Методическая разработка"Знакомство со звуками [М] – [М`] и буквой М"
Знакомство со звуками [М] – [М`] и буквой М
Малинина Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических ВУЗов и средних профессиональных организаций. В работе представлен опыт педагога дополнительного образования по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Хорошо уметь читать» (стартовый уровень сложности, 2 года обучения, для детей 5–7 лет) социально-гуманитарной направленности. Описанное занятие знакомит с приемами изучения буквы М и звуков, которые передает эта буква: [М] (согласный твердый звук) и [М`] (согласный мягкий звук). В основе изучения – фонематический подход к обучению чтению. На занятии применяются педагогические приемы: ситуативно-ролевая игра, дидактические упражнения и игры.
В настоящее время многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, учителя начальной школы отмечают большое количество детей с разными формами аномалий речевого развития. Логопедические проблемы часто отражаются на том, как потом пишут и читают дети. Поэтому важно формировать у ребенка фонематический слух, сделать этот процесс привлекательным, используя ресурсы игры, – естественного для дошкольников процесса. Для детей дошкольного возраста изучение особенностей русского языка необходимо обязательно сопровождать наглядным материалом и дидактическими пособиями: презентацией, картинками, карточками. Необходимо добиваться правильной артикуляции при произношении, но при этом ребенок должен делать это с удовольствием, воспринимая процесс не как сложный и скучный. Тогда восприятие, произношение звуков, определение их качеств и места в слове станут для ребенка действиями, которые воспроизводятся естественно и привычно. В этом заключается актуальность представленной методической разработки. Локальная новизна выражена в использовании ситуативно-ролевой игры для проведения занятия.
Цель: познакомить детей со звуками [М] и [М`] и буквой М.
Задачи занятия:
уточнить знания детей о звуках [М] и [М`];
сформировать и закрепить навыки выделения звуков [М] и [М`] в словах и определения позиции звуков в словах;
познакомить с буквой М;
развить зрительное восприятие, фонематический слух, мелкую моторику рук;
развить любопытство, воображение, познавательную мотивацию;
воспитать соблюдение основных правил поведения на занятиях, познавательную культуру.
Теоретический материал: понятия «буква», «звук», «согласный твердый», «согласный мягкий», «согласный звонкий».
Практика: дидактические игры.
Используемый материал:
раздаточные листы с заданиями;
презентация или изображение (картинки) девочки Маши, цветов;
карточки с буквами.
План занятия:
Актуализация знаний.
Введение в игровую ситуацию.
Открытие нового знания.
Задание «Определи звук».
Задание «Угадай –ка».
Динамическая пауза: «Путешествие».
Задание «Где спрятался звук».
Подведение итогов занятия.
Актуализация знаний. Педагог спрашивает у детей: с какими звуками и буквами они знакомы, чем все эти звуки похожи? Как определить, что звуки гласные?
Введение в игровую ситуацию.
Педагог: Сегодня я хочу рассказать вам одну замечательную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день Маша придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день. Вдруг прибежала кошка Мурка с котенком и начала с Машей разговаривать: «М-м-м-ур», котенок тоже поздоровался: «М`-м`-м`яу». Маша улыбнулась – значит, сегодня я дружу со звуком… Каким, ребята?
Задание «Определи звук». Определяем, какие звуки: попросить детей «спеть» звуки [М] и [М`], посмотреть на ротик (смотрят друг на друга). Делают выводы (звуки «не поются», выдыхаемый воздух встречает преграду в виде губ, значит, это согласные). Дети вспоминают, как «разговаривала» кошка («М-м-м-у-р») и котенок («М`-м`-м`яу».). Вместе с педагогом дети делают вывод, что звуки бывают твердые и мягкие. Положив пальчики на горлышко, определяют, что звуки звонкие (при произнесении чувствуют пальцами, как идет звук, напрягается гордо).
Педагог: А вы хотите узнать, что произошло с Машей дальше? Для этого надо выполнить задание.
Задание «Угадай –ка». Маша пошла на кухню. Там мама готовила Маше завтрак. Как вы думаете, какую кашу мама сварила – гречневую, манную или рисовую? А что будет Маша пить – чай, сок или молоко? Почему?
Педагог: Молодцы! Вы правильно справились с заданием! Конечно, Маша решила, что сегодня она дружит со звуками М и М`, поэтому она выбрала на завтрак манную кашу и молоко.
Динамическая пауза «Путешествие». Мы шагаем друг за другом
(дети идут на месте, поднимают ноги в колене)
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
(дети кладут кисти рук на плечи,
«машут» руками, согнутыми в локтях)
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
(Дети делают оборот вокруг себя).
Педагог: Замечательно, садитесь! Что же произошло с девочкой Машей дальше?
Потом Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенку:
мы – ма - мо
мо – мы – му
мы – мо – ма
В саду росло много цветов, но Маша выбрала цветы только со звуками [М] и [М`]. Какие? (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны) Почему? (дети выбирают карточки с цветами: ромашки и маки)
Педагог: Правильно, в словах ромашки, маки мы слышим звук М.
Задание «Где спрятался звук»
Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуками [М] и [М`]. У нас тоже есть картинки, где нужно определить, в какой части слова могут находиться наши звуки (листочки с заданиями). Знакомим детей с домиком – буквой для этих звуков.
Работа с букварем (с.7)
Подведение итогов занятия.
Дети отвечают на вопросы о том, кто сегодня приходил в гости, чем мы помогли Маше? Каждый ребенок старается ответить на вопрос: Что тебе особо удалось, понравилось?
Литература
Развиваем речемыслительную деятельность малыша. Логопедические карточки / И.Н. Лебедева, Д.Л. Лейзерова. – СПб.: Литера, 2020.