Методические аспекты реализации информационных процессов в образовании
Доклад
По дисциплине
“Использование вычислительной техники в учебном процессе”
На тему: Методические аспекты реализации информационных процессов в образовании.
Выполнила: студентка 4 курса
Педагогического факультета
Группы ФМОр(Б) 1-18б
КНУ им. Ж. Баласагына
Беккелдиева А.Ж.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3
Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе……………………………………………4
Мотивационный аспект…………………………………….…………4
Содержательный аспект………………………………………………5
Учебно-методический аспект………………………………………...5
Организационный аспект……………………………………………..5
Контрольно-ориентировочный аспект……………………………….5
Новые методы обучения………………………………………………6
Метод проектов………………………………………….…………….6
Метод информационного ресурса……………………………………7
Дидактическая игра…………………………………….……………...8
Заключение……………………………………………………………………9
Список использованной литературы……………………………………….10
Введение
Сегодня в сфере образовательного пространства, большое внимание уделяется самообразованию нового поколения. Для этого разрабатываются основные приоритетные задачи, решение которых в свою очередь будет основываться на современных потребностях молодежи 21го века.
Одной из таких задач является внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности человека как индивида.
Стоит отметить, что термин «информационные технологии» в последние годы стал намного шире восприниматься и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей, и при этом образуют термин «Современные информационные технологии».
Так к примеру, Ирэна Веньяминовна Роберт под средствами предлагает понимать программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) [2].
Иначе говоря, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения, т.е. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и педагога, а также помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.
Это означает, что, внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
В свою очередь, создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.
А это значит, что внедрение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей студентов в информационном обществе, т.е. гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы [3].
1. Можно выделить и несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
• освоения, как обучающимися, так и педагогами современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Здесь возможности ИКТ могут быть использованы:
• при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
• для создания индивидуальных тестовых мини-занятий;
• для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы обучающихся.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
• при обучении каждого обучающегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
• при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый [4].
2. При этом, существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с появлением и использованием современных средств ИКТ.
1. Метод проектов.
В практике многих педагогов ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности студентов, в которых предусматривается вовлечение каждого студента в активную познавательную деятельность.
Основными требованиями к использованию метода проектов в обучении с использованием средств ИКТ являются:
• наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
• практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
• подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.
Поэтому выполнение проектного задания способствует:
• формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению, и развитию;
• выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;
• активизации познавательной деятельности обучающихся, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований.
Таким образом, существующий опыт применения подобных методов в образовании свидетельствует о наличии новых форм организации учебного процесса, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в телекоммуникационных сетях, с существующим учебным материалом многих учебных предметов, высокой педагогической эффективности создания простейших средств ИКТ в результате коллективной поисковой и образовательной деятельности.
2. Метод информационного ресурса.
В настоящее время одним из возможностей выбора источника информации человека можно отнести электронные издания и ресурсы. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на занятии, под руководством преподавателя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.
Здесь основная задача преподавателя, использующего метод информационного ресурса – подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них обучающегося.
При этом, основные отличия данного метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:
• используемые образовательные электронные издания находятся на различных серверах в сети Интернет;
• количество информационных ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным;
• гипермедиа-технологии, использующиеся в сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию.
Основная цель использования метода информационного ресурса – закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучаемого в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.
Однако данный метод имеет и свои небольшие недостатки. К ним можно отнести значительные затраты времени как со стороны педагога, связанные со сбором и структуризацией ОЭИ, повышенным требованием к качеству используемых средств ИКТ в процессе обучения, единообразность ресурсов (сходные интерфейс и навигация), так и со стороны обучаемого: навигация, просмотр, чтение и т.д.
3. Дидактическая игра.
Данный метод обучения является достаточно эффективным и целесообразным с использованием средств ИКТ. Существует несколько достаточно важных особенностей, которые необходимо учитывать при использовании метода игр в информатизированном обучении.
Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у обучаемых навыки контроля и самоконтроля.
Поэтому стоит отметить, что, игра с применением информационных и коммуникационных технологий может рассматриваться, как возможность обучающимся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания учебы. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона данной игры приобщает участников к жизни. Она позволяет участникам «делать ошибки» и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий.
Заключение
Таким образом, использование ИКТ значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
А это значит, что возможны огромные представления информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе как методического аспекта преподавания какой-либо дисциплины.
Список использованной литературы:
1. Аксянов И.М. Формирование учебного процесса в условиях информационной среды / В сб. трудов Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании», ч. 2. М.: Просвещение, 2003.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Школа – Пресс. 1994.
3. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001.
4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. 1986.