12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богатырева Наталья Борисовна553
Преподаватель профессиональных модулей, заведующая очным отделением ГОУ СПО ЛНР "Ровеньковский технико-экономический колледж"
Россия, Луганская Народная Респ., г. Ровеньки
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
1

Методическая разработка урока-экскурсии по дисциплине «Основы горного дела» на тему: «ПБ при проведении горных выработок. Ознакомление с задачами 1-го взвода военизированного горноспасательного отряда №3 Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР, его структурой, оснащением». для студентов специальности 21.02.17 «Подземная разработка месторождений п

Введение


Урок-экскурсия – организационная форма процесса обучения. Экскурсии при подготовке специалистов среднего звена проводятся в процессе теоретического и производственного обучения. В процессе изучения специальных предметов тематика и время проведения экскурсий, как правило, определяется и планируется преподавателем в зависимости от необходимости по ходу изучения учебного материала. Учебные экскурсии на предприятия дают студентам сведения по истории их создания и развития, помогают раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с устройством и принципами действия различных машин и механизмов, с технологией и организацией работ, с непосредственными обязанностями рабочих, с контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д.

Урок-экскурсия – это результат двух важнейших процессов: его подготовки и проведения, которые тесно связаны между собой. Без предварительной подготовки экскурсии качество ее проведения будет невысокое. Готовиться к экскурсии должен и сотрудник предприятия, кому поручено проведение экскурсии, и преподаватели и студенты для того, чтобы осознанно воспринимать новую информацию Подготовка экскурсии заключается в подборе материалов для экскурсии, их изучение. Схема проведения различных экскурсий, в основном, следующая: вступление, основная часть, заключение. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна, чтобы она не содержала не соответствующий теме лишний материал, чтобы форма подачи информации не была утомительной, а содействовала бы наилучшему ее восприятию.

В процессе экскурсии сотрудник предприятия сообщает необходимые сведения, отвечает на вопросы. Студенты ведут видеосъемку, делают фотоснимки. Экскурсия завершается обработкой собранных сведений и материалов: студенты анализируют и обобщают полученные данные, готовят доклады, стенгазеты, выпускают презентации, любительские кинофильмы.

Подготовка студентов к уроку-экскурсии

Включает в себя:

ознакомление студентов с предстоящей работой, её значением;

сообщение названия предприятия, темы, цели посещения;

обсуждение плана осмотра: что осматривать, в какой последовательности и с какой целью;

доведение до сведений студентов сроков и форм подведения итогов.

При подготовке к уроку-экскурсии преподавателю необходимо подчеркнуть зачем и с какой целью она проводится. Поэтому студентам заранее выдается задание, выполняя которое у обучающихся будут формироваться общие сведения о предприятии, его структуре, значении.

Урок-экскурсия на предприятия решает несколько задач:

знакомство с кругом профессий на предприятиях, связанных с добычей и переработкой угля, другими функциями;

накопление информационных материалов;

обеспечение индивидуального подхода к выбору тем курсовых и дипломных проектов с учетом уровня знаний студентов;

расширение информационно-образовательного пространства путем публикации информационных проектов на сайте колледжа;

установление социального партнерства колледжа с угольными предприятиями.

Основная часть


Дисциплина: МДК.01.01. Основы горного дела.

Тема: Правила безопасности при проведении горных выработок. Ознакомление с задачами 1-го взвода военизированного горноспасательного отряда №3 Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР, его структурой, оснащением.

Тип занятия: урок-экскурсия

Цели занятия:

Образовательные:

познакомиться с технологией и организацией работ горноспасательной службы, осуществляющей комплекс горноспасательных работ на предприятиях по переработке и добыче угля;

развивать умения собирать информацию, обобщать, анализировать ее, делать выводы;

реализовать связь обучения с практикой;

развивать умения применять компьютерную технику для практической обработки учебной информации.

Воспитательные:

воспитывать интерес к будущей профессии;

формирование навыков производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание информации, способствуя тем самым формированию информационной культуры студентов;

организация индивидуальной работы студентов, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

повышение мотивации к учению за счет реализации связей с производством и установления личных связей с выпускниками колледжа, работающих на предприятии.

Развивающие:

формировать навыки делового общения, анализа и оценки информации;

повышать мотивацию для прохождения преддипломной практики студентов на угольном предприятии;

развивать ответственность за работу и выполнение задания.

