Методические основы организации образовательного процесса уроков технологии для детей с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
НИКОЛАЕВА Л. С.
МАОУ «СОШ № 36 Г. ВЛАДИМИРА»
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
В нашей школе разработана программа воспитания и социализации несовершеннолетних обучающихся «Путь к здоровью, познанию и творчеству» для учащихся с ОВЗ (в том числе и инвалидов) 5-9 классов с заболеваниями органов зрения (слабовидящие, с врожденными заболеваниями глаз); детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; детей, находящихся на индивидуальном обучении. Структура программы определяет особенности организации учебного процесса для вышеуказанной категории детей на уроках «Физкультура», «Информатика» и «Технология», поскольку эти предметы более других нацелены на социализацию детей с ОВЗ.
Так, индивидуальная программа физического воспитания помогает таким ученикам поддерживать и улучшать состояние своего здоровья, «Информатика» способствует установлению доступа к информационному пространству; уроки технологии и занятия в кружках по декоративно-прикладному творчеству способствуют развитию мелкой моторики, воспитывают вкус; способствуют раскрытию способностей обучающегося, а также предоставляют опыт социализация в быту и, возможно, будущей профессии. Основная часть теоретических знаний по предмету «Технология» реализуется на практике, и возникают определенные трудности при получении этих навыков детьми с ОВЗ в условиях «массовости», когда в группе 15-17 человек, и не предусмотрены отдельные рабочие места и условия труда, учитывающие особенности развития конкретного ребенка.
Рассмотрим рекомендации по организации учебного процесса для детей с ОВЗ на уроках технологии, представленные в данной программе
Особенности организации учебного процесса для учеников с заболеваниями органов зрения (в том числе наличие или отсутствие инвалидности)
1. Увеличение шрифта в технологической документации.
2. Увеличение размера чертежей в раздаточной дидактике.
3. Подбор цветовой гаммы основных и вспомогательных материалов.
4. Увеличение освещенности рабочего места за счет дополнительной установки настольных съемных ламп.
5. Использование наглядных пособий с небольшим количеством элементов.
6.Соблюдение длительности непрерывного применения различных технических средств обучения (15-30 мин.).
7. Зрительная гимнастика, динамические паузы.
Особенности организации учебного процесса для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата относительно легкой патологии
1. Удобное рабочее место.
2. Комфортное освещение.
3. Занятия в кружках по декоративно-прикладному искусству.
4. Творческие проекты по рукоделию.
Особенности организации учебного процесса для учеников, находящиеся на индивидуальном обучении
1. Проектно-исследовательская деятельность.
2. Индивидуальные консультации.
3. Участие в школьных конкурсных мероприятиях (Дни науки, выставки творческих работ, конкурсы проектно-исследовательских работ).
Дистанционное обучение детей с ОВЗ играет не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит обучающимся осознать себя полноценными членами общества. Мною созданы электронные образовательные ресурсы: «Технология, 5 класс», «Технология, 6 класс» для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Ресурсы размещены на Региональном сайте дистанционного обучения школьников «Дом@шняя школ@» в 2013 году http://dodeti.vladimir.i-edu.ru/ . Курсы содержат лекции, тексты, видеофильмы и видеозаписи, интерактивные презентации; яркие иллюстрации, схемы и плакаты, интерактивные задания с сервера; а также тесты, творческие задания, проектно-исследовательскую деятельность Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. Ежегодно учебные курсы «Технология, 5 класс и «Технология, 6 класс» ведут тьюторы школ региона.
Для выполнения практических работ, связанных с технологией приготовления пищи, конструированием и моделированием одежды, изготовлением изделий декоративно-прикладного характера, необходимы такие качества, как пространственное воображение, отточенный глазомер, четко скоординированное движение рук. Все эти качества развиваются на уроках технологии. Но возникают определенные трудности при развитии этих качеств у детей левшей. Отсутствие необходимого учебного и дидактического материала для обучения леворуких детей заставляет учителя самому разрабатывать методику показа трудовых приёмов работы на технологическом оборудовании, приемы пользования инструментами и приспособлениями, методику выполнения технологических операций. Считаю своим профессиональным долгом помочь левше расположить удобно инструменты на рабочем месте, при необходимости устанавливаю съемные настольные лампы, чтобы свет падал справа. Для обучения левшей на уроках технологии использую авторскую документацию письменного инструктирования: наглядные пособия в виде схем, рисунков, фотографий, индивидуальные технологические карты. Они в значительной степени помогают таким ученикам быстрее освоить многие виды деятельности при работе ручной иглой, вязальным крючком, кухонным инструментом и др. Особые трудности в обучении левшей возникают при выполнении машинных работ. Швейная машина устроена так, что все в ней эргономично рассчитано под правую руку. Заправка ниток, замена иглы, подъем прижимной лапки, поворот махового колеса – все эти трудовые операции требуют от левшей особого внимания, заставляют приспосабливаться.
Для предотвращения перенапряжения на уроках технологии слежу за периодической сменой вида деятельности, провожу физкультминутки, стараюсь создавать положительный эмоциональный настрой.
Вывод: каждому ученику на уроках в школе необходимо создавать условия, благоприятные для развития именно его способностей и задатков.
Литература:
1. Безруких М.М. Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф, 2006. – 64с.: ил.
2. Шорох – Троцкая М. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь, 2002, № 8, с 65-72
Интернет-ресурсы:
http://doctor.74.ru/text/health/7102.html
http://av.psiholog630.edusite.ru/p6aa1.html
http://pandia.ru/text/77/185/11252.php