12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана44
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Название рабочей программы учебного предмета: БИОЛОГИЯ, базовый уровень, 2 часа в неделю

Тема урока: СТРОЕНИЕ МЫШЦ, 8 класс

Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018.

Цель урока: формирование представлений о строении и функциях мышц организма человека.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить и углубить знания учащихся о строение и свойствах мышечной ткани;

Раскрыть особенности строения и функции скелетных мышц;

Сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

Развивающие:

Развивать умение работать с книгой и с дополнительной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал;

Продолжить развитие у учащихся коммуникативных компетенций (участвовать в работе группы, распределять роли и договариваться друг с другом);

Воспитательные:

Способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательности, самостоятельности, взаимопомощи;

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.



Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Научиться объяснять значение понятий: брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост мышцы, мышцы-антагонисты и мышцы-синергисты, мышечные пучки, мышечное волокно ,соединительно-тканные оболочки мышечных пучков, фасции;

Описывать особенности микро- и макроскопического строения скелетных мышц человека в связи с выполняемыми функциями;

Выделять основные группы мышц в организме человека;

Различать мышцы-антагонисты и мышцы-синергисты и приводить примеры таких мышц;

Объяснять механизм сокращения и расслабления мышц;

Различать на рисунках и таблицах основные группы мышц человека;

Высказывать суждения о значении мышечной системы в обеспечении движения и защиты внутренних органов от внешних воздействий;

Характеризовать движение как результат согласованной работы скелета и мускулатуры

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; делать выводы на основе полученной информации; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов; демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность; представлять результаты работы.

Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать со сверстниками при выполнении совместной работы

ЛИЧНОСТНОСТНЫЕ:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению организма человека, научного мировоззрения; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности только при условии соблюдения определенных правил; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; эстетическое восприятие тела человека



Универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- мотивация на получение информации о витаминах как биологически активных веществах;

- признание практического значения для здоровья человека;

- умение управлять своей познавательной деятельностью

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- уметь ставить цель и планировать деятельность для достижения этой цели;

-умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

-умение работать с информацией, смысловое чтение;

-умение работать по алгоритму;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-уметь приводить доказательства фактов;

- умение анализировать полученную информацию, подводить итоги

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал, инструктивные карты, информационные листы, таблица "Мышцы".

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов: практико-ориентированные задания, основанные на работе с текстом, рисунками (по материалам с сайтов statgrad.org и bio-oge.sdamgia.ru

Использованная литература:

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018.

2. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек. 8 класс"/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш – М.: Дрофа, 2002.

3. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам "Биология. Человек", 8 (9) класс, Д.В Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО,2005.

4. Материалы заданий по теме "Мышцы" с сайтов statgrad.org и bio-oge.sdamgia.ru



Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

- Сейчас мы просмотрим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мышицы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? (Мышцы)

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы? (Нет, это был скелет.)

А что такое скелет? (Скелет — это часть организма)

Какие функции выполняет скелет? (Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д.)

Из каких частей состоит скелет? (Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей.?

- Как изменился скелет головы человека от скелета человекообразных обезьян?

- Скелет туловища?

-Скелет конечностей?

Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. (опорно –двигательную систему). Какую часть опорно-двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную)

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы.

Мышц в организме человека 656 и почти все они парные. Мышцы разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

Название «мышца» произошло от лат.слова «мускулюс», что в переводе значит «мышь» связано это с тем, что анатомы наблюдая сокращения скелетных мышц заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Дадим определение мышцам и запишем это в тетради.

Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

И сегодня на уроке нам предстоит узнать: Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает, попробуем разобраться.

А знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Что у плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17, следовательно, смеяться энергетически выгодней.

Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы. [1]

Существует несколько видов мышечной ткани.