Форма организации познавательной деятельности: групповая

Виды учебных ситуаций: самостоятельная работа студентов, совместная работа преподавателя и студентов.

Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная система, презентация, сообщения студентов.

Межпредметные связи: МДК.02.01. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в горной организации, МДК.01.03. Технология добычи полезных ископаемых подземным способом, МДК.01.05. Аэрология горных выработок.

Структура занятия:

1.Организационный момент (2 мин)

2.Формулировка темы и постановка целей и задач (4 мин)

3.Активизация мышления и актуализация знаний студентов (5 мин)

4.Мини-лекция (10 мин)

5.Сообщения студентов (15 мин)

6.Инструктаж по ТБ (8 мин)

7.Экскурсия на предприятие (30 мин)

8.Обобщение сведений и их систематизация по результатам экскурсии. Сообщение домашнего задания(6 мин)


Ход занятия


1.Организационный момент

Преподаватель приветствует аудиторию. Староста докладывает об отсутствующих, преподаватель делает отметки в журнале. Проверяется готовность студентов и аудитории к занятию. Организация внимания обучающихся.

2.Формулировка темы и постановка целей и задач

Преподаватель знакомит студентов с формой проведения урока, сообщает тему занятия, подчеркивает ее актуальность, формулирует цели, обращает внимание на межпредметные связи. Ставит задачи: освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена. Мотивирует к предстоящей учебной деятельности.

3.Активизация мышления и актуализация знаний студентов

Студентам заранее в качестве домашнего задания было предложено подготовить сообщения, презентации по рассматриваемой теме. Преподаватель проводит опрос студентов для проверки уровня их готовности:

1.Несоблюдение требований Правил безопасности при ведении горных работ может привести к каким последствиям?

2.Назовите основные задачи горноспасательных частей.

3.Сколько отделений входит в горноспасательный взвод?

4.Назначение вспомогательных горноспасательных команд на шахтах.

5.Кому немедленно сообщают о возникшей на шахте аварийной ситуации?

6.Назовите 4 смены, по которым распределяется личный состав горноспасательного взвода.

4.Мини-лекция

Тема: Правила безопасности при проведении горных выработок. Ознакомление с задачами 1-го взвода военизированного горноспасательного отряда №3 Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР, его структурой, оснащением.

План

1.Факторы, наличие которых ведет к возникновению аварийных ситуаций на угольном предприятии.

2.Правила безопасности в угольных шахтах ЛНР.

3.Назначение военизированных горноспасательных отрядов.


1.Безопасность работ в шахтах является одним из главных вопросов всего процесса добычи угля подземным способом, т.к. шахты являются опасными объектами. По мере разработки месторождений полезных ископаемых глубина ведения работ увеличивается. При этом увеличивается и вероятность проявления аварийных ситуаций.

Подземная авария — внезапно возникшая ситуация в шахте, при которой происходит нарушение нормального состояния выработок, механизмов и состава рудничной атмосферы, нанесение материального ущерба предприятию, ситуация, угрожающая здоровью и жизни людей, занятых на подземных работах.

Проведение подготовительных выработок связано с проявлением практически всех природных и производственных опасных факторов. При проведении подготовительных выработок происходят взрывы метановоздушной и пылевоздушной смеси, внезапные выбросы угля, породы и газа, суфлярные выделения газов, рудничные пожары, обвалы и обрушения горных пород, прорывы воды, глины и пульпы, загазирование выработок ядовитыми газами, аварии с механизмами и машинами. Возможны несчастные случаи при бурении шпуров и взрывных работах.

Какие же мероприятия предусмотрены для предупреждения аварийных ситуаций? Это бурение дегазационных скважин, деятельное проветривание подготовительных и очистных выработок, меры по уменьшению пылеобразования. Площадь поперечного сечения выработок должна соответствовать требованиям правил безопасности и обеспечивать наименьшее аэродинамическое сопротивление движению воздуха. Для предотвращения аварийных ситуаций необходимо тщательно проверять состояние выработок, не допускать нарушений технологии ведения взрывных и других подготовительных работ, соблюдать требования паспортов крепления, осуществлять своевременный надзор за соблюдением правил противопожарной защиты, соблюдением мероприятий по снижению выбросоопасности пластов, горных ударов. Подробное изучение перечисленных и других мер обеспечения безопасности работ в шахте будут рассмотрены в процессе обучения в колледже, при прохождении учебной и производственной практик.



