Методика по автоматизации и дифференциации звуков для обучающихся 1–4 классов
Методика по автоматизации и дифференциации звуков для обучающихся 1-4 классов.
Данная методика может использоваться для детей с ОВЗ, так как имеет разный уровень сложности и учитывает особенности развития .
Данная методика основана на серии логопедических игр «Двойняшки» для детей 4-7 лет авторов Русаковой О.В., Колясниковой Д.Б.
Игра №1. Данная игра достаточно универсальная и может использоваться в разных видах работы. Она поможет автоматизировать звук Р в речи , развивает лексику, грамматику, словарный запас, процессы словообразования и словоизменения, а также связную речь ребёнка, развивает память, внимание, мышление, воображение детей. Способствует предупреждению дисграфии и дислексии и может использоваться в коррекционной работе над данными процессами.
Ход игры 1 (автоматизация звука): разрезаем 12 парных карточек, перемешиваем и выкладываем на стол перед игроками в четыре ряда (по 6 карточек) так, чтобы они не видели картинок. Поочередно игроки переворачивают по одной карточке и называют картинки, четко проговаривая звук Р. Если у игрока совпадают две одинаковые карточки, то он берёт следующую. Если не совпадают, то он кладёт её на место. Игрокам нужно запомнить, где находятся пары. Победит тот, кто быстрее соберет пары и четко проговорит звук Р в словах. В зависимости от возраста и уровня развития ребёнка количество карточек может увеличиваться или уменьшаться.
Используемые слова: дрозд, грач, журавль, орлан, беркут, ворона, сорока, гагара, воробей, куропатка, кедровка, жаворонок.
Ход игры 2: используем меньшее количество карточек (до шести пар). Также выкладываем карточки на стол перед игроками (могут играть ребенок и взрослый, либо ребенок и ребенок) в 3 ряда (по 4 карточки) так, чтобы они не видели картинок. Поочередно игроки переворачивают по одной карточке и называют картинки, четко проговаривая звук Р (закрепляем автоматизацию звука Р в словах). Далее, ребенок читает название птицы и определяет лексическое значение слова (можно использовать толковый словарь). Даёт описание птицы с помощью взрослого (цвет, размер, чем питается). Составляет словосочетания с данной картинкой, далее предложения. Игра продолжается и, когда ребёнок вытягивает парную картинку, с которой работал подробно, то должен повторить всё, что запомнил. В конце игры ребенок записывает в тетрадь то, что запомнил. Сначала это может быть набор слов, дальше словосочетания, отдельные предложения, текст.
С данным материалом можно работать над антонимами («Найди большую птичку – а сейчас противоположную ей»), синонимами (при описании птички). Также развиваем процессы словообразования и словоизменения («Назови ворону ласково», «Назови детёнышей вороны» или «Назови семейство»)
Игра №2. Данная игра достаточно универсальная и может использоваться в разных видах работы. Она поможет автоматизировать звук РЬ в речи , развивает лексику, грамматику, словарный запас, процессы словообразования и словоизменения, а также связную речь ребёнка, развивает память, внимание, мышление, воображение детей. Способствует предупреждению дисграфии и дислексии и может использоваться в коррекционной работе над данными процессами.
Ход игры 1 (автоматизация звука): разрезаем 14 парных карточек, перемешиваем и выкладываем на стол перед игроками в четыре ряда (по 7 карточек) так, чтобы они не видели картинок. Поочередно игроки переворачивают по одной карточке и называют картинки, четко проговаривая звук РЬ. Если у игрока совпадают две одинаковые карточки, то он берёт следующую. Если не совпадают, то он кладёт её на место. Игрокам нужно запомнить, где находятся пары. Победит тот, кто быстрее соберет пары и четко проговорит звук Р в словах. В зависимости от возраста и уровня развития ребёнка количество карточек может увеличиваться или уменьшаться.
Используемые слова: снегирь, ястреб, рябчик, тетерев, зарянка, свиристель, трясогузка, стриж, кряква, орёл, скворец, огарь, глухарь, лазоревка, колибри.
Ход игры 2: используем меньшее количество карточек (до шести пар). Также выкладываем карточки на стол перед игроками (могут играть ребенок и взрослый, либо ребенок и ребенок) в 3 ряда (по 4 карточки) так, чтобы они не видели картинок. Поочередно игроки переворачивают по одной карточке и называют картинки, четко проговаривая звук РЬ (закрепляем автоматизацию звука РЬ в словах). Далее, ребенок читает название птицы и определяет лексическое значение слова (можно использовать толковый словарь). Даёт описание птицы с помощью взрослого (цвет, размер, чем питается). Составляет словосочетания с данной картинкой, далее предложения. Игра продолжается и, когда ребёнок вытягивает парную картинку, с которой работал подробно, то должен повторить всё, что запомнил. В конце игры ребенок записывает в тетрадь то, что запомнил. Сначала это может быть набор слов, дальше словосочетания, отдельные предложения, текст.
С данным материалом можно работать над антонимами («Найди большую птичку – а сейчас противоположную ей»), синонимами (при описании птички). Также развиваем процессы словообразования и словоизменения («Назови снегиря ласково», «Назови детёнышей снегиря» или «Назови семейство»)
Игра №3 (дифференциация звуков Р-РЬ в словах, словосочетаниях, предложениях).
Карточки из игры №1 и игры №2 можно совместить. Выбрать определенное количество пар (в зависимости от возраста играющих) и проводить аналогичную работу по дифференциации данных звуков.