Выполнение задания:

1. Вспомните тему "Ткани человека". Рассмотрите рисунок "Виды мышечных тканей" (в инструктивной карте – задание 1) [4]

2. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ МЫШЦ (в инструктивной карте – задание 2) [1]

3. ФОРМЫ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ (в инструктивной карте – задание 3) [4]

4. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТНОЙ МЫШЦЫ

Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон..Снаружи каждая из мышечных волокон и вся мышца покрыты соединительнотканной оболочкой (фасцией), защищающей нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно – это многоядерная цилиндрическая клетка имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы

Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов - толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок - актин). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани: поперечно-полосатая.

Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

-- кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

К каждой мышце подходят нервы, мышца может сокращаться только тогда, когда к ней придет сигнал от нервной системы. Если нерв поврежден, то мышца сокращаться не будет.[3]



Выполняют в инструктивной карте – задание 4, 5. [4]

Как правило, в движении сустава участвует несколько ГРУПП МЫШЦ.

Синергистами называют мышцы, которые совместно участвуют в движении сустава в одинаковом направлении.

Антагонистами называют мышцы, которые совместно участвуют в движении сустава в противоположном направлении.

Участие разных групп мышц делает движения точными и плавными.

Пример: Антагонистами в локтевом суставе являются двуглавая мышца, которая обеспечивает сгибание, и трёхглавая мышца, обеспечивающая разгибание.

При движении конечности при сокращении мышц-сгибателей расслабляются мышцы-разгибатели, и наоборот.

Но при постоянной нагрузке (удержание гири на вытянутой руке) разгибатели и сгибатели будут являться синергистами, т.к. их действие будет направлено в одну сторону.[2]

ФИЗМИНУТКА: у вас под партами и стульями прикреплены буквы, найдите их, какое слово получается (МЫШЦЫ)

Рассмотрим КЛАССИФИКАЦИЮ МЫШЦ (работа в группах)

В зависимости от расположения мышцы можно разделить мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем теле и их название (в инструктивной карте – задание 6). [4]

Рассмотрите рисунки, на которых числами обозначены главные группы поверхностных мышц тела человека (в инструктивной карте).

В следующих заданиях (7-12) определим, какие мышцы работают при выполнении определенных физических упражнениях. [4]

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

1.Какую часть опорно-двигательной системы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы?

6. Проверка по выполнения заданий.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

§13, ответить на вопросы, сообщение про Ивана Максимовича Поддубного.

VIII. Рефлексия.

Поставьте смайлик вашего настроения на уроке.

t1620842972aa.jpgt1620842972ab.jpgt1620842972ac.jpgt1620842972ad.jpg



ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА УЧЕНИКА

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ученика, класс ______________________________________________

МЫШЦЫ ЧЕЛОВЕКА

1. Вспомните тему "Ткани человека". Рассмотрите рисунок "Виды мышечных тканей".

t1620842972ae.jpg

Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А). Их длина составляет ___________(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелет­ной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних орга­нов, называют ___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства—возбудимость и ___________(Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) поперечнополосатая

2) гладкая

3) не поперечно исчерчены

4) поперечно исчерчены

5) 10–12 см

6) 0,1 мм

7) проводимость

8) сократимость


А

Б

В

Г








2. Изучите особенности прикрепления скелетных мышц к костям, сделайте рисунок "Макроскопическое строение мышцы", подпишите части мышцы.



Средняя активно сокращающаяся часть мышцы называется брюшком или телом (2), один из концов, соответствующий началу мышцы, называется головкой - начало мышцы (1), а другой – хвостом (конечная) (3). Сухожилия обеспечивают прикрепление мышцы к костям и состоят из плотной волокнистой соединительной ткани.


t1620842972af.jpg

3. Форма и величина мышц зависят от выполняемой ими работы. Запишите различные формы скелетных мышц.

t1620842972ag.jpg

Различают мышцы: длинные, короткие, широкие и круговые.

Длинные мышцы располагаются на конечностях (где необходим большой размах движений), короткие – там, где размах движений мал (например, между позвонками).

