12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Екатерина677
Россия, Ярославская обл.
2

Методические подходы к развитию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи на материале произведений изобразительного искусства

Методические подходы к развитию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи на материале произведений изобразительного искусства

Для того, чтобы понять специфику восприятия старшими дошкольниками произведений изобразительного искусства, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые создают возможность приобщения детей к искусству. В старшем дошкольном возрасте произвольное внимание становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания произведений изобразительного искусства.

Образная память и воображение существенно меняются: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. В старшем дошкольном возрасте формируется преднамеренное воображение. Эти своеобразия способствуют восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

Наглядно-образные формы формируются на основе имеющегося наглядно-действенного мышления. Вследствие этого, дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи (художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем).

Образное мышление создает предпосылки для формирования логического. Старшие дошкольники способны сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать верные логические суждения и делать правильные выводы. Ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), трудно ему дается раскрывать пространственные и временные отношения в смысловом их значении.

Формирование у дошкольников эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть прекрасное, обусловливает высокий познавательный уровень детей. У ребенка развиваются эстетические чувства и представления, на их основе формируется творческое воображение самостоятельной деятельности[1].

Р.М. Чумичева считает, что из различных живописных жанров дети отдают предпочтения бытовому и натюрморту. Потому что со многими предметами натюрморта дошкольники встречаются в быту, а чувства, выраженные в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.

Большой интерес вызывают картины о труде взрослых, произведения героической тематики, и те полотна, содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение [3].

Старшие дошкольники воспринимают познавательную (легко понимают, о чем художник сказал в своей картине, однако не могут еще анализировать отношения, переданные художником), эстетическую (рассказывают с особой эмоциональной настроенностью, но исходя из эмоциональной реакции на красивое сочетание красок) и нравственную (сложно уяснить нравственную ценность портрета) ценность содержания картины.

При целенаправленных занятиях у детей качественно меняется восприятие красоты. Дошкольников волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие современность.

Н. Халезова и Р. Чумичева выделяют следующие этапы ознакомления с живописью:

Искусствоведческий рассказ педагога.

Самостоятельный анализ содержания картины.

Восприятие с помощью новых методических приемов.

Занятия по ознакомлению с портретной живописью строятся несколько иначе, это обусловлено особенностью портретного жанра.

Беседы о портретной живописи можно построить на основе трех групп вопросов:

1. Вопросы-побуждения: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым на картине? Что еще изображено? Что эти предметы рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?»

2. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза?»

3. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?»

Е.И. Тихеева считает, что для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации, так как для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах, но и для ознакомления с новыми, путем жизненных наблюдений. Она же выделяет следующие основные положения, которыми следует руководствоваться проводя занятие по картине:

1. Графическая грамотность картины, не искажающая действительность.

2. Психологическое соответствие возрасту ребенка.

3. Рассматривание картины продолжается пока ребенок проявляет интерес.

4. Картина показывается против света.

5. Дети сидят полукругом, для показа деталей используется специальная палочка.

6. Педагог своим примером стимулирует детей к желательным речевым реакциям [2].

Р.М. Чумичева в работе с детьми старшего дошкольного возраста советует использовать следующие произведения портретной живописи: А. Архипов «Молодая крестьянка в красной кофте», М. Башкирцева «Дождевой зонтик», В. Васнецов «Аленушка», С. Григорьев «Веселые зрители», В. Жемерикин «Рабочий», О. Кипренский «Девочка в маковом венке», П. Маковский «Дети, бегущие от грозы», А. Пластов «Дети», В. Серов «Мика Морозов», «Портрет Ермоловой», Н. Суздальцева «Анюта», С. и А. Ткачевы «Детвора», Н.Рачков « Девочка с ягодами», В. Тропинин «Девочка с куклой», «Голова мальчика».

Доступные для восприятия дошкольниками натюрморты: И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов», П. Кончаловский «Маки» и др.

Пейзажи таких художников: К. Юона, В. Бялыницкого-Бирули, Г. Нисского, B. Мешкова. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима» изображают русскую зиму с ее обильными снегами, голубыми просторами, кружевом ветвей.

Можно использовать реалистическое искусство прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского; картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке»[2].

Таким образом, художественные картины всесторонне развивают личность дошкольника, приобщают к социальному опыту народа, знакомят с духовными ценностями, а значит, помогут развить связное высказывание у детей.

Выводы:

1.Наглядность облегчает процесс становления связной речи, повышает потенциальные возможности полноценного развития детей с нормальным речевым развитием и ОНР. Рассматривание картин, иллюстраций, схем помогает детям с нормальным речевым развитием составлять рассказы и повышает интерес, мотивирует познавательную активность у дошкольников с ОНР.

2.У многих детей наряду с ОНР встречается неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Через наглядные методы у ребенка ускоряется процесс запоминания и усвоения материала, они учатся видеть главное и систематизировать получаемую информацию. Наглядное моделирование вызывает у детей интерес и помогает решить проблему невнимательности ребенка.

3.Связную речь можно развивать с помощью изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, богатые по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные для ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Библиографический список

1. Баряева, Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения рассказыванию по картине [Текст] / Л. Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2006. - № 2. – С. 4-13.

2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 111 с.; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/2/0320/2_0320-65.shtml#book_page_top (25.03.2019)

3. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dist.avpu.ru/sites/default/files/chumicheva_o_zhivopisi.pdf (08.04.2019)




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.