Методическая разработка"Знакомство со звуками [М] – [М`] и буквой М"

1
0
Материал опубликован 7 December

Знакомство со звуками [М] – [М`] и буквой М


Малинина Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги


Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических ВУЗов и средних профессиональных организаций. В работе представлен опыт педагога дополнительного образования по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Хорошо уметь читать» (стартовый уровень сложности, 2 года обучения, для детей 5–7 лет) социально-гуманитарной направленности. Описанное занятие знакомит с приемами изучения буквы М и звуков, которые передает эта буква: [М] (согласный твердый звук) и [М`] (согласный мягкий звук). В основе изучения – фонематический подход к обучению чтению. На занятии применяются педагогические приемы: ситуативно-ролевая игра, дидактические упражнения и игры.

В настоящее время многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, учителя начальной школы отмечают большое количество детей с разными формами аномалий речевого развития. Логопедические проблемы часто отражаются на том, как потом пишут и читают дети. Поэтому важно формировать у ребенка фонематический слух, сделать этот процесс привлекательным, используя ресурсы игры, – естественного для дошкольников процесса. Для детей дошкольного возраста изучение особенностей русского языка необходимо обязательно сопровождать наглядным материалом и дидактическими пособиями: презентацией, картинками, карточками. Необходимо добиваться правильной артикуляции при произношении, но при этом ребенок должен делать это с удовольствием, воспринимая процесс не как сложный и скучный. Тогда восприятие, произношение звуков, определение их качеств и места в слове станут для ребенка действиями, которые воспроизводятся естественно и привычно. В этом заключается актуальность представленной методической разработки. Локальная новизна выражена в использовании ситуативно-ролевой игры для проведения занятия.


Цель: познакомить детей со звуками [М] и [М`] и буквой М.

Задачи занятия:

уточнить знания детей о звуках [М] и [М`];

сформировать и закрепить навыки выделения звуков [М] и [М`] в словах и определения позиции звуков в словах;

познакомить с буквой М;

развить зрительное восприятие, фонематический слух, мелкую моторику рук;

развить любопытство, воображение, познавательную мотивацию;

воспитать соблюдение основных правил поведения на занятиях, познавательную культуру.


Теоретический материал: понятия «буква», «звук», «согласный твердый», «согласный мягкий», «согласный звонкий».

Практика: дидактические игры.

Используемый материал:

раздаточные листы с заданиями;

презентация или изображение (картинки) девочки Маши, цветов;

карточки с буквами.


План занятия:

Актуализация знаний.

Введение в игровую ситуацию.

Открытие нового знания.

Задание «Определи звук».

Задание «Угадай –ка».

Динамическая пауза: «Путешествие».

Задание «Где спрятался звук».

Подведение итогов занятия.


Актуализация знаний. Педагог спрашивает у детей: с какими звуками и буквами они знакомы, чем все эти звуки похожи? Как определить, что звуки гласные?


Введение в игровую ситуацию.

Педагог: Сегодня я хочу рассказать вам одну замечательную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день Маша придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день. Вдруг прибежала кошка Мурка с котенком и начала с Машей разговаривать: «М-м-м-ур», котенок тоже поздоровался: «М`-м`-м`яу». Маша улыбнулась – значит, сегодня я дружу со звуком… Каким, ребята?


Задание «Определи звук». Определяем, какие звуки: попросить детей «спеть» звуки [М] и [М`], посмотреть на ротик (смотрят друг на друга). Делают выводы (звуки «не поются», выдыхаемый воздух встречает преграду в виде губ, значит, это согласные). Дети вспоминают, как «разговаривала» кошка («М-м-м-у-р») и котенок («М`-м`-м`яу».). Вместе с педагогом дети делают вывод, что звуки бывают твердые и мягкие. Положив пальчики на горлышко, определяют, что звуки звонкие (при произнесении чувствуют пальцами, как идет звук, напрягается гордо).

Педагог: А вы хотите узнать, что произошло с Машей дальше? Для этого надо выполнить задание.

Задание «Угадай –ка». Маша пошла на кухню. Там мама готовила Маше завтрак. Как вы думаете, какую кашу мама сварила – гречневую, манную или рисовую? А что будет Маша пить – чай, сок или молоко? Почему?

Педагог: Молодцы! Вы правильно справились с заданием! Конечно, Маша решила, что сегодня она дружит со звуками М и М`, поэтому она выбрала на завтрак манную кашу и молоко.

Динамическая пауза «Путешествие». Мы шагаем друг за другом

(дети идут на месте, поднимают ноги в колене)

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(дети кладут кисти рук на плечи,

«машут» руками, согнутыми в локтях)

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

(Дети делают оборот вокруг себя).


Педагог: Замечательно, садитесь! Что же произошло с девочкой Машей дальше?

Потом Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенку:

мы – ма - мо

мо – мы – му

мы – мо – ма

В саду росло много цветов, но Маша выбрала цветы только со звуками [М] и [М`]. Какие? (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны) Почему? (дети выбирают карточки с цветами: ромашки и маки)

Педагог: Правильно, в словах ромашки, маки мы слышим звук М.


Задание «Где спрятался звук»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуками [М] и [М`]. У нас тоже есть картинки, где нужно определить, в какой части слова могут находиться наши звуки (листочки с заданиями). Знакомим детей с домиком – буквой для этих звуков.

Работа с букварем (с.7)


Подведение итогов занятия.

Дети отвечают на вопросы о том, кто сегодня приходил в гости, чем мы помогли Маше? Каждый ребенок старается ответить на вопрос: Что тебе особо удалось, понравилось?


Литература

Развиваем речемыслительную деятельность малыша. Логопедические карточки / И.Н. Лебедева, Д.Л. Лейзерова. – СПб.: Литера, 2020.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.