Широкие мышцы располагаются преимущественно на туловище, в стенках полостей тела ( мышцы живота, спины).

Круговые мышцы располагаются вокруг отверстий тела и при сокращении суживают их. Такие мышцы называют сфинктерами. Например ,круговая мышца глаз, рта.

4. Изучите рисунок в учебнике "Микроскопическое строение мышцы. Запишите схематично внутреннее строение мышцы.

5. Установите соответствие между структурными компонентами мышцы и их функциями.

Структурный компонент

Выполняемая функция

А. Мышечное волокно

1. Питание мышцы

Б. Нервы

2. Сокращение

В. Кровеносные сосуды

3. Структура, которой мышцы крепятся к костям

Г. Сухожилия

4. Проведение нервного импульса

6. Какой цифрой на рисунке обозначены мимические мышцы?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

t1620842972ah.png

Рассмотрите рисунки, на которых числами обозначены главные группы поверхностных мышц тела человека.

t1620842972ai.gif

1 – передняя зубчатая мышца;

2 – дельтовидная мышца;

3 – трехглавая мышца плеча;

4 – разгибатели запястий;

5 – мышцы брюшного пресса;

6 – четырехглавая мышца

7 – икроножные мышцы;

8 – двуглавая мышца бедра;

9 – двуглавая мышца плеча;

10 – большая грудная мышца;

11 – сгибатели запястий;

12 – трапециевидная мышца;

13 – большая круглая мышца;

14 – широчайшая мышца спины;

15 – мышцы поясницы;

16 – большая ягодичная мышца;

17 – передняя большеберцовая мышца;

18 – приводящие мышцы бедра


7. Для каждого упражнения А–Д, представленных на рисунках далее, выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А. Упражнение «приведение ноги на блоке»

Тренировку какой из перечисленных мышц обеспечит упражнение, показанное на рисунке?

1) передней большеберцовой мышцы

2) большой ягодичной мышцы

3) приводящей мышцы бедра

4) четырехглавой мышцы бедра


t1620842972aj.gif

Б. Упражнение «жим штанги»

Тренировку какой из перечисленных мышц обеспечит упражнение, показанное на рисунке?

1) мышцы поясницы

2) двуглавой мышцы плеча

3) трапециевидной мышцы

4) передней зубчатой мышцы


t1620842972ak.gif

В. Упражнение «скручивание»

Тренировку какой, из перечисленных мышц обеспечит упражнение, показанное на рисунке?

1) мышцы брюшного пресса

2) большой ягодичной мышцы

3) большой грудной мышцы

4) передней зубчатой мышцы


t1620842972al.gif

Г. Упражнение «сгибание руки с гантелей хватом «молоток»»

Тренировку какой, из перечисленных мышц обеспечит упражнение, показанное на рисунке?

1) большой грудной мышцы

2) трехглавой мышцы плеча

3) дельтовидной мышцы

4) двуглавой мышцы плеча


t1620842972am.gif

Д. Упражнение «боковые подъемы ноги»

Тренировку какой, из перечисленных мышц обеспечит упражнение, показанное на рисунке?

1) четырехглавой мышцы бедра

2) большой ягодичной мышцы

3) икроножной мышцы

4) двуглавой мышцы бедра


t1620842972an.gif

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д








Прочитайте текст «Виды физических упражнений» и выполните следующие задания.

Виды физических упражнений

Для современного человека очень важны занятия физической культурой и спортом, потому что ему приходится все меньше затрачивать мышечных усилий в своей повседневной жизни.

Быстрая ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис относят к аэробным (греч. аэр – воздух и биос – жизнь) упражнениям, которые увеличивают снабжение тканей кислородом. Эти упражнения гораздо полезнее выполнять на свежем воздухе, чем в помещении.