2.Мероприятия, предупреждающие возникновение аварийных ситуаций в шахте, необходимо не только знать, но и обязательно соблюдать.

С целью выполнения требований статьи 3 Горного закона Луганской Народной Республики от 12.08.2016 № 17-II (с изменениями) в части регулирования горных отношений отраслевыми правилами безопасности были утверждены Правила безопасности в угольных шахтах ЛНР (приказ от 13.04.2018 №261).

Правила безопасности – первостепенной важности нормативный документ по охране труда, согласно которому разрабатываются другие нормативные документы по безопасности работ и охраны труда на шахтах.

Правила безопасности распространяются на все предприятия и организации, осуществляющие разработку месторождений угля подземным способом, и обязательны для всех работников, чья работа или учеба связана с посещением шахт. Вот некоторые из правил:

на шахте обязан вестись табельный учет всех спустившихся в шахту и выехавших (вышедших) из нее;

работник шахты с подземными условиями труда обязан быть обеспечен исправным индивидуально закрепленным изолирующим самоспасателем и аккумуляторным головным светильником;

запрещаются спуск в шахту, передвижение людей по выработкам, а также ведение работ без самоспасателя и светильника;

при отсутствии утвержденного плана ликвидации аварий (ПЛА) или рассогласовании его работниками аварийно-спасательной службы запрещается ведение работ в шахте и на поверхности;

работник шахты обязан знать сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях и план ликвидации аварий в соответствии со своим рабочим местом, запасные выходы, места расположения средств самоспасения и противоаварийной защиты и уметь пользоваться ими;

запрещается спать, распивать алкогольные напитки, принимать наркотические или токсические вещества, а также появляться и находиться в нетрезвом состоянии или под действием указанных веществ в подземных выработках, производственных помещениях и на всей территории шахты;

запрещается курить и пользоваться открытым огнем в подземных выработках, надшахтных зданиях, помещениях ламповых и сортировок, на поверхности шахты ближе 30 м от диффузора вентилятора и зданий дегазационных установок, у устьев выработок, выходящих на земную поверхность [3, с. 21].

С положениями документа Вы будете подробно знакомиться на уроках по охране труда.



3.В случае несоблюдения правил безопасности на угольных предприятиях происходят аварии, могут возникать стихийные бедствия, которые ведут к травматизму или смерти рабочих, нарушают технологический процесс добычи угля. Если аварии не создают угрозу жизни людей, их ликвидируют работники предприятия. Ликвидация аварий большой сложности и опасности производится специально обученными высококвалифицированными сотрудниками ВГСЧ.

Горноспасательные станции в России начали создавать в 1922 году.

С историей создания и развития военизированных горноспасательных частей обучающихся познакомят ребята, которые подготовили сообщения или презентации.

В состав ВГСЧ в рамках МЧС России в настоящее время входят: Управление ВГСЧ МЧС России, военизированные горноспасательные части и отдельные военизированные горноспасательные отряды; Национальный аэромобильный спасательный учебно-тренировочный центр подготовки горноспасателей и шахтеров (Кемеровская область); научно-исследовательские и учебно-образовательные центры; другие службы и организации.



5.Сообщения студентов

Далее студенты продолжают освещать рассматриваемую тему урока и знакомят одногруппников с подготовленными заранее сообщениями (презентациями): «История создания, становления и развития военизированных частей», «Государственная военизированная горноспасательная служба, ее задачи», «Горноспасательная служба МЧС России», «Горноспасательное дело Донецкого бассейна».

Таким образом, студенты группы получили необходимые теоретические основы изучаемого вопроса.


6.Инструктаж по ТБ

Обязательным этапом экскурсии на предприятие является инструктаж по правилам ТБ. Преподаватель инструктирует обучающихся, о чем свидетельствуют их подписи в ведомости проведения инструктажа.

Преподаватель обязан следить за выполнением правил и дисциплиной студентов по пути следования, в транспорте и в ВГСЧ. Вместе с ответственным сотрудником ВГСО сопровождающий преподаватель несут полную ответственность за соблюдение правил ТБ на посещаемом предприятии.

На этом первый этап занятия завершен.


После проведения инструктажа преподаватель и студенты добираются к 1-му взводу горноспасательного отряда №3.


