандера). 10 класс" |
| Методическая разработка |
| «Стилистика. Публицистический стиль речи» |
образовательной программы | УМК по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой (углублённый уровень изучения) |
| Урок систематизации знаний |
материала | Цель: создание условий для осмысления, выполнения практических заданий и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в ходе изучения темы. Задачи: Образовательные: повторение и обобщение материала по теме, формирование речевой и практической грамотности обучающихся при анализе текста публицистического стиля. Развивающие: развитие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, учиться создавать собственные (вторичные) тексты на примере образцов классиков литературы. Воспитывающие: воспитание нравственных качеств личности; выстраивание собственной модели поведения. |
| Предметные: Умение интерпретировать текст, определять его смысловую структуру, находить и классифицировать средства выразительности и лексики в тексте публицистического стиля. Коммуникативные: нахождение в тексте требуемой информации (в соответствии с целями своей деятельности); осмысление содержания текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста; установление взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов; умение резюмировать главную мысль текста. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; изложение полученной информации, интерпретация ее в контексте решаемой задачи; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные: усвоение моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения и выбирать ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самопроверку, самокоррекцию. |
| На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут). |
источники | Капинос В. И, Пучкова Л. И. Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате: [учебное пособие]. – Москва: Интеллект – Центр, 2012, 80 с. Текст: https://www.livelib.ru/quote/42301465-sozvezdie-kozlotura-fazil-iskander https://stesty.ru/2017/07/28/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yazyiku-za-kurs-10-klassa/ |
| |
публикации | Пояснительная записка, презентация, сценарий урока. |
Сценарий урока
- Мотивирование на учебную деятельность
Приветствие учителя, психологический настрой на урок.
- Актуализация знаний, фиксирование затруднений
Фронтальный опрос обучающихся учителем:
- Какой раздел нашего учебника мы изучаем? (Стилистику).
- Как вы думаете, нужны ли будут вам знания, умения, полученные в ходе изучения этого курса? (Ответы)
- А где, как и когда они вам могут пригодиться? (Ответы)
- Правильно, ребята! Стилистика – наука об УМЕЛОМ выборе языковых средств для вашего общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, ведь, заметьте, говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.
- А какой стиль речи мы изучаем сейчас? (Публицистический)
- Вспомните, какова задача этого стиля речи? Какова сфера его применения? (Задача – воздействовать на читателя /слушателя, чтобы убедить в своём мнении. Сфера применения – общественно-политическая жизнь общества. Это, как сейчас говорят, язык массовой коммуникации).
- А что и кто нам может помочь в выстраивании собственной речи, устной и письменной, для публичного общения (Ответы).
- Вы правы! Нам могут помочь образцовые тексты, созданные мастерами слова, так что девиз нашего урока сегодня и, впрочем, всегда: «Будем учиться у классиков!»
- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Подсказка – на слайде.
СЛАЙД 2
- Целеполагание, постановка задач
Цель урока – анализ текста Ф. А. Искандера, задача – определить, какие языковые средства автор использует для того, чтобы донести до нас свои мысли, свою идею.
- Работа с текстом Ф. А. Искандера
- Чтение текста
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
2. Практическая работа (индивидуальная). Анализ текста:
А) Тематический
СЛАЙД 5
Б) Стилистический
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
- Самостоятельная проверка по эталону
- Ребята, что было особенно трудным в анализе данного текста? Как вы думаете, почему? (Ответы)
- Давайте проверим свои результаты.
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
- Рефлексия учебной деятельности
Экспресс – опрос:
- На уроке было…
- Я узнал…
- Я понял …
- Я согласен…
- Я не согласен …
- Мне захотелось …
- Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение (70 – 100 слов) по прочитанному тексту: «Собака – это прекрасно». Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свою позицию.
ПРИМЕЧАНИЕ. Данной работе с текстом предшествовал коллектиный анализ обучающего характера статьи Ю. М. Лотмана "Мы живём, потому что мы разные" : АНАЛИЗ ТЕКСТА Ю. ЛОТМАНА Правда, в несколько изменённом виде.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
PPTX / 1.91 Мб
Сценарий для проверки на заимствования
DOC / 43.5 Кб
Легоцкая Вера Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Гагаринова Ирина Викторовна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Гагаринова Ирина Викторовна
Ирина Владимировна Казарцева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Богданова Ольга Николаевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Галина Владимировна