Способность человека выдерживать физические нагрузки при выполнении аэробных упражнений зависит, главным образом, от двух показателей – состояния скелетных мышц и готовности сердечно-сосудистой системы переносить и распределять в организме достаточное количество кислорода, поступающего в процессе дыхания. Слабые, нетренированные мышцы не способны на значительное физическое усилие. Однако даже если у человека хорошо развита мускулатура, он не может выдержать большую аэробную нагрузку, если его сердце и легкие не обеспечивают поступление в организм необходимого количества кислорода.

С непривычки интенсивные занятия бегом, плаванием, греблей вызовут у человека резкое увеличение сердцебиения, одышку и как следствие, быструю усталость, и даже головную боль. Тем не менее, если выполнять занятия длительно, регулярно и постепенно увеличивая нагрузку, то наблюдается увеличение объемов сердца и легких. У людей, с такими тренированными органами, даже интенсивные занятия не вызовут резкого увеличения пульса и дыхания. Так, если у спортсменов в период отдыха измерить пульс и частоту дыхания, то окажется, что работа сердца и органов дыхания у них происходит гораздо медленнее, чем у тех людей кто ведет малоподвижный образ жизни.

Силовые упражнения способствуют в первую очередь укреплению мышц и увеличению их размера. Это такие упражнения как отжимание, поднятие тяжестей, упражнения для брюшного пресса. Во многих спортзалах для таких занятий есть специальные тренажеры. Масса груза на них изменяется в зависимости от физической силы человека. Так можно контролировать нагрузку и добиваться большей эффективности занятий.

Некоторые упражнения по развитию мускулатуры рассчитаны на приложение силы к неподвижным тренажерам. Это так называемые изометрические упражнения. Мышцы в этом случае работают на пределе своих возможностей, и у подростка может подняться давление. Таких упражнений лучше не делать. Чтобы подготовить мышцы к нагрузкам, необходимо их «разогреть». Для этого хорошо подходят упражнения на растяжку. Они позволяют удлинить мышцы, находящиеся перед занятиями в сжатом состоянии. Мышцы становятся эластичнее, а суставы более подвижными, и это значительно снижает риск травм и серьезных повреждений. Растяжка достигается наклонами, поворотами, вращениями.

При выполнении заданий с выбором ответа 8 и 9 выберите один номер правильного ответа в работе.

8. Какой термин из перечисленных используют спортсмены для описания упражнений, выполнение которых идёт в условиях, когда мышечные клетки получают необходимое количество кислорода?

1) оздоравливающе 2) анаэробные 3) циклические 4) аэробные

9. Для чего перед тренировками спортсмены используют разогревающие

упражнения?

1) чтобы повысить температуру тела 2) чтобы улучшить эластичность мышц

3) чтобы успокоить мышцы перед нагрузкой 4) чтобы сконцентрироваться на дальнейшей физической работе

Для ответа на задание 10, перерисуйте схему и выполните задание. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

10. На основании текста «Виды физических упражнений» заполните пропуски в приведённой ниже таблице. Приведите примеры указанных групп упражнений, записав их рядом с цифрами 1) и 2).

Упражнения

---------------------------

Растяжка

-----------------------------

Примеры

1) _____________

2) _____________

1) наклоны

2) повороты

1) ____________

2) _____________

При выполнении заданий с кратким ответом 7 и 8 запишите ответ в работе в отведённом для этого месте.

11. На фотографии юноша выполняет физическое упражнение. Он пытается растянуть металлическую цепь. К какой группе относят такое упражнение?

t1620842972ao.gif

Ответ: ____________________________________________________

12. В школе Василия раздавали рекламные листовки различных спортивных секций. Помогите Василию отобрать изображения тех видов физических занятий, которые помогли бы ему в наибольшей степени повысить работоспособность систем кровообращения и дыхания. Выберите три вида физических занятий и запишите в таблицу цифры, под которыми указаны соответствующие рисунки.

1) 2) 3)

t1620842972ap.gift1620842972aq.gift1620842972ar.gif



4) 5) 6)

t1620842972as.gift1620842972at.gift1620842972au.gif

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.