7.Экскурсия на предприятие

Прибыв к месту назначения, студенты и преподаватель знакомятся с ответственным за проведение экскурсии командиром 2-го отделения Ивановым С. П. Он объясняет маршрут движения по объекту. Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае несоблюдения ТБ и нарушений дисциплины сотрудник ВГСО имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу за пределы взвода.

Вначале обучающиеся осматривают гараж с оперативными машинами, газоаналитическую лабораторию, спортивный зал с тренажерами. Они узнают, что отделение может самостоятельно выполнять оперативные задания. В состав отделения входят 7 человек: командир отделения, 5 респираторщиков и водитель оперативной машины. В машине имеется все необходимое оснащение: респираторы, средства пожаротушения, аппаратура связи и др. Затем студентов ведут в учебный кабинет, где постоянно проходят занятия с сотрудниками горноспасательной службы. Там же Иванов С.П. проводит небольшой урок по дальнейшему ознакомлению ребят с оборудованием и задачами организации. Экскурсовод отражает работу отделений, значение той или иной операции в ходе спасения людей, в процессе ликвидации последствий аварии, акцентирует внимание на заинтересованном отношении к работе, ориентирует студентов на правильность профессионального выбора. В ходе экскурсии Иванов С.П. умело сочетает изложение материала и демонстрацию объектов, формирует позитивное отношение к горноспасательной службе, вызывает активный интерес у студентов. Студенты задают интересующие их вопросы.

В течение экскурсии и по ее завершению студенты делали фотоснимки оборудования, записывали интересный материал.


8.Обобщение сведений и их систематизация по результатам экскурсии.

Преподаватель подводит итог урока-экскурсии. В результате проведения занятия в форме экскурсии в основном удалось добиться запланированных образовательных, воспитательных и развивающих целей, студенты ознакомлены с новым учебным материалом, при этом они проявили творческую активность. Во время подготовки презентаций и сообщений активизировалась самостоятельная работа студентов, которые приходили на консультацию к преподавателям горных дисциплин.

Обучающимся сообщается домашнее задание: результаты урока оформить в форме информационно — аналитических отчетов с выводами и рекомендациями. По итогам представленных отчетов, фотографий и презентаций студентам будут выставлены оценки с учетом творческого подхода к выполнению задания.

Студенты и преподаватель поблагодарили всех работников ВГСЧ за интересную встречу.


Заключение


Урок-экскурсия показал эффективность и целесообразность проведения комплексных занятий в учебном процессе. Данная форма проведения учебного занятия позволяет усилить и подчеркнуть межпредметные связи, снизить нагрузку на студентов, дополнить сферу получаемой информации, повысить познавательную мотивацию обучения. Умело проведенные экскурсии способствуют устранению формализма в преподавании, содействуют осуществлению связи дисциплин специального цикла с жизнью, техникой, производством, формируют основу знаний для выполнения курсовых и дипломных проектов.

Проведение урока-экскурсии способствовало формированию у студентов общих и профессиональных компетенций по МДК.01.01. Основы горного дела.

Поэтому следует активнее внедрять в учебный процесс не только новые современные типы уроков, но и проводить учебные занятия в подобной форме. Как гласит пословица, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.



Список использованных источников

1.Заплавский Г.А., Лесных В.А. Горные работы, проведение и крепление горных выработок. – М.: Недра, 1986. – 269 с.

2.Игнатенко К.П., Брайцев А.В., Эйнер Ф.Ф. Вентиляция, подземные пожары и горноспасательное дело. М.: Недра, 1975. 248 с.

3.Правила безопасности в угольных шахтах. Приказ Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики от «13» апреля 2018 года № 261. 214 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://sovminlnr.ru/docs/2018/05/02/u261.pdf

4.Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2007. – 178с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://bgspl.by/wp-content/uploads/2018/01/Organizatsiya-i-metodika-professionalnogo-obucheniya.pdf

5.МЧС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/uchrezhdeniya-mchs-rossii/spasatelnye-podrazdeleniya/voenizirovannye-gornospasatelnye-chasti

6.Национальная энциклопедическая служба России (НЭС). Педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://didacts.ru/termin/ekskursija-uchebnaja.html

7.Шахтерская энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://miningwiki.ru/wiki/







Приложение 1

t1679397076aa.gift1679397076ab.gif


t1679397076ac.gif



t1679397076ad.gif

Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.